Эономическая теория полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Для того, чтобы описать процесс потребительского выбора, экономисты сто лет назад разработали концепцию полезности. Что мы понимаем под полезностью? Говоря кратко, полезность означает удовлетворение. Более точно, под полезностью подразумевается степень предпочтения товаров и услуг потребителем. Если корзина А имеет большую полезность для Иванова, чем корзина Б, то мы можем сказать, что Иванов предпочитает корзину А корзине Б.

Содержание

Введение………………………………………………………....стр.2
1. Потребность и полезность…………………………………....стр.3
2. Предельная полезность, закон предельной убывающей
полезности………………………………………………………...стр.6
3. Измерение величины потребности…………………………....стр.8
4. Кривые безразличия……………………………………………стр.11
Заключение………………………………………………………...стр.13
Список используемой литературы……………………………….стр.14

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория полезности.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

 Содержание.

Введение………………………………………………………....стр.2

1. Потребность  и полезность…………………………………....стр.3

2. Предельная полезность, закон предельной убывающей

полезности………………………………………………………...стр.6

3. Измерение  величины потребности…………………………....стр.8

4. Кривые  безразличия……………………………………………стр.11

Заключение………………………………………………………...стр.13

Список  используемой литературы……………………………….стр.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Для того, чтобы описать процесс потребительского выбора, экономисты сто лет назад  разработали концепцию полезности. Что мы понимаем под полезностью? Говоря кратко, полезность означает удовлетворение. Более точно, под полезностью  подразумевается степень предпочтения товаров и услуг потребителем. Если корзина А имеет большую  полезность  для Иванова, чем корзина  Б, то мы можем сказать, что Иванов предпочитает корзину А корзине  Б.

  Часто  под полезностью понимается субъективное  удовольствие или польза, получаемая  человеком от потребления товара  или услуги. Но мы должны четко  осознавать, что полезность не  является психологической функцией  или чувством, которые доступны  измерению и наблюдению. Скорее, полезность является научной  концепцией, используемой экономистами  для объяснения процесса распределения  рациональными потребителями своих  ограниченных ресурсов между  товарами, приносящими удовлетворение. В теории спроса мы говорим  о том, что люди максимизируют  полезность. Это означает то, что  они выбирают такой набор потребительских  благ, который они наиболее предпочитают. 

      1. Потребность и полезность.

      В процессе жизни и функционирования любой  экономический субъект выступает  в роли потребителя тех или  иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким  образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности.

      Потребность представляет собой не что иное, как насущную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства.

      Основная  классификация потребностей может  быть представлена следующим образом:

      1) первичные потребности, или физиологические, т. е. необходимость в принятии пищи, наличии предметов одежды. Иными словами, данный тип товаров называется товарами первой необходимости: они крайне важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрезвычайно велика;

      2) вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования. Они не определяют напрямую общее физиологическое состояние здоровья индивида и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.;

      3) третичные потребности представлены предметами роскоши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовлетворили все предыдущие потребности.

      Потребности не имеют границ, с удовлетворением  одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе  все потребности напрямую зависят  от величины дохода. Потребности человека безграничны, они могут иметь  разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют степени насыщения. Однако ресурсы, требуемые для производства благ, ограничены, следовательно, перед потребителем возникает дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сразу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока. 

      Полезность определяет качественную сторону товара, и она  является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны  покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить  его текущие потребности и  будут соответствовать потребительским  предпочтениям. Для измерения полезности была предложена единица «ютиль», на основании которой можно соотнести  полезности различных товаров. Но опять  же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения  полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности:

      1) общая полезность может быть получена только в результате приобретения и потребления большого объема продукции в ассортименте, например всей потребительской корзины;

      2) предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага. 

       
       
       

2.Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности 

Основной целью  потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в  условиях ограниченного дохода. Сам  термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом. Полезность – способность товаров удовлетворять определенные потребности. Таким образом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида.

Экономический субъект всегда, выбирая для потребления  те или иные блага, со своей точки  зрения оценивает пользу, которую  они могут принести, и насколько  хорошо и полно смогут удовлетворить  его насущные потребности. В то же время, регулярно осуществляя процесс  потребления, мы постепенно начинаем понимать, что прежние товары не приносят такого же удовольствия, как прежде. Иными  словами, мы получаем все меньшее  удовлетворение от каждой последующей  единицы потребленного блага. Такая  закономерность в науке представлена в виде закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность как экономическая категория  показывает дополнительную полезность каждой дополнительной единицы товара. Данное понятие имеет практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует  одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А  предельная полезность дает возможность  определить оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной.

Например, пусть  в роли блага будет булочка. Когда  мы едим первую из них, получаем глубокое удовлетворение, особенно если в этом была острая потребность. Постепенно наедаясь, экономический субъект перестает  ее потреблять, и полезность ее начинает падать, пока не достигнет нуля, когда  процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убывающей  предельной полезности можно представить  на плоскости в виде наклонной  кривой, выпуклой к центру осей X и Y подобно кривой спроса.

С данным законом  тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг  в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам  составляли одну и ту же величину. Иными  словами:

где MU – предельная полезность каждого блага;

Р – их цены.

Получается, что  последний рубль, который потребитель  платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобретение хлеба или другого товара потребительской  корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект  потребляет, он остается одинаково  удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и  максимизирует выгоду от своего потребительского выбора. 

3.Измерение величины полезности.

Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Количественный  подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ:

С одной стороны  данный метод, казалось бы, позволяет  достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его  единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины – посредством этого можно  легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную  величину потребления.

Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют  использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все  вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль – это нестандартная  единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

Кроме того, как  можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается  по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью  удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят  различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются  каждым экономическим субъектом  по-разному.

Порядковый подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

где X и Y – сравнимые  товары.

На базе этого, основными принципами данного подхода  являются следующие:

1) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов;

2) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ;

3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В – больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена;

4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему.

4.Кривые безразличия.

 

Любой экономический  субъект в процессе своей жизнедеятельности  так или иначе в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители  товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые материальные ресурсы  и фактор «рабочая сила» на рынке  факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос  на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.

Потребление, как  известно, имеет качественные ограничения, основным из которых является платежеспособность. Имея определенную величину дохода, экономический  субъект вынужден регулярно планировать  состав потребительской корзины, т. е. выбирать те товары и услуги, которые наиболее необходимы ему сегодня и которые он в состоянии оплатить исходя из своих возможностей. Таким образом, для изучения большинства микроэкономических явлений, которые непосредственно связаны с проблемой рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия.

Кривая безразличия представляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.

Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его  часть за определенный временной  период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу  потребитель дает оценку с точки  зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково  высока. Из принципа Парето-эффективности  следует, что, потребляя одно благо  в меньшем размере, имеешь возможность  потребить другое в большем. При  этом абсолютно неважно, как будет  строиться комбинация, поскольку  самое главное – это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы  блага А и 4 – блага Б или  наоборот, лишь бы они максимально  полно удовлетворяли его потребности.

Кривая безразличия  описывается обратной пропорциональностью  в потреблении заданных благ А  и Б, соответственно она имеет  отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные  части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности  просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно  сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой  линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко «скользить»  в пределах плоскости, в которой  мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте  потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.

Информация о работе Эономическая теория полезности