Экономический рост и проблемы экологии в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены такие вопросы и понятия как:
Экономический рост, его сущность, типы, факторы, модели.
Экстенсивный и Интенсивный типы экономического роста.
Анализ экономического роста.
Экономика и проблемы окружающей среды.
Экологические ограничения развития экономики

Содержание

Введение 3
1. Экономический рост 6
1.1. Понятие и типы экономического роста 6
1.2. Факторы и модели экономического роста 8
1.3. Теоретический анализ экономического роста…………………………………………………………………………………12
2. экология и экономика 19
2.1. Экологизация экономики. 19
2.2. Принципы и методы оценки эффекта и экономической эффективности экологически значимых мероприятий. 20
3. Экономический рост и проблемы экологии (на примере российской федерации) 23
3.1. Основы государственной политики в области экологического развития России 23
3.2. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. 26
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 36

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.docx

— 98.67 Кб (Скачать файл)

ЭПО предполагает:

  • перераспределение объектов собственности между хозяйствующими субъектами
  • изменение характера управления объектами собственности.

Единой оценки экологизации экономики в обществе нет, и наверное никогда не будет. Преобладают полярные точки зрения.

  1. Экологические проблемы – неизбежное зло, решать их надо так же, как и экономические.
  2. Экологизация экономики – единственное спасение человечества от катастрофы, и ради него можно пойти на любые меры.

Представляется, что истина лежит где-то посередине, универсальной  формулы экономической эффективности  не существует.7

    1. Принципы  и методы оценки эффекта и экономической  эффективности экологически значимых мероприятий.

К числу экологически значимых  относятся самые разнообразные мероприятия, непосредственно влияющие на экологические характеристики среды, а так же на процессы взаимодействия человека и тех объектов, которые имеют хозяйственную, социальную или биоресурсную ценность, с элементами окружающей среды.

Все подобные мероприятия  на стадии их проектирования нуждаются в экономической оценки, а процессы, отражающиеся на состоянии природных ресурсов и параметрах окружающей среды, требуют применения экономических средств регулирования, различных экономических стимулов и санкций (платежей, штрафов), рыночных механизмов регулирования. Принципы оценки эффективности проектных вариантов, даже резко отличающихся по степени экологической значимости мероприятий, во многом сходны. 

Экологически значимые, в  том числе экологически ориентированные, мероприятия и программы различаются  по видам заказчиков – федеральные  или местные органы, фирмы (корпорации) и т.д. и по источникам финансирования – федеральный бюджет, внебюджетные фонды – экологические и иные, средства различных фирм, компаний, заемные средства и субсидии, в  том числе внешние и др.

Природопользователи– это федеральные и региональные органы, корпорации, фирмы всех форм собственности, а так же физические лица, реализующие экологически и значимые мероприятия, эксплуатирующие природные ресурсы и воздействующие на параметры окружающей среды.

Ресурсно- и экологически значимые мероприятия целесообразно разделить на три группы:

  • целевые;
  • многоцелевые;
  • мероприятия с побочными ресурсными (или, соответственно, побочными экологическими) последствиями

Целевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение только экологических или социально-экологических позитивных результатов.

Многоцелевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение как экологических, так и иных позитивных результатов (на пример производственно-хозяйственных, социальных и т.п.).

Мероприятия с  побочными экологическими последствиями направлены на достижение не экологических, а иных позитивных экономически значимых (производственных, социальных) результатов, но влияют на параметры окружающей среды. Возникающие в результате их реализации экологические последствия могут быть как позитивны, так и негативны.8

Общие принципы экономического анализа эффективности любых  мероприятий одинаковы – это  сравнение результатов (R) мероприятий  с затратами на них (Z). Все компоненты вектора затрат Z имеют, как правило, «негативную» с общественной точки зрения природу – в том смысле, что чем меньше их численные значения (затраты ресурсов), тем лучше. В противоположность этому компоненты вектора результатов R могут быть как «позитивны», так и «негативны». В связи с этим вместо вектора результатов R следует рассматривать два вектора: вектор позитивных результатов P и вектор негативных результатов N (сумма их размерностей равна, разумеется, размерности вектора R). Величина экономического эффекта Э от реализации мероприятия вводится равенством  

Э=R-Z=P-N-Z.

Мероприятие экономически эффективно, если Э> 0, и экономически неэффективно в противном случае. Если результат R представляет собой оценку изменения чисто экологических факторов вследствие реализации мероприятия, то оно экологически эффективно, если R>0.  Экологически эффективное мероприятие может быть экономически неэффективным, т.е. может оказаться, что для него Э<0.9

 

3. Экономический рост и проблемы экологии (на примере российской федерации)

3.1.Основы государственной политики в области экологического развития России.

30 апреля 2012 года президент  России утвердил основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Этому решению предшествовала большая работа по подготовке документа, который определил основные направления деятельности государства в области охраны окружающей среды почти на два следующих десятилетия.

Поручения президента России по итогам Государственного совета 27 мая 2010 года, среди довольно большого перечня  необходимых направлений развития законодательства и управления в  области окружающей среды, включали пункт 4: «Правительству Российской Федерации  совместно с заинтересованными  общественными организациями разработать  проект Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года. Срок – 31 декабря 2010 года. Ответственный: Путин В. В.». Когда WWF России в конце 2010 года анализировал ситуацию с выполнением  поручений президента, пожалуй, единственным пунктом, который выполнялся именно так, как было указано, была подготовка проекта Основ экологической  политики. Министерство природных ресурсов и экологии РФ создало редакционную комиссию, в которую вошли представители  Минприроды, Росприроднадзора, Совета Федерации, общественных организаций (среди них – WWF), ученые. Редакционная комиссия вначале разработала проект аннотированной структуры, затем, наполнив ее конкретными положениями, подготовила несколько итераций текста проекта Основ экологической политики. На каждом этапе работы текст проекта документа публиковался на сайте Минприроды, осуществлялись сбор и учет поступающих комментариев.

Когда разработка проекта  достигла высокой степени готовности, он обсуждался на конференции «Разработка  Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года», на заседании соответствующего комитета Торгово-промышленной палаты, в Общественной палате РФ, а также на совместном заседании Комитета Государственной  Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Комитета Совета Федерации  РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Стратегическая цель экологической  политики Российской Федерации, в соответствии с разработанными редакционной коллегией  Основами экологической политики, отражает как необходимость сохранения и  восстановления природных экосистем, так и устойчивое развитие общества, с учетом повышения качества жизни  людей вследствие поддержания высокого качества окружающей среды. Основы устанавливают главные цели и принципы экологической политики, ее приоритеты, а также основные механизмы реализации, и в соответствии с этой логикой строится структура документа. Его концептуальные положения направлены прежде всего на развитие современных механизмов управления окружающей средой и экономических механизмов ее охраны – применение мировых стандартов в области природоохраны, экологической ответственности, стимулирование и развитие добровольных и рыночных механизмов, формирование рыночных преимуществ для использования более высоких экологических стандартов, обеспечение публичности и открытости информации о воздействии на окружающую среду.

Учитывая печальный опыт невыполнения Экологической доктрины 2002 года, остался декларативным документом, при разработке Основ экологической политики изначально было заложено положение о том, что для их эффективной реализации необходимо определить поэтапное достижение индикаторов – целевых показателей воздействия на окружающую среду и ее состояние, так же как и характеристики ответственности природопользования. В то же время для разработки научно обоснованных показателей, максимально полно отражающих все определимые ориентиры в экономике, государственном управлении, социальной сфере, связанных с окружающей средой, а также соответствующих инновационным тенденциям развития общества, необходимы значительно большие сроки, чем были определены поручениями президента РФ и председателя Правительства РФ.

Поэтому было решено использовать трехступенчатую структуру:

1. Основы экологической  политики;

2. Стратегия реализации  Основ экологической политики  Российской Федерации на период  до 2030 года;

3. Планы реализации Основ  экологической политики на пятилетние периоды.

Задумывалось, что стратегия  и планы реализации Основ экологической  политики должны быть интегрированы  при разработке новой Концепции  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период после 2020 года и  способствовать увеличению числа экологических  показателей, включенных в Концепцию.

В результате доработки проекта  Основ экологической политики было решено сократить структуру до двух ступеней и отказаться от разработки Стратегии реализации, и сразу  после принятия Основ экологической  политики разработать план действий по их реализации. Совместная работа редакционной комиссии с Минприроды по доработке  текста Основ экологической политики, к сожалению, фактически завершилась  после внесения в Правительство  РФ текста документа. После его доработки  внутри правительства основные положения  документа соответствуют тем  предложениям, которые были разработаны  редакционной комиссией.

Значительное внимание в  нем уделяется развитию новых, нетипичных пока для нашей страны экономических механизмов охраны окружающей среды. Этому посвящена значительная часть механизмов реализации государственной политики.

Необходимо отметить также  большое внимание, которое уделяется  обеспечению прав граждан на благоприятную  окружающую среду, доступности информации о состоянии окружающей среды, прозрачности принимаемых решений, т. е. фактически общественному контролю за соблюдением экологического законодательства. Меньшую часть занимают вопросы, связанные с сохранением биоразнообразия, естественных экосистем, но и по их сохранению обозначен ряд мер.10

В целом текст документа  соответствует современным мировым  тенденциям, направленным не только на устойчивое развитие, но также на создание «зеленой экономики», учет экологических  интересов всех слоев общества.

В то же время часть положений, пусть и незначительная, претерпела изменения в окончательном тексте Основ – например, форма утверждения  документа. Проект предполагал, что  Основы экологической политики будут  утверждены указом президента РФ, включающим пункт о необходимости разработки плана действий по реализации Основ  с указанием ответственного органа власти и сроков. Форма нормативного акта, которым утверждены Основы государственной  политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, непонятна. Следовательно, по состоянию на конец мая 2012 года документ не был опубликован, следовательно, не подлежит применению.11

3.2.Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

      1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
      2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
      3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Законодатель установил, что для  применения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в  эксплуатацию, эксплуатация, консервация  и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут оказывать  прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Под  негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной  и иной деятельности, последствия  которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Любая строительная деятельность осуществляется как минимум с физическим воздействием на окружающую среду. Поэтому любые виды работ, связанные с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны производиться с учетом установленных гл. VII Федерального закона "Об охране окружающей среды" требований в области охраны окружающей среды.12

Информация о работе Экономический рост и проблемы экологии в современных условиях