Эластичность спроса и предложения: сущность и факторы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение
1. Эластичность спроса и предложения и его сущность.
2. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
3. Факторы развития эластичности предложения.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории..docx

— 87.93 Кб (Скачать файл)

Челябинский институт путей  сообщения –

филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Уральский государственный  университет путей сообщения»

 

                                                                Кафедра:     ГиСЭД


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Экономическая теория

«Эластичность спроса и предложения: сущность и факторы формирования»

 

 

 

                                                                       Проверил преподаватель:

Клейман А.В.

                                                                            Выполнил студент группы:

                                                                                              2010-Эк/к-1158

                                                                                              Васильева А.Э. 

 

 

Челябинск

2012

Содержание:

Введение

  1. Эластичность спроса и предложения и его сущность.
  2. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
  3. Факторы развития эластичности предложения.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Актуальность данной работы подтверждается тем, что в условиях формирующейся рыночной экономики, в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в стране для предприятия очень важно предвидеть, каковы будут спрос и предложение на его продукцию при изменении рыночной конъюнктуры, как этого избежать и как в определенные моменты времени извлечь из этого наибольшую выгоду. Поэтому понятие эластичности актуально для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Кроме того, актуальность данной работы подчеркивается тем фактом, что теория эластичности применима как на микро-, так и на макроуровнях.

 

 

 

 

 

 

 

     1. Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена товар возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на товар, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?

     Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

     Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж семечек вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется следующим образом:

Эd = Изменение объема продаж товаров, %

Изменение цены, %

где Эа - ценовая эластичность спроса.

     В практике могут иметь место по меньшей мере три различных варианта ценовой эластичности спроса:

  1. спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж семечек существенно возрастает;
  2. спрос на семечки имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1% -ное изменение продаж;
  3. спрос на семечки неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
  4. спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
  5. спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

     Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис. 7).

     Рис. 7. Варианты эластичности спроса: кривая А — неэластичный спрос, когда 1% -ное снижение цены вызвало менее 1% увеличения продаж; кривая В - единичная эластичность: 1% снижения цены вызвал 1%-ное увеличение продаж; кривая С — эластичный спрос, так как 1% снижения цены вызвал увеличение продаж более, чем на 1%.

     Каждый вариант, представленный на рис.7, имеет свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе - коэффициент больше единицы.

     Например, если увеличение цены семечек на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получим коэффициент 0,5. В строго математическом смысле это коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе возросшей торговой выручки, то знак «минус» не имеет здесь принципиального значения.

     При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.

     В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.             Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис.8).

     Рис.8. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение

     При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены семечек вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров (семечек), коэффициент которого равен единице.

     В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1 % . Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

     При неэластичном предложении увеличение цены на семечки не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

     Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

     2. Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

,

     Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

     Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

     Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

     Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

,

ΔQ — изменение величины спроса;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы эластичности спроса.

     Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  1. наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  2. временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
  3. доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
  4. степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
  5. разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него;
  6. важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спросна него будет неэластичным к изменению цены.      

 

Факторы неэластичности спроса.

     Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться:

  1. Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
  2. Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам;
  3. Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя;
  4. Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен);

     Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров).

      Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

Эластичность спроса по доходу.

     Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

,

     В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

     Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Перекрестная эластичность спроса.

     Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

     В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

  1. Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
  2. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
  3. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

     Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек.           Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.

     Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными оговорками для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения: сущность и факторы формирования