Экономический рост в России: основные показатели, их динамика и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить такую экономическую категорию, как инвестиции и определить из роль в экономическом развитии страны.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть сущность экономического роста;
- Ознакомиться с понятием и измерением экономического роста;
- Рассмотреть значение экономического роста в современном развитии экономики;
- Проанализировать основные показатели экономического роста в России за последние годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность экономического роста ……………………………………….. ………5
1.1 Понятие экономического роста …………………………………………........5
1.2 Измерение экономического роста………………………………………….….9
2. Анализ экономического роста………………………………………………...10
2.1 Показатели экономического роста России за 2011-2012гг ….……..........10
2.2 Значение экономического роста ………………………………………….…12
3. Экономический рост в России: тенденции и перспективы……...……………14
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2013году…..14
3.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ
в 2014-2016гг.…………………………………………………………...…….……20
Заключение…………………………………………………………………............29
Список литературы………………………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

        Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.

        Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния, и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.

          В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.

Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.

         Вариант A - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 - 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 - 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 - 2,8 процента.

        Вариант C - дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. за счет "фактора нефти" могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 - 3,4 процента.

         Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 - 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза. Другие факторы уточнения прогноза связаны с понижением планируемых расходов бюджетной системы на развитие инфраструктуры, науки, образования и здравоохранения. Уменьшен планируемый рост заработной платы в бюджетном секторе.

В целом экономическая динамика стала развиваться в 2013 году по траектории не второго умеренно-оптимистичного, а консервативного первого варианта сценарных условий, который предполагал реализацию ряда внутренних рисков и не рассматривался в качестве базового при формировании федерального бюджета.

Оценка темпов роста ВВП в 2013 году понижена на 0,6 п.п. и составит 1,8% против 2,4% в сценарных условиях, что соответствует прошлогоднему консервативному варианту прогноза. Динамика ВВП в 2014 - 2016 гг. понижена на 0,7 - 1 процентный пункт. В 2014 году ожидается рост ВВП на уровне 3% (против 3,7% в предыдущей версии прогноза), в 2015 году - на 3,1% (4,1%) и в 2016 году - на 3,3% (4,2%). При этом по сравнению с вариантом 1 сценарных условий замедление темпов роста менее значительно и составляет в среднем 0,2 процентных пункта.

Новая оценка прироста инвестиций на 2013 год - 2,5%, что более чем на 2 п.п. ниже ожидаемых в рамках сценарных условий (4,6%). Уточнение оценки связано с отсутствием роста инвестиций за январь - июль текущего года (инвестиции в основной капитал сократились на 0,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года). При этом по-прежнему ожидается ускорение их роста во второй половине 2013 года по мере исчерпания эффекта высокой базы начала прошлого года, обусловленного большими объемами инвестиций газовой отрасли и вводом в эксплуатацию второй нитки газопровода "Северный поток". Масштаб сокращения инвестиций Газпромом и компаниями сырьевых отраслей оказался больше, чем ожидалось ранее.

Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2014 - 2016 гг. составит 5,2%, что ниже апрельских оценок на 1,9 п.п., при этом прогноз прироста на 2014 год снижен на 2,7 п.п., до 3,9%, а в 2015 и 2016 годах на 1,6 п.п., до 5,6% и 6% соответственно.

Снижение динамики в основном связано с уточнением инвестиционных планов крупных компаний, связанным в том числе с ухудшением финансовых возможностей при ограничении роста регулируемых тарифов на их продукцию и услуги. Так, выпадающие доходы ОАО "Газпром" в результате изменения тарифной политики составят за 2014 - 2016 гг. 500 - 600 млрд. рублей, а инвестиционная программа будет приблизительно на 300 млрд. рублей меньше. При этом, даже без учета потенциального эффекта пересмотра тарифов инвестиционная программа ОАО "Газпром" по основному виду деятельности в 2014 - 2016 гг. из-за сдвига сроков проектов и уменьшения оценок спроса снижена почти на 40% относительно планов компании по состоянию на начало года. Снижение оценок инвестиций произошло также за счет ухудшения финансового состояния сетевых компаний в электроэнергетике, где в результате ограничения роста тарифов доходы снизятся в 2014 - 2016 гг. почти на 300 млрд. рублей. В результате инвестиции сетевых компаний скорректированы на 20% по отношению к показателям сценарных условий.

Другим негативным фактором, который привел к уточнению прогноза инвестиций, является пересмотр Росстатом данных за 2012 год. Понижение инвестиций в основной капитал операций с недвижимым имуществом и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых было компенсировано повышением инвестиций в энергетику и добычу металлических руд. Это привело к замедлению темпов роста инвестиций в целом по экономике за счет структурного эффекта - увеличения доли отраслей с прогнозируемой отрицательной динамикой инвестиций.

По сравнению со сценарными условиями понижен прогноз роста реальных доходов населения и реальной заработной платы в 2014 - 2016 годах. Сокращение темпов роста в основном было вызвано изменением уровня индексации заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с первоначальным вариантом. В сценарных условиях в 2014 - 2016 гг. предполагался рост заработной платы прочего персонала работников бюджетной сферы в меру роста средней заработной платы по экономике. Однако для снижения напряженности федерального и региональных бюджетов предлагается не проводить индексацию заработной платы прочего персонала бюджетной сферы в 2014 году, а в 2015 - 2016 годах осуществлять индексацию не с 1 января, а с 1 октября на уровень роста потребительских цен. В этих условиях среднегодовые темпы роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в 2014 - 2016 гг. снизились до 2,7% против 7,6% в сценарных условиях.

Понижение среднегодовых темпов прироста розничной торговли в 2014 - 2016 гг. до 4,4% (в среднем на 0,6 п.п.) связано в первую очередь со снижением оценки роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Кроме того, с учетом более высокой базы 2012 - 2013 годов была скорректирована в сторону увеличения норма сбережения населения (на 0,9 - 1,4 процентных пункта). Фактором, поддерживающим потребительские расходы, стало снижение оценок инфляции в 2015 - 2016 годах на 0,4 процентных пункта ежегодно.

За снижением прогнозируемой среднегодовой инфляции в 2015 - 2016 годах прежде всего стоит перенос индексации регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей с 2014 на 2015 год и дальнейшее ограничение их реального роста уровнем инфляции за предыдущий год, а также ограничение роста тарифов для населения в 2014 - 2016 гг. с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предыдущий год. В основном это будет определять существенно меньший рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, являющихся крупным потребителем энергоносителей. Также будет ниже рост регулируемых тарифов пассажирского транспорта и других услуг. Вследствие этого понижена оценка роста регулируемых тарифов на услуги населению, в том числе на услуги организаций ЖКХ за годовой период до 2 против 10% в рамках сценарных условий. В результате вклад регулируемых тарифов для населения в рост потребительских цен в 2014 году снижен на 0,5 п. пункта, а с учетом всех косвенных эффектов, связанных с более низкими регулируемыми ценами у производителей, относительное снижение инфляции составит 0,6 п. пункта. При этом ряд факторов не позволит сократиться инфляции в еще большей степени. Более сильное, чем прогнозировалось ранее, ослабление обменного курса рубля в середине 2013 года будет оказывать повышающее влияние на инфляцию. Это может проявиться с временным лагом от трех до девяти месяцев и даст основной эффект в конце 2013 - начале 2014 года, что внесет в инфляцию 0,3 - 0,5 п.п. за период влияния. Также во втором полугодии 2013 года выросли цены на бензин в связи с повышением цен равнодоходности поставок на экспорт, в том числе за счет роста мировых цен на нефть в этот период. Вследствие этого прогноз инфляции в 2014 году понижается до 4,8 - 4,9% за период (декабрь к декабрю предыдущего года) против 5% по сценарным условиям.

В 2015 - 2016 годах предельный рост регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (газ, электроэнергию) определен более умеренным по сравнению со сценарными условиями прогноза. Газ и электроэнергия, отпускаемые для населения, в 2015 году будут проиндексированы на 3,3%, в 2016 году - на 3,4% для потребителей, кроме населения, индексация регулируемых цен (тарифов) будет ограничена в пределах инфляции за предшествующий год, что также понизит вклад в инфляцию роста цен и тарифов на 0,2 - 0,3 п.п. в 2015 - 2016 годах. За счет эффекта базы инфляция к предыдущему году снижается до 4,9% в 2015 году и до 4,4% в 2016 году, а в среднем за год к предыдущему году по указанным годам до 4,7% против 5,1% в рамках сценарных условий.

Усиление оттока частного капитала в 2013 году, по прогнозу, с 30 млрд. долларов США до 70 млрд. долларов США стало важным фактором снижения стоимости рубля в 2013 году. Курс доллара в среднем за 2013 год оценивается на уровне 32 рубля за доллар США против 31,4 рубля за доллар США в сценарных условиях. Ослабление рубля в 2013 году обеспечило новую базу для номинального курса в прогнозный период. Так, в 2014 - 2016 гг. ослабление рубля происходит более низкими темпами, чем в предыдущей версии прогноза. В результате к 2016 году значения номинального курса доллара приблизительно соответствуют значениям, ожидаемым в рамках сценарных условий.

На основе динамики первого полугодия пересмотрены оценки экспортных поставок топливно-энергетических товаров в 2013 году: экспорт нефти увеличен на 2,6 млн. тонн, нефтепродуктов - на 2 млн. тонн, экспорт газа - на 1,5 млрд. куб. метров. Кроме того, цена на нефть увеличена на 2 доллара США за баррель. В результате в 2013 году динамика экспорта повышена на 0,2 п.п. по сравнению со вторым вариантом сценарных условий, а его стоимостные объемы - на 5 млрд. долларов США. За счет базы 2013 года повышены экспортные поставки топливно-энергетических товаров в 2014 - 2016 годах. Замедление динамики экспорта в прогнозный период в базовом варианте прогноза до 0,8 - 1,4% против 1,4 - 2% в умеренно-оптимистичном варианте сценарных условий обусловлено снижением экспортных поставок продовольствия, химической продукции и металлов.

Оценка динамики импорта в 2013 году понижена до 1,2% (против 5,2% во 2 варианте сценарных условий) на фоне замедления динамики внутреннего спроса и ослабления обменного курса. Наиболее существенно пересмотрен импорт машин, оборудования и транспортных средств (вместо роста на 5,3% во 2 варианте сценарных условий ожидается сокращение на 2%).

В варианте 1 в прогнозный период пересмотрена динамика импорта - в среднем рост на 3% против 3,7% в сценарных условиях. Снижение стоимостных объемов импорта в прогнозный период в варианте 1 в среднем на 20 млрд. долларов США связано с пересмотром оценки 2013 года и снижением темпов роста в 2014 - 2016 годах. Доля машин, оборудования и транспортных средств в 2016 году составит 49% против 51,8% во 2 варианте сценарных условий.

Индекс промышленного производства в 2013 году ожидается на уровне 100,7%, что на 1,3 п.п. ниже оценки, принятой в сценарных условиях.

В 2014 - 2016 гг. динамика добычи полезных ископаемых оставлена без изменений. Динамика производства и распределения электроэнергии, газа и воды понижена (101% против 101,4% в сценарных условиях) в связи с уточнением оценки (замедлением) роста экономики. Динамика обрабатывающих производств в прогнозный период также снижена (103% против 104,5%). Наибольшая корректировка относится к отраслям инвестиционного спроса (машиностроение, производство строительных материалов).

Заключение

Измерение экономического роста дает важную экономическую информацию. Так, увеличение темпов роста в расчете на душу населения означает повышению уровня жизни. Рост абсолютной величины реального ВВП может иллюстрировать усиление позиции страны на мировой арене. Можно сказать, что растущая экономика обладает все большей способностью удовлетворять потребности человека и способствует решению таких социально-экономических проблем, как преодоление бедности, повышение уровня образования населения, улучшение пенсионного обеспечения. Экономический рост является важнейшим источником повышения уровня жизни. Увеличение количества используемых ресурсов не может безгранично способствовать росту реального ВВП; повышение эффективности использования ресурсов в результате соперничества и творческой инициативы экономических агентов, а также формирование благоприятной институциональной среды (защита прав частной собственности, политическая стабильность, стимулирование системы образования) обеспечивают устойчивое повышение уровня жизни в современных условиях. Модель роста Солоу и эндогенные теории дают необходимый минимум понимания взаимосвязей факторов экономического роста. Вместе с тем предстоит еще много сделать в исследовании факторов производительности как основы экономического роста и благосостояния населения, в том числе и в российской экономике. Возможности прямого влияния государства на показатель производительности небезграничны, поскольку государственные органы на практике сталкиваются с неполнотой информации о реальной работе рыночного механизма. Государство может нарушить субъективный мир рыночных взаимосвязей, проиллюстрированных в модели Солоу, и негативно повлиять на устойчивый рост уровня жизни людей.

Информация о работе Экономический рост в России: основные показатели, их динамика и тенденции