Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является очень актуальной, т.к. ключевые страны с формирующимся рынком добились существенных сдвигов в макроэкономической сфере, как более крупные и устойчивые участники мировой экономики. В том числе, крупная экономика Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканская Республика (ЮАР) – так называемых стран БРИК – на протяжении трех последних лет достаточно хорошо выдерживала глобальный спад

Содержание

Введение 3
1.Появление и развитие формата БРИК. 5
1.1.Определение термина БРИК и предпосылки его появления. 5
1.2.Предпосылки к сотрудничеству стран брик БРИК и сдерживающие факторы. 7
1.3.Результаты и перспективы успешного развития стран БРИК. 9
2. Позиции сторон: основные положения. 13
2.1.Оособенности экономики Бразилии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 13
2.2.Оособенности экономики Российской Федерации в подходе к сотрудничеству в БРИК. 15
2.3. Особенности экономики Индии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 16
2.4. Особенности экономики Китая в подходе к сотрудничеству в БРИК. 18
2.5 Особенности экономики Южно-Африканской Республики в подходе к сотрудничеству в БРИК. 20
3. Противостояние стран БРИКС спаду мировой экономики в 2009-2011гг. 22
3.1. Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности стран БРИКС. 22
3.2. Стимулирование развития мировой экономики странами БРИКС. 26
3.3. Перспективы и прогнозы развития экономики стран БРИКС. 30
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

Orbodieva_kursovaya.docx

— 96.27 Кб (Скачать файл)

Сибирский Институт –  филиал Российской Академии Народного  Хозяйства и Государственной  Службы при Президенте РФ

Кафедра Экономической  теории

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по экономической теории

Тема: «Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР): возможности противостояния спаду мировой экономики в 2009 – 2011 году»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, группа 11113 
Орбодиева Сэсэг Очировна

Проверила: Епифанова Наталья Сергеевна,

доцент кафедры, кандидат экономических наук

 

 

 

 

Новосибирск 2012 

Оглавление

Введение 3

1.Появление и развитие формата БРИК. 5

1.1.Определение термина БРИК и предпосылки его появления. 5

1.2.Предпосылки к сотрудничеству стран брик БРИК и сдерживающие факторы. 7

1.3.Результаты и перспективы успешного развития стран БРИК. 9

2. Позиции сторон: основные положения. 13

2.1.Оособенности экономики Бразилии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 13

2.2.Оособенности экономики Российской Федерации в подходе к сотрудничеству в БРИК. 15

2.3. Особенности экономики Индии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 16

2.4. Особенности экономики Китая в подходе к сотрудничеству в БРИК. 18

2.5 Особенности экономики Южно-Африканской Республики в подходе к сотрудничеству в БРИК. 20

3. Противостояние стран БРИКС спаду мировой экономики в 2009-2011гг. 22

3.1. Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности стран БРИКС. 22

3.2. Стимулирование развития мировой экономики странами БРИКС. 26

3.3. Перспективы и прогнозы развития экономики стран БРИКС. 30

Заключение 34

Список использованной литературы: 36

 

Введение

Данная тема является очень актуальной, т.к. ключевые страны с формирующимся рынком добились существенных сдвигов в макроэкономической сфере, как более крупные и устойчивые участники мировой экономики. В том числе, крупная экономика Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканская Республика (ЮАР) – так называемых стран БРИК – на протяжении трех последних лет достаточно хорошо выдерживала глобальный спад, и в следующем десятилетии готова добиться гораздо более значительного мирового присутствия. Относительно высокие макроэкономические показатели этих стран вновь вызвали вопрос о том, не произошла ли своего рода изоляция БРИК (или стран с формирующимся рынком в целом) от более богатого развитого мира. Другими словами, не развиваются ли циклы деловой активности в странах БРИК по своим собственным закономерностям и не приобретают ли они все большую макроэкономическую независимость от перипетий цикла деловой активности США? Этот вопрос является предметом давних споров и обусловлен смешением экономической устойчивости и «разъединения». Ожидается, что в глобализованной мировой экономике торговые и финансовые связи будут укрепляться, и это повлечет за собой сопутствующие вторичные эффекты. Как точно подметил Джон Липски из МВФ (Международный валютный фонд), «мировой финансовый кризис болезненно продемонстрировал, что глобализованная экономика – это реальность».

При всех своих различиях страны БРИК обладают общими характеристиками, среди которых: значимая роль в международной торговле, основанная на ускоренном росте, интенсивном процессе урбанизации и модернизации промышленности, а также огромная численность населения, огромная территория и большое количество природных ресурсов, которые и позволяют им занять стратегическое положение на мировом уровне.

Понятие “БРИК”, включающее в себя пять стран – Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, за последние несколько лет достаточно прочно вошли в использование, и укрепилось в лексиконе представителей деловых кругов. Одной из причин выделения этих стран в отдельную группу стал тот факт, что темпы развития их экономики оказались намного выше, чем прогнозировали эксперты банка, особенно в России и в Китае.

Цель данной работы – это исследование отношений России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР на современном этапе, место формата БРИК в этих отношениях, перспективы их развития, и положительное влияние на спад мировой экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать историю создания  БРИК,

-проанализировать перспективы дальнейшего развития стран БРИК,

-оценить возможности противостояния формата БРИК спаду мировой экономики в 2009 – 2011г.

Термин БРИК вошел в деловой лексикон в 2003 году, после того как Джим О’Нил - экономист инвестиционного банка Goldman Sachs описал будущую экономическую картину мира. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК.  Но в связи с присоединением 18 февраля 2011 года ЮАР к БРИК, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название БРИК. По словам Goldman Sachs, к 2050 году экономический потенциал этих пяти стран позволит им стать господствующими экономиками, и по масштабам превзойти не только экономику США, но и экономики всех страны Западной Европы вместе взятых.

 

1.Появление  и развитие формата БРИК.

1.1. Определение термина БРИК и предпосылки его появления.

Концепция БРИК (Бразилия-Бразилия-Индия-Китай). За несколько лет из абстрактной теоретической схемы БРИК постепенно превратился в политический союз влиятельных стран мира с интенсивно развивающейся экономикой. Хотя этот разноликий клуб не является однозначно интегрирующейся формацией, но его важность безусловна для российской внешней политики. Это обстоятельство продиктовало необходимость всестороннего научного и прикладного анализа БРИК, который был проведен на состоявшемся заседании "круглого стола", организованного Институтом международных исследований МГИМО (У) МИД России при содействии журнала "Международная жизнь".1

Как, известно, сам изначальный термин БРИК впервые был запущен в международный обиход в 2001 г. экспертами американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» (Goldman Sachs).

Спустя 2 года банк подготовил специальный  доклад, названный «Мечты БРИК - Путь в 2050 год», в котором эти четыре страны были названы наиболее перспективными в плане экономического развития. По мнению автора документа, эксперта по глобальной экономике Джима О ‘Нила, страны БРИК к середине XXI в. окажутся впереди нынешних самых богатых стран мира. При этом Китай и Индия станут самыми крупными в мире поставщиками промышленных товаров и услуг, а Россия и Бразилия - сырья.

Показательно, что, выдвинув однажды  понятие БРИК, эксперты «Голдман Сакс» сделали тему мониторинга развития 4-х стран регулярной, практически ежегодно выступая с новыми комплексными докладами и публикациями. В условиях глобального кризиса доклады стали выходить еще чаще. В последних из них, опубликованных в мае, августе и ноябре 2009 г., по-прежнему подчеркивался тезис о растущей глобальной роли БРИК, в частности, лейтмотивом проводилась мысль о том, что страны БРИК являются «движущей силой» в «наметившейся стабилизации глобального экономического цикла».

9 июля 2008 г. диалог БРИК был выведен и на высший уровень - на полях встречи «большой восьмерки» в Японии свою первую встречу провели президент Бразилии, президент РФ, премьер-министр Индии и председатель КНР. В сентябре 2008 г. на очередной встрече глав МИД 4-х государств в Нью-Йорке стороны обсудили вопрос о проведении специально подготовленного четырехстороннего саммита, который прошел бы отдельно от каких-либо форумов. Такой саммит состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге. По его итогам было принято Совместное заявление, и было решено провести очередную встречу глав 4-х государств в 2010 г. в Бразилии.

В связи с глобальным финансово-экономическим кризисом на форумах глав казначейств «большой двадцатки» в Сан-Паулу в 2008 г., Хоршеме (Великобритания) и Стамбуле в 2009 г. отдельные встречи проводили и министры финансов БРИК. Обсуждались, в частности, различные вопросы реформирования и совершенствования международной финансовой системы и выработки соответствующих консолидированных позиций. В конце мая 2009 г. в Москве прошла встреча ответственных представителей стран БРИК, ведающих вопросами безопасности. А спустя 3 месяца в Казани провели консультации руководители антимонопольных ведомств «четверки».

Таким образом, в ходе довольно частых встреч представители 4-х стран обсуждают сегодня вопросы сотрудничества как в экономической, так и в политической сферах.

В марте 2010 г. в Москве министры сельского хозяйства стран БРИК подписали совместную итоговую декларацию, направленную на координацию усилий по решению проблемы глобальной продовольственной безопасности. В числе согласованных мер по укреплению четырехстороннего сотрудничества в агропродовольственной сфере - создание единой сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК.

В рамках встречи была также достигнута договоренность о разработке общей стратегии обеспечения питанием наиболее уязвимых слоев населения. Как говорится в декларации, стратегия предусматривает формирование официальных систем снабжения продовольствием.2 (Азия и Африка сегодня 2010,№5)

1.2.Предпосылки к сотрудничеству стран БРИК и сдерживающие факторы.

Прежде всего, речь идет об общности, сходстве или совпадении позиций по основным проблемам современности. Стороны отстаивают общие для всех стран «четверки» приоритеты полицентричного мира, построения новой, более справедливой экономической архитектуры, центральной роли ООН, нерушимости норм международного права, неприменения силы и коллективного способа ведения мировых дел. Интегрирующим фактором являются совпадающие либо близкие подходы к вопросам обеспечения международной безопасности в самых разных ее измерениях, борьбы с новыми угрозами и вызовами.

Во-вторых, предпосылкой, послужившей катализатором взаимодействия, прежде всего в сфере мировых финансов, представляется ситуация, связанная с мировым экономическим и валютно-финансовым кризисом. Сложность задач, стоящих на пути рационального реформирования международных финансовых институтов, за которое, наряду с рядом других стран, скоординировано выступают страны БРИК, предопределяет необходимость в длительном и непрерывном характере такого взаимодействия.

Особняком следует выделить предпосылки развития взаимодействия в БРИК, которые связаны с наработками функционирующих в течение ряда лет других международных форматов, прежде всего  формата «Россия -Индия - Китай» (РИК). Совместные заинтересованности, которые в свое время стали импульсом к взявшему старт в 2001-2002 гг. сотрудничеству в рамках РИК, во многом были перенесены (разумеется, с учетом особенностей Бразилии) и в формат БРИК.

Кроме того, в формате РИК была фактически «обкатана» технологическая цепочка постепенного выстраивания как стимулов, целей и принципов взаимодействия (сходные внешние и внутренние интересы, не блоковый характер, не направленность против третьих стран), так и его организационных форм. БРИК фактически унаследовал от РИК поэтапную эволюционную схему: от неформальных межмидовских встреч, через специальные форумы глав внешнеполитических ведомств к отдельно проводимым встречам высших руководителей и поэтапной отраслевой диверсификации консультационных механизмов. Сходное стимулирующее воздействие на БРИК, в известной мере, связано также с действием такого международного формата, как «Индия – Бразилии-ЮАР».

Иными словами, в перспективе сотрудничество в рамках БРИК будет формироваться, как представляется, под разнонаправленным влиянием обозначенных основных предпосылок с одной стороны, и вызовов - с другой.

Является ли появление БРИК ответом  на рост западной, прежде всего американской, экспансии? Напрямую, конечно, нет. Цели этого образования - другие. Но опосредованно, наверно, да. Всей совокупностью своего поведения в последние два десятилетия США и их главные союзники создали такую среду, когда другим крупным государствам надо задумываться о страховочных механизмах, способных обеспечить реализацию их национальных интересов. Если говорить откровенно, то Вашингтон потерпел глобальное фиаско, взявшись обустроить современный мир на основе своих принципов, но, не сумев создать справедливую, притягательную структуру равноправного сотрудничества государств.

Но трансформация политического  партнерства (если и когда оно установится) в политический союз? Технически подобный союз стран БРИК осуществим уже сегодня. Однако не ясно, какие цели он мог бы преследовать и какие задачи решать. Сегодня они не очевидны.3

1.3.Результаты и перспективы успешного развития стран БРИК.

Каковы перспективы БРИК? Пока налицо лишь контуры возможного плодотворного взаимодействия. На данном этапе сплачивает БРИК главным образом политическая воля руководства "четверки", хотя и здесь есть свои "запевалы" - это Россия и Бразилия. Одних консультаций и координации политической линии, конечно, мало, чтобы БРИК стал стабильно-значимым элементом мировой политики. Нужна весомая экономическая составляющая, включающая крупные совместные проекты, прежде всего в инновационной сфере, возможно, создание в этих целях многосторонних концернов стран-участниц, формирование благоприятных условий для взаимного инвестирования, согласование валютно-финансовой политики и т.д. В политической сфере нашим интересам отвечало бы, чтобы Индия, Бразилия в результате реформирования Совета Безопасности ООН вошли в число его постоянных членов. Это пошло бы на пользу как Всемирной организации, так и способствовало бы дальнейшему росту БРИК в мире.

Страны БРИК - страны догоняющего  развития. Они с большим историческим опозданием вступили на путь капитализма в экономике. БРИК - это вызов глобальной маргинальности. Прежде всего, потенциал БРИКа обусловлен тем, что это реальность, идущая от жизни, подкрепляющаяся волей политических руководителей наших стран. Простой факт, что за три года, а именно с 2006 г., этот формат прошел путь от простого четырехстороннего диалога, когда состоялась первая встреча министров иностранных дел на полях Генассамблеи ООН, промежуточным итогом стал уже полноценный Саммит в Екатеринбурге, все это свидетельствует о том, что, прежде всего, наши страны объединяет сходство подходов к созданию более справедливого, демократичного и безопасного мира, причем миропорядка, который бы отражал культурно-цивилизационные разнообразия. Если посмотреть итоговые документы Саммита, то они, прежде всего, свидетельствуют о том, что имеются достаточно четко прочерченные линии сопряжения интересов. А именно, заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержка идей, инициатив по выработке новой системы устойчивого экономического роста, заинтересованность в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран транзита энергоресурсов. Отдельные заявления по продовольственной безопасности также посвящены актуальной теме и свидетельствуют о том, что у нас есть хороший потенциал для работы на данном направлении на международных площадках, прежде всего, в ФАО, Всемирной продовольственной программе, в том числе по реализации решений, достигнутых на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге.

Информация о работе Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)