Эффекты мультипликаторов государственных расходов и налогов, их влияние на совокупный спрос и доход в стране. Мультипликатор сбалансиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 02:45, контрольная работа

Краткое описание

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по макроэкономике..docx

— 70.62 Кб (Скачать файл)

1. Вопрос №  19. Эффекты мультипликаторов государственных расходов и налогов, их влияние на совокупный спрос и доход в стране. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  экономики посредством изменений  государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы  являются основными инструментами  фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Цели фискальной политики:

- сглаживание колебаний  экономического цикла

- стабилизация темпов  экономического роста

- достижение высокого  уровня занятости и умеренных  темпов инфляции

Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:

- Дискреционная – это  сознательное манипулирование налогами  и расходами или АКТИВНАЯ фискальная  политика

- Недискрецинная - ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически

Основой фискальной политики являются следующие положерия:

- Рост государственных  расходов увеличивает совокупный  спрос и следовательно ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

  Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы.

- Направленность воздействия  налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна  воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

   Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Государственные расходы:

 

Влияние государственных  закупок на национальный объем производства (ВНП)

При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы (AD1 = С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВНП, равном Qе 1. Присоединение к частным расходам государственных закупок (AD2 = С + I + G) увеличивает совокупный спрос (AD2 > AD1) и стимулирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Qе 2 (Qе 2 > Qе 1).

 

Таков краткосрочный эффект государственных закупок. Однако в  долгосрочном плане последствия  возрастания государственных закупок  иные. Рост доходов (как следствие  возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что  при неизменном количестве денег  в обращении ведет к росту  процентных ставок и уменьшению фактических  инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска  фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных  закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого  элемента совокупного спроса. Поскольку  объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных  закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе  ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Налоги.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального  производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает  располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного  спроса. При этом, однако, надо иметь  в виду, что абсолютное изменение  уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует  рост объема производства, доходов, снижает  уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает  обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов  и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения  налогов на экономику, необходимо рассмотреть  два случая: 1) когда правительство  взимает аккордные налоги, не зависящие  от уровня доходов, и 2) когда взимаются  пропорциональные налоги, величина которых  зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:

С = C0 + МРС (Y – T),

где

С – уровень потребления;

C0 – уровень потребления  при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y –доход;

Т – налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия  зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых  выплат равна t(Y), где t – налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:

Y – t (Y)=(1 – t) Y,

а потребление соответственно:

С= C0 + МРС (1 – t) Y.

Влияние введения налогов  на объем национального производства представлено на рис1

Влияние налогов на объем  национального производства

Первоначально экономика  находится в состоянии равновесия в при Q, . Введение налога (T) снижает  уровень потребления до C0 + МРС (Y – T) и, следовательно, совокупный спрос  до AD2 . В результате равновесный  объем производства падает до Qе 2 .

Подобно частным инвестициям  правительственные расходы и  налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост государственных  расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных  расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

MRg = 1/ MRS

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных  расходов повышает доход и ведет  к росту потребления, что в  свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему  увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен  их приросту, умноженному на мультипликатор:

ΔGNP = ΔG · MRg.

Поскольку мультипликатор действует  в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных  расходов приведет к сокращению ВНП  и доходов на величину большую, чем  уменьшились правительственные  расходы.

Изменение налогов также  порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных  расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговой мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению MPS:

MRT = МРС/ MPS

Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:

ΔGNP = ΔT · MRT

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим  равное увеличение правительственных  расходов и налогов. Тогда под  влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных  расходов, приводит к эффекту сбалансированного  бюджета, суть которого состоит в  том, что одинаковое по величине изменение  государственных расходов и налогов  приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного  бюджета равен 1.

Разберем следующий пример. Налоги и правительственные расходы  увеличились одинаково – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5[1 : (1 – 0,8)], а налоговый мультипликатор – 4(0,8 : 0,2). Отсюда следствием увеличения налогов станет снижение ВНП на 400 ден. ед. (100 × 4), а следствием расширения правительственных закупок – увеличение ВНП на 500 ден. ед. (100 × 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

2. Тестовые задания (Тема № 4, задания 7,8,9).

Задание № 7

Фрикционная безработица:

а) имеет место в период экономического спада;

б) имеет краткосрочный  характер;

в) не устраняется государственным  вмешательством;

г) имеет место в случае, когда вакансий меньше числа безработных.

Ответ: б)-имеет краткосрочный характер.

Фрикционная безработица  — связана с затратами времени  на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.

Фрикционная безработица  возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно  решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроиться из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Задание № 8

Структурная безработица  вызвана прежде всего:

а) изменением структуры  валового внутреннего продукта;

б) изменением социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов;

в) научно-техническим прогрессом;

г) изменениями в институциональной  и законодательной сферах.

Ответ: б)-изменение социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов, в)-научно-техническим прогрессом.

Структурная безработица  — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой). Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

Задание № 9

Циклическая безработица:

а) имеет более долгосрочный характер по сравнению с фрикционной;

б) может иметь место  в случае, когда число вакансий больше числа безработных;

в) связана с сезонными колебаниями спроса на труд;

г) связана с экономическим спадом.

Ответ: а) имеет более долгосрочный характер, г)-связана с экономическим спадом.

Циклическая безработица  — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает в связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Информация о работе Эффекты мультипликаторов государственных расходов и налогов, их влияние на совокупный спрос и доход в стране. Мультипликатор сбалансиров