Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Процесс взаимодействия человека с природой есть содержание любого производства. Экономика поэтому представляет собой искусство рационального и эффективного управления этим процессом, иначе, как показывает мировой и наш опыт хозяйствования, природопользования, неизбежны экономические и экологические кризисы. Понятия, процессы «экономика» и «экология» (от греческого эйкос - дом, жилище, местопребывание и логия – наука об отношениях растительных и животных организмов, их сообществ с окружающей средой) неразделимы, тесно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга. Эта объективная необходимость и реальность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность и типы экономического роста
1.1. Понятие экономического роста. Модели экономического роста …..5
1.2.Типы экономического роста. Положительные и негативные стороны………………………………………………..…………………….11
1.3. Экологизация экономии………………………………………………15
Глава 2. Экономический рост и проблемы экологии
2.1. Глобальные проблемы экологии……………………………………..21
2.2. Основные экологические проблемы России ………………………..26
2.3. Экологическая уникальность России ……………………………….29
Глава 3. Механизмы нивелирования экологических проблем
3.1 Создание независимого органа власти в области охраны окружающей среды как решение экологических проблем.……….…………………...34
3.2. Новое в высшем экологическом образовании России….………….38
Заключение…………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………….............44
Приложение…………………………..…………………………………....45

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 183.35 Кб (Скачать файл)

Именно по этим причинам сегодня необходимо создание независимого уполномоченного государственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для решения всех экологических проблем. По административному статусу это может быть Государственный комитет по экологии или Национальное агентство по охране окружающей среды. Подчиняться эта структура должна напрямую Президенту либо Правительству Российской Федерации.

Эта структура должна заниматься всем комплексом вопросов по охране окружающей среды. Это и нормативно-правовое обеспечение, и организация управления окружающей средой, и управление экологическими программами и проектами. Также в обязательном порядке она должна принимать участие в управлении качеством компонентов окружающей среды, основанном на сочетании корпоративных и бассейновых принципов, в управлении особо охраняемыми природными территориями, в создании и реализации экономических механизмов обеспечения безопасности окружающей среды и схем мобилизации ресурсов для финансирования природоохранных мероприятий, экологическом страховании рисков и ответственности по возмещению вреда, связанного с окружающей средой, экологическом аудите, установлении нормативов качества окружающей среды и лимитов совокупного допустимого воздействия на окружающую среду, в распределении квот техногенного воздействия на окружающую среду, экологической сертификации единиц снижения негативного воздействия на окружающую среду, учете сертифицированных единиц предотвращенного экологического ущерба, координации рынка сертифицированных единиц, получаемых в результате предотвращения и ликвидации экологического ущерба.

Именно эта структура  должна давать экономическую оценку окружающей среды и стоимости природного богатства, заниматься ежегодной инвентаризацией окружающей среды и корректировкой стоимости природного капитала.

В ее ведении будет учреждение фонда природоохранных инвестиций и управление этим фондом, организация финансирования мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, образовавшегося за годы плановой экономики и в период нахождения предприятий в государственной собственности, контроль за целевым использованием указанных средств, а также организация научно-исследовательских работ по охране окружающей среды.

Другими словами, госкомитет или национальное агентство должно отвечать за весь круг вопросов, связанных с охраной окружающей среды. В то же время эта организация должна быть независимой, чтобы объективно отстаивать интересы государства, а не защищать какие-то ведомственные приоритеты.

Конечно, создаваемая структура должна обладать полномочиями по охране окружающей среды в целом. Причем основными ее задачами должны стать формирование государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и их реализация.

Должны быть разработаны  отсутствующие до настоящего времени экологические нормативы — как качества, так и воздействия на окружающую среду. А для этого новая структура должна взять на себя организацию научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и координацию деятельности научно-исследовательских институтов в этой области.

На основании результатов  исследований с учетом данных экологического мониторинга и экологического контроля этот орган должен организовать разработку федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предусматривающих ликвидацию экологического ущерба, накопленного в годы государственной собственности, за счет средств федерального бюджета. И обеспечить строгий контроль за надлежащим уровнем финансирования и качеством работы выполняемых частными собственниками предприятий мероприятий по ликвидации ущерба, причиненного в период нахождения указанных предприятий в частной собственности.

Не менее важно для  реализации предусмотренных федеральными целевыми программами мероприятий в области охраны окружающей среды разработать экономические механизмы стимулирования этой деятельности и соответствующие санкции за нарушение природоохранного законодательства.

Учитывая, что природоохранные мероприятия должны осуществлять природопользователи, единый орган в области охраны окружающей среды должен обеспечивать межотраслевую координацию деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Для обеспечения охраны окружающей среды данный орган должен организовывать и осуществлять в установленном порядке выдачу лицензий и разрешений, установленных законодательством Российской Федерации.

К его полномочиям следует  отнести и учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и мест размещения опасных отходов.

Сохранение окружающей среды не может осуществляться без участия населения. Для чего необходимо обеспечить его экологическое воспитание и образование, а также проводить работу по обеспечению связи с населением.

Также очевидно, что должны остаться в их нынешнем виде все  контролирующие структуры, обеспечивающие техническую безопасность (горнотехническую, металлургическую, химическую, технологическую, атомную, радиационную и т. д.). Это должно остаться за Ростехнадзором. Там работают высокопрофессиональные кадры, которые успешно решают поставленные перед ними задачи.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность также должна остаться за Санэпиднадзором, так как это  скорее медико-биологическая сфера, нежели экологическая. Санэпиднадзор надо освободить от непрофильной функции борьбы за права потребителей.

Очевидно, что ситуация в  экологии и охране окружающей среды вышла из-под контроля, ибо нет единой, ответственной за эту ситуацию структуры. Создание независимого уполномоченного государственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды чрезвычайно актуально, и его рождение лишь вопрос времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Новое в высшем экологическом образовании России

Интеллектуальный потенциал  давно рассматривается ведущими мировыми компаниями как важнейшая составляющая капитала. Обучение специалистов прогрессивным технологиям, эффективным практическим методам решения производственных задач является приоритетом в деятельности всех без исключения компаний. Многие передовые компании уже давно поняли, что уровень квалификации специалистов не должен стоять на месте. Даже в таких традиционных направлениях, как добыча, транспортировка и переработка углеводородов постоянно должно проводиться обучение специалистов всех уровней.

Воспользуемся опытом компании ТНК-ВР, в которой создана и успешно реализуется на протяжении четырех лет корпоративная программа обучения, включающая самые разнообразные области технических знаний и навыков в зависимости от базовых уровней обучаемых, позволяя провести через систему обучения и рабочих, и ведущих менеджеров.

Одним из таких ключевых направлений деятельности компании является НSЕ-менеджмент — управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью (от англ. Неаlth, Safety, Еnvironment — здоровье, безопасность, окружающая среда). В ТНК-ВР, как и в других ведущих нефтяных компаниях, разработаны корпоративные стандарты по НSЕ-менеджменту, направленные на повышение безопасности деятельности компании. Эта деятельность пока не получила должного развития в других отраслях, поскольку многие руководители считают, что охрана труда, промышленная и экологическая безопасность являются сферами компетенции различных специалистов. Однако внедрение интегрированных систем менеджмента предъявляет к специалистам новые требования.

Для примера приведем требования к квалификации специалиста в добывающей компании. В самом общем виде перечень профессиональных компетенции НSЕ-менеджера в нефтегазовых компаниях включает:

• установление стратегии, принципов, стандартов, целей и задач охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (ОТ, ПБ, ОС);

• разработку, применение и  контроль систем управления ОТ, ПБ и  ОС на всех стадиях реализации проектов (по требованиям ISО 14 001, ОНSAS 18 000 и других международных и отечественных стандартов);

• обеспечение эффективной  организации ОТ, ПБ и ОС на производстве;

• организацию обучения персонала;

• участие в принятии решений в соответствующей области и предоставление квалифицированной помощи руководству компании;

• оценку ущербов, контроль убытков, аварийных и критических  ситуаций;

• участие в разрешении конфликтных ситуаций в сфере  ОТ, ПБ и ОС с компаниями-партнерами, населением, государственными органами;

• обеспечение экологического сопровождения проектов (в том  числе получение разрешительной документации и отчетных документов);

• организацию систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

• организацию систем обращения  с отходами, с химическими и  радиоактивными веществами;

• разработку планов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания медицинской помощи в  чрезвычайных ситуациях, в том числе  планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Приведенный перечень профессиональных компетенции свидетельствует о родственности трех направлений — обеспечения охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

Материалы национальной стратегии  образования для устойчивого  развития в РФ свидетельствуют о  том, что действующие образовательные  стандарты высшей школы, включающие императивы устойчивого развития, позволяют в короткие сроки начать подготовку таких специалистов на базе не только экологических специальностей. Это связано с приоритетом актуализации междисциплинарности и экологизации социума, т. е. тех направлений, которые составляют приоритеты современного образования.

Российский университет  Дружбы народов (кафедра прикладной экологии экологического факультета) стал победителем конкурсов грантов в 2007 и 2008 г, учрежденных ТНК-ВР, с проектами подготовки специалистов по НSЕ-менеджменту. Инициатива проектной команды кафедры прикладной экологии была поддержана руководством РУДН, что позволило в короткие сроки приступить к созданию образовательного комплекса по НSЕ-менеджменту в рамках магистерской подготовки на экологическом факультете на основе бакалавриата. Однако создатели образовательного комплекса не исключают также подготовки специалистов на базе других специальностей — геологических, строительных, горных.

Один из центральных пунктов  политики РУДН - развитие инновационных  образовательных программ и распространение опыта во многих странах мира. Поэтому не случайно особенностью проекта стало также распространение опыта создания магистерских программ в заинтересованных отечественных и зарубежных вузах. К проекту уже проявили интерес такие ведущие учебные заведения, как Оренбургский государственный университет, Иркутский и Томский технические университеты, Московский геологоразведочный университет, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахско-Британский технический университет. Поддержку проекту оказывают ТУ Фрайбергская горная академия (ФРГ), Университет экономики в Братиславе (Словакия) и другие вузы.

Современное предприятие  — сложный высокотехнологичный комплекс различных по назначению объектов, которые относятся к повышенным категориям опасности не только для населения, но и для окружающей среды. Это обусловлено применением в технологиях самых разнообразных веществ с высоким уровнем токсичности, сложностью и опасностью производственных процессов. Как следствие - высокие требования безопасности. Для нефтегазового сектора, где применяются самые различные технологии строительства скважин, их эксплуатации, подготовки и переработки углеводородов, хранения и транспортировки сырья и продукции, организация и контроль безопасности во всех сферах деятельности приобретают особый статус.

Не случайно во многих зарубежных вузах ведущие индустриальных стран  активно создаются аналогичные комплексные магистерские образовательные программы.

Это связано с тем, что  современные системы менеджмента в организациях строятся на одинаковых принципах как в сфере охраны труда (профессиональной безопасности), так и при управлении промышленной и экологической безопасностью. Даже беглое обращение к стандартам ИСО 14 000, ИСО 9000, ОНSAS 18 000, ряду национальных стандартов по управлению качеством подтверждает сказанное. Поэтому путь подготовки будущих НSЕ-менеджеров является оптимальным и может достаточно быстро и эффективно восполнить современными специалистами, вооруженными передовыми технологиями, недостаток профессионалов. длительное время существующий в угольной, горной и других отраслях. (Наиболее серьезные несчастные случаи происходят именно в этих отраслях, а с точки зрения экологического ущерба эти отрасли наносят наибольший вред окружающей среде.)

Среди основных предметов, которые  изучаются в рамках магистерских программ зарубежных вузов, наиболее востребованы следующие:

• оценка экологических  рисков и риска здоровью;

Информация о работе Экономический рост