Экономический рост: темпы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику экономического роста и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого экономического процесса.
Задачи – рассмотреть, какие бывают типы экономического роста, какие факторы влияют на него, ресурсы роста, его содержание

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста …………….5
1.1 Понятие и виды «экономического роста»…………………………5
1.2 Факторы экономического роста …………………………………..10
1.3 Основные показатели, характеризующие экономический рост страны ………………………………………………………………………….17

Глава 2. Экономический рост на примере Российской Федерации ….21
2.1 Анализ показателей экономического роста Российской Федерации………………………………………………………………………21
2.2 Определение типа (и факторов) экономического роста Российской Федерации ………………………………………………………………………30
2.3 Государственное регулирование экономического роста …………37

Заключение ………………………………………………………………52
Список использованных источников и литературы ………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

булаева.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

Подавляющая часть промышленного производства – более 2/3 – была сосредоточена в Европейской части, где имелось менее 1/3 всех природных ресурсов. Добыча же топливо сырьевых продуктов в районах Крайнего Севера и к востоку от Урала вела к их удорожанию в 1,5 – 2 раза. Стала падать добыча угля, нефти, железной руды и других природных средств производства.

Если в США показатель фондоотдачи в целом за послевоенный период практически не изменился, то у нас за последние 25 лет он упал почти в 2 раза. По оценке западных экономистов, Советский Союз тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза большее количество энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США.

Экономически целесообразным оказалось и строительство новых предприятий. Производственные основные фонды в 1990 г. уже достигли свыше 1,9 трлн. рублей. Загрузка же имеющихся машин и оборудования оставалась низкой: в машиностроении, например, они действовали лишь в 1,2-1,3 смены. Более всего все новое оборудование уходило на новостройки, а на действующих предприятиях продолжали работать давно устаревшие машины. Отсюда вытекает серьезная проблема: каким образом расширять производство без ставшего традиционным широкомасштабного нового строительства?

В 80-х годах в СССР осложнилась и демографическая ситуация: низкая рождаемость при сравнительно высокой смертности, почти наполовину снизился прирост трудовых ресурсов. Страна впервые стала перед проблемой увеличения выпуска продукции без высокого прироста трудовых ресурсов.

 

 

2.3 Государственное регулирование экономического роста

 

  Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

1.Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

Особенностью экономической функции современной России является необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею. Они должны способствовать сохранению государственного влияния на процессы в денежно-кредитной сфере, и обеспечивать оперативную (хозяйственную) независимость банковской деятельности кредитных организаций.

Государственное регулирование выражается: в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государственное регулирование реализуется и в процессе осуществления иных закрепленных законом видов деятельности уполномоченных государственных органов (надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.).

Практика рыночных реформ в стране показала, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночных отношений в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственно-правового механизма. В особенности это касается банковской системы РФ. Однако при этом важно не переступить ту грань за которой государственное регулирование банковской деятельности переходит в свою противоположность - управление экономикой исключительно административными методами. Поэтому, как справедливо отмечал, В.С. Мартемьянов, мера государственного воздействия и его пределы при вмешательстве в дела предпринимателя определяются достаточностью и необходимостью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении. Эти пределы должны быть точно намечены и закреплены в правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами.

По своей правовой природе государственное регулирование банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер. Оно выражается в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

При этом, если в первом случае государственное регулирование проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма регулирования надзора и контроля за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором случае речь идет по сути о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

В процессе государственного регулирования банковской деятельности используются не только административные методы, но и договорные, рыночные механизмы, связанные с осуществлением государственно-властных полномочий. Например, акционирование государством принадлежащих ему банков, покупка государством акций кредитных организаций, проведение конкурсов на получение права кредитными организациями на обслуживание бюджетных средств, выполнение Банком России функции кредитора для кредитных организаций, совершение иных сделок с кредитными организациями (покупка и продажа ценных бумаг, учет и переучет векселей, выдача банковских гарантий, поручительств, валютные интервенции) и т.п. Некоторыми авторами выделяется третий метод, именуемый комплексным, который объединяет в себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется в нескольких направлениях: а) нормотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти и Банк России устанавливают правовые нормы, регулирующие порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля; б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций; в) банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов; г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской деятельностью; сюда включается контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ; надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

Правовыми формами государственного воздействия на банковскую сферу являются правовые (нормативные и индивидуальные) акты, гражданско-правовые договоры, решения Конституционного Суда РФ, федеральных судов РФ.

Источниками государственно-правового регулирования отношений в банковской сфере являются законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования банковской системы. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной сфере, они образуют банковское право РФ.

Ведущее место в правовом регулировании банковской системы принадлежит Конституции РФ, определяющей основы политической и экономической системы, системы органов государственной власти в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Денежно-кредитная политика находится в ведении федеральных органов государственной власти. По вопросам организации и функционирования денежной и кредитной сферы принимаются федеральные законы (ст.76, 95, 105, 107 Конституции РФ). Никакие иные органы государственной власти РФ, кроме федеральных, не вправе заниматься регулированием денежно-кредитных отношений.

В последнее время в научной литературе и периодической печати встречается мнение о том, что банковская система России должна быть самоуправляющейся, саморегулирующейся и самонастраивающейся, для чего якобы требуется ограничить монополизм Банка России, по регулированию банковской деятельности. Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета. Государство имеет исключительные, суверенные полномочия на осуществление государственного регулирования экономических отношений, в том числе в банковской сфере. Поэтому к государственным органам, реализующим свои государственные полномочия вряд ли применимы такие понятия как “монополизм” или “конкуренция”. Коммерческие организации могут конкурировать с другими коммерческими организациями и государством в осуществлении хозяйственной деятельности, но отнюдь не в сфере государственного управления политическими, социальными и экономическими процессами. С учетом изложенного нельзя не согласиться с А.М. Тавасиевым подчеркивающим, что рынок, как более или менее успешно действующая саморегулирующаяся система, функционирует в основном на микроуровне, т.е. на уровне отдельно взятой хозяйствующей единицы (предприятия, организации), осуществляющей конкретные соглашения и сделки. Но чтобы рынок был таким саморегулирующимся, он сам должен быть урегулирован на макроуровне, т.е. в масштабах национальной экономики. Точнее говоря, должны быть урегулированы относящиеся к данному уровню общие условия функционирования рынка. Поэтому первейшим условием саморегулирования рыночной экономики вообще и банковской системы в частности должно быть ее разумное регулирование на макроуровне со стороны государства.

Опыт России показывает, что без разумного государственного регулирования банковская деятельность не обеспечивает баланса интересов государства и общества, кредитных организаций и их клиентов (государства, юридических лиц, частных предпринимателей). Банковский кризис в России подтвердил, что только разумное государственное регулирование способно обеспечить надежные правовые гарантии прав и законных интересов граждан в процессе банковской деятельности

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) – ставка, по которой ЦБ учитывает  векселя, предоставляет кредиты  другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).

2. Операции на открытом рынке  – операции ЦБ по купле-продаже  ценных бумаг (в основном государственных).

3. Нормативное регулирование обязательных  резервов – это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.

4. Экономические нормативы для  кредитных организаций.

5. Регулирующие кредиты ЦБ –  кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.

6. Организация налично-денежного  обращения.

7. Количественное и качественное  стимулирование или сдерживание  в развитии определенных отраслей  и территорий. ЦБ варьирует суммами  кредитов, процентной ставкой и  сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.

8. Нормативный контроль над деятельностью  кредитных учреждений. Осуществляется  на основе отчетности банков.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора.

Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

Пруденциальный надзор – осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;

Информация о работе Экономический рост: темпы и факторы