Биоэтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых вопросов, многие из которых не имеют однозначного решения. Это такие проблемы как вмешательство в репродукцию человека, другие возможности и опасности генетики, общество и психически больной человек, общество и ВИЧ-инфицированный. Возникают новые понятия, нуждающиеся в осмыслении и формулировке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Биоэтика как наука…………………………………………………...4
1.1. Биоэтика- определение………………………………………………………4
1.2. Основные проблемы………………………………………………………….5
1.3. Биоэтика как мировозрение………………………………………………….8
Глава 2. Теоритические концепции биоэтики……………………………….9
2.1. Исторические модели моральной медицины………………………………9
2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Биоэтика.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Биоэтика как наука…………………………………………………...4

1.1. Биоэтика- определение………………………………………………………4

1.2. Основные проблемы………………………………………………………….5

1.3. Биоэтика как мировозрение………………………………………………….8

Глава 2. Теоритические концепции биоэтики……………………………….9

2.1. Исторические модели моральной медицины………………………………9

2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека………………….11

Заключение…………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых вопросов, многие из которых не имеют однозначного решения. Это такие проблемы как  вмешательство в репродукцию  человека, другие возможности и опасности  генетики, общество и психически больной  человек, общество и ВИЧ-инфицированный. Возникают новые понятия, нуждающиеся  в осмыслении и формулировке. За последние десятилетия складывается фактически новая этика. Ее конечная цель - защита человека и общества от возможных негативных воздействий  и вообще сложностей, возникающих  в связи с бурным прогрессом науки  и глубоким реформировании общественной жизни. Современное социально- экономическое состояние общества, недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной науки, сложность перехода от бесплатного здравоохранения к страховому, платному, и как следствие, разные возможности в потреблении медицинских услуг, дегуманизация медицинской профессии требуют переосмысления многих общественных и личных ценностей. Если понимать биоэтику не узкомедицински, а как философскую дисциплину, выделится ее центральная проблема: отношение к жизни и смерти, к здоровью. Детализируя, сюда же можно включить и отношения врача и пациента, как равноправных участников в борьбе за здоровье. Биоэтика - это своеобразная форма защиты прав человека, живого вообще на жизнь, на здоровье, на своеобразное самоопределение своей жизни, прав на нормальное детство и достойную человека старость.

 

 

 

 

Глава 1. Биоэтика как наука

    1. Биоэтика определение

 

  Биоэтика (биомедицинская этика), сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биологических и медицинских наук, и практика здравоохранения. Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 году американским биохимиком В.Р.Поттером (1911 – 2001), который обозначил биоэтику, как область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества жизни. Примерно в то же время американский врач А.Хеллегерс (1926 – 1979) дал другую трактовку биоэтике. Он представил её как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высокотехнологичная медицина. Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биологической и медицинской науках, политике и СМИ. Именно его понимание биоэтики стало со временем преобладающим. В конце 1960-х – 1970-х гг. возникли первые центры, занимающиеся проблемами биоэтики:   Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада) и т.д.1

Биоэтику можно понимать как продолжение традиций медицинской (или врачебной) этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный  характер и исходила из того, что  во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом  является врач. Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что  в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя обеими сторонами. Во многих случаях во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включаются третья сторона – этическая комиссия (комитет).

 

 

    1. Основные проблемы

 

 

1) Появление эффективных  жизнеподдерживающих технологий (например, аппарата искусственной вентиляции лёгких) обнаружило проблему: как долго следует продлевать жизнь пациента, в частности, если его сознание безвозвратно утеряно. Эта ситуация нередко порождает конфликт интересов между врачами, с одной стороны, и больными или их родственниками – с другой. Представители пациента, например, могут настаивать на продолжении жизнеподдерживающего лечения, которое, по мнению врачей, является бесполезным; или, напротив, пациенты (их представители) могут требовать прекращения медицинских манипуляций, которые они считают унижающими достоинство умирающего. Такие ситуации привели к пересмотру критериев определения момента смерти. Помимо традиционных критериев – необратимой остановки дыхания и/или кровообращения, которые теперь могут поддерживаться искусственно, стал применяться критерий смерти мозга.

2) Распространение и успехи  трансплантологии обнажили другую  сторону проблемы констатации  смерти. Пересадка органов предполагает  их изъятие у донора, у которого  констатирована смерть мозг; в  то же время вероятность успешной  трансплантации тем выше, чем  меньше времени прошло после  момента смерти. В обществе стали  возникать опасения, что продление  жизни реципиента может обеспечиваться  ценой ускорения (или поспешной констатации) смерти донора. Как реакция на эти опасения была принята норма – смерть мозга должна констатироваться бригадой медиков, независимой от тех, кто занимается заготовкой и пересадкой органов.

3) Развитие (с сер. 1970-х  гг.) технологий искусственной репродукции  человека стало ещё одним источником  моральных дилемм. Такие технологии  нередко включают манипуляции  с человеческими эмбрионами, которые  при этом обрекается на гибель. В результате актуальной и  далекой от общепринятого решения  становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.

4) Предметом ожесточенных  дискуссий стало использование  в исследовательских и терапевтических  целях стволовых клеток, особенно  эмбриональных стволовых клеток. С одной стороны, с точки  зрения исследователей, применение  таких клеток, изымаемых у эмбрионов,  особенно удобно и перспективно, с другой – для их получения  приходится умерщвлять жизнеспособные  эмбрионы человека.2

5) Немало биоэтических  проблем связано с прогрессом  генной инженерии: гено–диагностикой, позволяющей устанавливать наличие в генах дефектов, пагубное действие которых может проявиться лишь с течением времени; генотерапией, направленной на излечение генетически обусловленных патологией организма; возможностями применения методов генной инженерии не для медицинских целей, а для «улучшения» человека (т.н. либеральная евгеника). Обсуждаются также возможные риски, сопряженные с созданием и распространением в окружающей среде генетически модифицированных организмов – вирусов, бактерий, растений и животных. Острые дискуссии, а затем и принятие политических и юридических документов породило появление в 1997 первого клонированного животного – овцы Долли; объектом регулирования в этой связи становится возможное применение технологий клонирования к человеку.

6) Наибольшее развитие  в последние 30–40 лет получил  такой раздел биоэтики, как этическое  и правовое регулирование биомедицинских  исследований, проводимых с участием  человека или животных. Так, интересы  сторон, вовлеченных в проведение  таких исследований, далеко не  всегда и не во всем совпадают.  Это несовпадение обычно бывает  обусловлено не злой волей  сторон, а объективно существующим  конфликтом интересов между исследователем  и испытуемым: для первого важно  получение новых научных знаний, тогда как для второго –  улучшение или сохранение здоровья. Отношения сторон при этом  не симметричны: исследователь  обладает специальными знаниями  и умениями, которых обычно нет  у испытуемого, вместе с тем  именно на долю последнего  приходится риск, возникающий постольку,  поскольку исследование связано  с вмешательством в его организм  или психику.

Для защиты испытуемых разработан механизм этической экспертизы исследовательского проекта. Такую экспертизу в обязательном порядке проходит каждая заявка на биомедицинское исследование. Её проводит этический комитет, статус которого должен гарантировать независимость  экспертизы от администрации учреждения, в котором будет проводиться  исследование, от самих исследователей и от тех, кто финансирует исследовательский  проект. Дополнением этого механизма  является политика большинства ведущих  биомедицинских журналов, не принимающих  к публикации статьи об исследованиях, не прошедших этическую экспертизу. Другой механизм, призванный защитить здоровье, права и достоинство  испытуемых, это информированное  согласие испытуемого. Любое исследование может осуществляться только после  того, как от испытуемого получено компетентное, добровольное, осознанное и явно выраженное согласие. Испытуемому в понятной для него форме представляется необходимая информация о целях исследования; о возможных пользе и риске, связанных с его участием в исследовании; об альтернативных методах диагностики или лечения, а также о его праве в любой момент прекратить своё участие в исследовании.

Норма информированного согласия применяется при проведении вообще любого медицинского вмешательства, осуществляемого  не только в исследовательских, но и  в терапевтических целях. Все  отступления от этой нормы (согласие не самого пациента или испытуемого, а его представителей, когда он некомпетентен; вмешательство без  согласия в чрезвычайной ситуации и  прочее) также регулируются и этически, и юридически.

7) Одним из ключевых  направлений биоэтики в XXI веке  становится общественное здоровье. Эта тематика включает в себя  такие проблемы, как справедливое  распределение ресурсов здравоохранения  на национальном и международном  уровне, обеспечение доступности  лекарственных препаратов и элементарной  медицинской помощи, прежде всего  в развивающихся странах.3

 

 

    1. Биоэтика как мировоззрение

 

 

Термин " мировоззрение" относится к области философии  и означает отношение человека к  окружающему миру, его представление  об окружающем мире и своем месте  в нем.

Так же, как  этика, которая  не только рассматривает  определенные явления как наука, но и означает нравственное отношение  к миру в  целом, биоэтика - это  мировоззрение, это нравственное отношение к  животным и другим живым формам.

Вопрос о  том, что отношение  к животным может и должно быть этичным, был  окончательно решен  сравнительно недавно. В течение  многих веков царило мнение о том, что только человек  представляет ценность как живое  существо и  имеет право использовать произвольно  любые объекты живой и неживой  природы. Этот тип мировоззрения  получил название антропоцентризма (от греческого слова " антропос" -человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого  отношения к животным, развитие этической  философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность  своей этики и выработать более  гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

 

 

Глава 2. Исторический характер этики и биоэтики

2.1. Исторические модели  моральной медицины

 

Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

Модель Гиппократа («не навреди» )

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

Несмотря на то, что с  тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.

Модель Парацельса («делай добро» )

Другая модель врачебной  этики сложилась в Средние  века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения  врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат.- отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга» )

Информация о работе Биоэтика