Биоэтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых вопросов, многие из которых не имеют однозначного решения. Это такие проблемы как вмешательство в репродукцию человека, другие возможности и опасности генетики, общество и психически больной человек, общество и ВИЧ-инфицированный. Возникают новые понятия, нуждающиеся в осмыслении и формулировке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Биоэтика как наука…………………………………………………...4
1.1. Биоэтика- определение………………………………………………………4
1.2. Основные проблемы………………………………………………………….5
1.3. Биоэтика как мировозрение………………………………………………….8
Глава 2. Теоритические концепции биоэтики……………………………….9
2.1. Исторические модели моральной медицины………………………………9
2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Биоэтика.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает “должное”). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека» )

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого  организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.4

 

 

2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека

 

 

"До тех  пор, пока  прочие животные будут  исключены  из круга духовной  жизни, в  котором признаются  общие правила  и обязанности,  люди не сделают  ни шага  вперед на пути к нравственному совершенствованию ". Струве

Этические представления  человечества постоянно менялись. Хотя в каждую данную эпоху нравственные принципы, которых придерживался  человек, казались ему чем-то незыблемым, в действительности человек пересматривал  свое отношение к окружающему  миру постоянно, по мере развития его  духовных потенциалов.5

О низком нравственном уровне человеческого общества на заре его  возникновения можно судить по этическим  представлениям отсталых племен, люди которых могут утверждать, что  благо - это, " когда мне хорошо", и зло - " когда мне плохо". Очевидно, что примитивный человек  занимал эгоцентрическую позицию. В обществе, находящемся на низком культурном и духовном уровне развития, считалась допустимой жестокость людей  по отношению друг к другу, тем  более жестокость по отношению к  животным. Среди туземных племен Африки, Северной Америки были приняты пытки пленных; людоедство среди некоторых африканских народов сохранилось до XX века. Пытки в Западной Европе официально были запрещены сравнительно недавно.

История позволяет  проследить динамику развития этических  взглядов человечества. Тенденции ее развития были таковы, что круг лиц, перед  которыми у человека предполагался  моральный долг, постоянно расширялся. Сначала человек защищал только свою семью, свое потомство; позднее  у него появился долг перед обществом - племенем, государством. Но и внутри государства этические взаимоотношения  были неоднородны. В отношении каких-то категорий людей нравственный долг был слабее или отсутствовал: проводилась  дискриминация по половому признаку, по классовому, имущественному, национальному или расовому. Лишь в недавнее время человечество провозгласило всех людей равными и предписало этические нормы поведения обязательными по отношению к любому человеку.

По мере развития у людей  духовности, способности  к состраданию, они стали задумываться над отношением человеческого общества к животным, над несправедливостью  и жестокостью  этих отношений; человек  стал болезненно реагировать на жестокое обращение  с животными, их уничтожение. Огромный шаг в сторону этизации отношения к животным был сделан, когда возникли религии (индуизм, буддизм и др.), придавшие форму религиозных догм запретам убивать животных.

Тенденции, утверждавшие милосердие и справедливость, медленно развивались, но постепенно побеждали.

Великий гуманист современности  Альберт Швейцер  так писал об историческом характере этики отношения к животным: " Когда-то  считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям понадобилось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни".

Лишь по мере увеличения числа этично мыслящих людей, для  которых стало доступным  сострадание  к животным, стало  возможным признать, что сознание человека становится биоэтичным. Создание законодательства по защите животных подтвердило реальность этих перемен.

Представляет  интерес  рассмотреть, как развивалась  биоэтическая мысль в разных странах  мира и  в различные эпохи. Ее развитие связано  с появлением выдающихся личностей, далеко опережавших своих современников  в интеллектуальном и духовном плане. Людьми, обладавшими биоэтическим сознанием, были прославленные мыслители, философы, ученые, деятели искусства, реформаторы и религиозные деятели, заслуги которых перед человечеством велики, иногда - неизмеримы.

Слово прогресс, употребляемое  в обыденной речи, обычно понимается как успехи в развитии техники - транспорта, городского строительства, индустриализации, связи, производства энергии. Можно  признать, что развитие этих областей деятельности человека облегчило жизнь  человеку, сделало более доступной  информацию различного рода, освободило человека для умственной работы. Однако сами по себе успехи в области техники  не являются самоцелью, не представляют собой прогресса, их можно считать  одним из средств ускорения прогресса.6

Чтобы определить, в чем  выражается истинный прогресс, следует  выбрать критерии, по которым  его  можно оценивать.

Слово прогресс означает движение - имеется в виду движение к лучшему; а для людей  лучшее - это их личное благополучие; тогда, очевидно, прогрессом следует  считать процессы, которые приносят благополучие всем членам общества. Забота обо всех - это основное положение этики; таким образом, прогрессом можно считать все более этичное отношение ко всем членам общества. Если встать на позиции биоэтики, то следует учитывать также и благополучие животных.

Изобретения различного рода в области техники, медицины, биологии - не являются во всех случаях благом для человека, тем более для  животных. Достаточно вспомнить печальную  роль механизации и автоматизации  производственных процессов, которые  привели к массовой безработице.

Другой  пример - использование  последних достижений науки в  военных целях: создание атомной, водородной бомб, других средств массового поражения. В области медицины можно привести, как пример, успехи трансплантационной техники; эта методика уводит медицину в сторону от работы над профилактикой  заболеваний, поскольку больные  с пересаженными органами, даже когда  они выживают, не могут считаться  здоровыми людьми. Таким образом, сами технические средства и научные  открытия не могут служить прогрессу, если они не используются прогрессивным  и гуманным обществом. В руках  неэтичного общества они могут быть направлены против интересов человека и всего живого.

Поскольку только этичные  люди могут распорядиться  достижениями науки и техники  на благо всего  общества, прогресс заключается в  духовном росте  человека. Ни наука, ни техника, ни обилие материальных благ не могут сами по себе создать гуманного, прогрессивного общества; они могут  создать для человека определенные удобства, но не могут защитить его  от посягательств других членов общества, что всегда было главным препятствием на пути к достижению человечеством благополучия.

Современная цивилизация  в той форме, в  которой мы имеем  ее сейчас, признает право сильного - т. е. решение проблем  путем насилия, как на государственном, так и  на уровне личной инициативы людей. Если формы насилия, к которым прибегает отдельная личность, в большинстве случаев преследуются по закону, т. е. общественно осуждены, то насилие, которое совершает государство: военные действия, перемещение граждан, лишение граждан свободы, смертная казнь, - не подлежит преследованию по закону, т. е. считается совместным с этическими представлениями общества. Акты насилия в современной цивилизации принимают глобальный характер: техническое могущество человека позволяет осуществлять уничтожение людей и животных в невиданных масштабах. Достаточно вспомнить взрывы атомных бомб в Японии, уничтожение туземного населения Америки, уничтожение многочисленных видов животных в различных частях земного шара. Таким образом, когда быстрое развитие техники опережает развитие этической мысли в человеческом обществе, это тормозит прогресс- оборачивается против интересов населения земли: людей и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Складывается следующее  определение биоэтики: «Биоэтика – наука, изучающая противоречия между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредованно могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы».

Современная биоэтика обладает всеми известными признаками сложившейся  и быстро развивающейся научной  дисциплины: имеется множество специальных  дисциплинарных журналов; в университетах  и медицинских колледжах существуют кафедры биоэтики, ведущие подготовку новых поколений специалистов; организуется бесчисленное количество семинаров, симпозиумов  и конференций; помимо существующих, создаются организации биоэтического  профиля; выпущено десятки томов  международной библиографии по биоэтике.

Если понимать биоэтику не узкомедицински, а как философски глубокую дисциплину, то выделится ее центральная проблема: отношение к жизни и смерти, к здоровью. Детализируя, сюда же можно включить и отношения врача и пациента, как равноправных участников в борьбе за здоровье.

Биоэтика – это своеобразная форма защиты прав человека, живого вообще на жизнь, на здоровье, на самоопределение  своей жизни, прав на нормальное детство, достойную человека старость и достойную  смерть.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. М.: ИФ РАН, 2008.

2. Белкина Г.Л., Корсаков С. Н. И.Т.Фролов Этика и становление отечественной биоэтики.

3. Материалы сайта ru.wikipedia.org.

4. Биоэтика: Проблемы и перспективы. Вопросы философии, № 3, 1994.

5. Иванюшкин А.Я. и др. Введение в биоэтику. М.,1998.

6. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. №3.

 

1 Иванюшкин А.Я. и др. Введение в биоэтику. М.,1998

2 Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. №3.

3 Биоэтика: Проблемы и перспективы. Вопросы философии, № 3, 1994.

4 Иванюшкин А.Я. и др. Введение в биоэтику. М.,1998.

5 Материалы сайта ru.wikipedia.org

6 Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. М.: ИФ РАН, 2008.


Информация о работе Биоэтика