Экономическое развитие Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Прежде чем приступать к рассмотрению вопроса об экономическом развитии Древней Руси, необходимо, по моему мнению, обозначить временные исторические рамки, в которых будет происходить дальнейший анализ.
Как нам известно, Древнерусское государство как таковое зарождается после прихода к власти приглашенных новгородскими славянами варяжских князей из династии Рюриковичей в 862 году. Эту дату мы и возьмем в качестве точки отсчёта. Кстати сказать, на данный момент между историками ведутся ожесточенные споры по поводу того, были ли на русской земле какие-либо другие государственные образования до Древнерусского государства. В частности некоторые источники указывают на существование в IX веке т.н. «Русского каганата», однако данное государство до сих пор является гипотетическим.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории экономики.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

 

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Национальный исследовательский  университет – 

Высшая школа экономики

 

 

Реферат

по дисциплине

«Экономическая история» 
на тему

«Экономическое развитие Древней Руси»

 

Выполнил студент 1 курса

Аносов Игорь  Игоревич

                      

Проверил: __________________

_______________________

   

 

 

 

Москва

2010

 

 

 

Прежде чем  приступать к рассмотрению вопроса  об экономическом развитии Древней Руси, необходимо, по моему мнению, обозначить временные исторические рамки, в которых будет происходить дальнейший анализ.

Как нам известно, Древнерусское государство как  таковое зарождается после прихода  к власти приглашенных новгородскими  славянами варяжских князей из династии Рюриковичей в 862 году. Эту дату мы и возьмем в качестве точки отсчёта. Кстати сказать, на данный момент между историками ведутся ожесточенные споры по поводу того, были ли на русской земле какие-либо другие государственные образования до Древнерусского государства. В частности некоторые источники указывают на существование в IX веке т.н. «Русского каганата», однако данное государство до сих пор является гипотетическим.

В качестве конечной временной точки рассмотрения экономики Древней Руси, на мой взгляд, разумнее всего взять период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.).

 

Анализировать экономическое развитие Древнерусского государства в период с IX по XIII века мы будем по следующим направлениям:

  • Сельское хозяйство как основа экономического строя Руси
  • Социально-экономические отношения в сфере сельского хозяйства
  • Развитие древнерусских городов
  • Торговля и денежное обращение

 

Сельское  хозяйство как основа экономики Древней Руси

 

Прежде чем  рассуждать об экономическом развитии Древнерусского государства, необходимо определить, какая отрасль была основной в построении его экономической системы. Такой ключевой отраслью для Древней Руси явилось сельское хозяйство. Более того, обратившись к некоторым историческим источникам, можно с уверенностью сказать, что роль сельского хозяйства на Руси была главенствующей как до появления государства, так и после. На это указывают и многочисленные сельскохозяйственные орудия, найденные при археологических раскопках, и выдержки из различных летописей (Ипатьевской, Лаврентьевской), и многие другие факты:

 

  1. В 1929 г. украинский археолог А. Федоровский раскопал Донецкое городище в 7 км от Харькова, у с. Карачевки, на правом берегу р.Уды. А. Федоровский нашел здесь полный ассортимент хлебных злаков. А. Федоровский относит их к древнейшему слою своих раскопок XI-XII вв. <...> Но самое главное, на что он в своем отчете обратил особое внимание, - это то, что вся поверхность селения покрыта ямами разной глубины, предназначенными для хранения зернового хлеба. Автор пробует объяснить огромное количество этих ям тем, что ими можно было пользоваться только определенное, ограниченное время, так как в них разводились бактерии, портившие хлеб, после чего приходилось яму забрасывать и делать новую. <…> Нельзя не сделать дополнительно и другого заключения о том, что здесь мы имеем доказательства господства сельского хозяйства в данном районе вообще и, в частности, в данном селении.
  2. В своей работе "Древние обитатели среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена" археолог В. В. Хвойка делает опыт подведения итогов многочисленных данных археологических раскопок в среднем Поднепровье. «Итак, мы видели, - подводит итоги Хвойка, - что обитатели Среднего Приднепровья славянской эпохи знали многие отрасли производства, но ремесла не составляли главной формы труда местного населения. Первенствующая роль принадлежала все-таки земледелию и скотоводству»
  3. П. Н. Третьяков <…> раскопал много поселков в верхнем Поволжье <…>VII-IX вв. <…> и пришел к выводу, что земледелие господствует в этом районе безраздельно
  4. <…>Необходимо в первую очередь обратить внимание не на предметы, которыми покоренное население облагалось в виде дани, а на единицу обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг. Дым, или дом - это, несомненно, оседлое хозяйство,<…> поскольку оно облагается как особая хозяйственная единица. Плуг или рало говорят сами за себя. Все эти термины, в сущности, обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство.1

Таким образом, мы имеем множество доказательств того, что именно земледелие являлось основным родом деятельности как к моменту прибытия на Русь варяжских князей, так и во всё последующее время вплоть до XII-XIII вв. Именно оно закладывало основу для всех общественных отношений. Помимо этого факта, различные исторические источники дают информацию о том, какими способами обрабатывалась земля в различных областях государства, какие орудия при этом использовались и т.д. Однако, на мой взгляд, эта информация даёт нам представление лишь о том, как развивалась непосредственно отрасль сельского хозяйства, но не об экономическом развитии государства в целом. Поэтому, по моему мнению, гораздо более интересно для нашего исследования перейти к рассмотрению организации хозяйственной деятельности и социально-экономических отношений в Древней Руси, потому как именно рассмотрение этих сфер даёт возможность судить об экономическом развитии Древнерусского государства в целом.

Социально-экономические отношения

По своей  экономической организации Древняя Русь IX-XII вв., несомненно, представляет собой раннефеодальное государство, т.е. там еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским население по поводу производства продукции, сбора налогов и т.д. Примечательно то, что в таком государстве феодальные отношения хотя и присутствуют, но не являются определяющими, в нем всё еще остается достаточно сильной роль соседской общины.

Какие же социальные классы сформировались в рассматриваемый период в этом раннефеодальном государстве, и в каких экономических взаимоотношениях они находились? Очевидно, что всё население Древней Руси можно условно поделить на зависимую и независимую части. С независимым населением всё достаточно очевидно: к нему относились сами князья, наиболее приближенные к ним люди – бояре («государевы люди», самые крупные феодалы, будущие дворяне, обладавшие земельными наделами, со временем ставшими вотчинами), формировавшие «старшую дружину», мелкие дружинники, жившие за счёт кормления и военных походов и духовенство. С «податным населением» дело обстоит немного сложнее. Внутреннее устройство зависимой части населения кажется запутанной и подлежит более тщательному рассмотрению.

Несколько слов о  челяди

Прежде всего, стоит отметить, что разные источники трактуют термин «челядь» по-разному. Большинство из них считает, что челядин- это обязательно раб. Однако если внимательно вчитаться в различные исторические документы, например в тексты «Русской Правды», станет понятно, что это не так. Челядь, прежде всего, это та часть зависимого населения, которая непосредственно работает на землевладельца, используется им на барщинной работе, либо на барском дворе, где она выполняет здесь самые разнообразные функции вплоть до низшей военной службы в дружине феодала. Челядью в расширенном смысле слова называли иногда всю массу зависимых людей, живших и по деревням. Скорее всего, это понятие следует рассматривать более широко и поделить его на два направления: рабское население и «не рабы».

 

 

 

 

 

Рабы

Мы с уверенностью можем утверждать, что рабство на Руси существовало как минимум до XII века, однако о рабах в Древней Руси известно не так много. Раб в Древнерусском государстве – древнейшая разновидность производителей, вынужденных работать не на себя, а на своего хозяина. Путей, по которым человек мог превратиться в раба, было несколько: это и захват людей во время военных походов, и долговое рабство, и иногда даже брак с рабом или рабыней. В начале истории государства роль рабов в обществе была скорее производительной: источники свидетельствуют о рабах, работавших при монастырях, на заготовке зерна. Однако постепенно раб уступает место основного производителя крепостному крестьянину, производственное рабство идёт на убыль, можно даже сказать, что именно раб позволил своему господину овладеть более прогрессивным трудом крестьянина. Некоторые источники также свидетельствуют о фактах «посадки» рабов на землю, т.е. обращения их в крепостных. Вследствие всех этих процессов меняется состав челяди, раб превращается из основного источника труда в более частый товар на различных рынках, особенно азиатских. Одновременно с этим происходит постепенный отказ от рабского труда, причем первой от рабов отказывается церковь – в прошлом один из крупнейших рабовладельцев.

Рядовичи

Рядовичи –  первый класс «нерабского» состава  челяди. В общем смысле рядовичи – это люди, как правило, попавшие в какую-либо зависимость от феодала (за денежный долг, орудия труда и т.д.) и в связи с этим работающие на него по договору. Можно отметить, что одним из способов отработки долга была работа у феодала в качестве одного из мелких приказных чиновников, приказчиков. При этом стоит еще раз подчеркнуть тот важный факт, что рядович – ни в коем случае не раб, не холоп. Но в то же самое время его нельзя назвать наемным рабочим, потому что, как пишет Б.Д. Греков, «его зависимость чисто феодальная». В частности, Греков проводит аналогию между рядовичами и серебряниками – людьми, служившими на господ и имевшими возможность уйти от них в случае выплаты определенного количества серебра. Рядович посредством договора становится принадлежностью зависимого населения вотчины, т. е. входит в состав челяди. Рядович для Древней Руси – явление новое, ставшее закономерным после разложения патриархальной общины: лишенные средств производства бывшие общинники были вынуждены идти на договор с феодалом, причем, как свидетельствуют источники, положение рядовича по этому договору было достаточно унизительным. Именно это унизительное положение стало причиной того, что рядовичи стали частью народных движений в XI-XII вв. В исторической литературе принято делить рядовичей на два класса: закупы и вдачи.

Закупы

Говоря о закупах, следует, прежде всего, отметить, что они не являлись наемными рабочими, хотя в некоторых источниках вместо термина «закуп» и употреблялся термин «наймит». В данном случае наём рабочего происходил вследствие того, что человек брал у феодала денежную ссуду (купу) и в течение ее отработки (деньгами, скотом или каким-либо другим способом) находился на его земле со всеми своими инструментами и орудиями труда. Таким образом, закуп попадал в очень тяжелую феодальную зависимость, по сути, продавая свою рабочую силу в форме феодальной кабалы. Положение закупов, судя по историческим документам, вплоть до восстания 1113 года было крайне незавидным: хозяин мог изменить в свою пользу сумму, данную им закупу в момент заключения договора, размеры оброка или участка земли, отведенного закупу. Мог он также пытаться эксплуатировать закупа путем продажи, а также избивать его «без вины». Особым «подвидом» закупного населения были т.н. «ролейные закупы», которые к тому же были, судя по источникам, наиболее распространены. Эти люди должны были выполнять сельскохозяйственные работы на земле феодала, используя господские орудия труда и при этом имея на земле, полученной от феодала, своё собственное хозяйство. Такая форма отношений больше всего напоминает нам отработочную ренту, а также приводит к выводу о том, что закуп - еще один продукт развала соседской общины, ищущий заработка у крупного землевладельца. Это, в свою очередь, убеждает нас в том, что Древняя Русь по своей сути – раннефеодальное государство со всеми симптомами разваливающейся патриархальной общины.

 

 

Вдачи

Вдачи – вторая разновидность рядовичей, по своей  сути очень близкая к закупам. Согласно «Правде Русской», вдач не «капиталистический» наёмный рабочий, а бедный человек, берущий у состоятельного землевладельца хлеб или деньги в долг. В данном случае хлеб или деньги являются средством привлечения рабочей силы, подразумевающее, что отдать долг работник не сможет, и ему придется отрабатывать его на земле феодала в течение какого-то промежутка времени.

Смерды

Вопрос о  том, кто такие смерды, ставился и  продолжает ставиться очень многими  историками. В наиболее широком употреблении понятия смерды – это все крестьяне, составлявшие низший социальный слой Древней Руси. Однако очевидно, что такое истолкование термина является чересчур обывательским. Некоторые исследователи возводят смерда в ранг рабовладельца, эксплуататора холопского труда, однако, изучив некоторые источники, приходится отказаться от этой версии. Б.Д. Греков пишет о том, что « "Худой смерд" - это самое обычное представление о смерде во всей нашей древней литературе. Смерд - свободный общинник, имеющий возможность эксплуатировать чужой труд, хотя принципиально и допустим, но фактически - явление очень редкое». Так кто же тогда такие смерды?

Смерды – это основа сельского населения Древней Руси, основная часть жителей новгородских и киевских погостов, обложенная данью. Из текстов летописей следует, что именно они являлись главной производительной силой Киевского государства к XII веку, и именно они были главным источником ренты и даней. Многие историки говорят о смерде как об исключительно княжеском подчиненном, несущем в его пользу ряд повинностей, однако это положение вряд ли можно считать верным. Напротив, большинство источников утверждают, что смерд – явление противоречивое. Он мог быть зависим как от князя, так и от любого другого феодала, а мог и вообще быть свободным. Также он мог быть общинником, а мог существовать и вне общины. Поэтому, на мой взгляд, вернее всего будет определить смердов как жителей села с разной степенью свободы, обложенных государственной данью.

Раз уж мы говорим о налогах, которые платили государству жители села, надо кратко сказать о том, что это была за налоги. Одной из главных характерных черт древнерусского феодализма большинством историков традиционно считается полюдье – дань, собираемая киевскими князьями с подвластных им территорий. В своей книге «Рождение Руси» Б.А. Рыбаков называет полюдье «первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей» и подробно описывает процесс сбора полюдья, как «общерусского ежегодного явления»

 Эта картина включала в себя огромное количество судов, вывозивших результаты полюдья, определенное количество человек, закрепленных за каждым судом для того, чтобы тащить его по отмели. Рыбаков учитывает также колоссальное количество людей (как мужчин, так и женщин), занятое в производстве этих судов. Из всего этого историк делает следующий вывод:

Информация о работе Экономическое развитие Древней Руси