Экономические функции и роль государства в современной рыночной экономике и механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период рыночной хозяйственной системы.
Поставленная цель определила необходимость решения в работе следующих задач:
1. Раскрыть и разграничить содержание таких категорий как "роль государства в экономике", "функции государства в экономике", "экономические функции государства";
2. Показать различия экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и как субъекта регулирования;
3. Определить особенности экономического регулирования в зарубежных государствах;
4. Показать механизм реализации функций государства в экономике

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль и функции государства в экономике………………………………...6
1.1 Роль государства в экономике……………………………………………6
1.2 Функции государства в экономике…………………………………….....9
2. Особенности моделей государственного регулирования экономики в зарубежных странах…………………………………………………………..12
2.1.Особенности моделей государственного регулирования экономики во Франции……………………………………………………………………….12
2.2. Особенности моделей государственного регулирования экономики в США…………………………………………………………………………...14
3. Механизм реализации функций…………………………………………...17
3.1. Кредитно-денежная и фискальная политика…………………………...17
3.2. Инвестиционная политика и правовая база…………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….22
Приложения……………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 128.91 Кб (Скачать файл)

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

 

 

 

 

 

      1. Особенности моделей государственного регулирования экономики в зарубежных странах.

 

      1. Особенности модели государственного регулирования экономики во Франции

Из всех западноевропейских стран наиболее развито государственное регулирование экономики во Франции. Важнейшей формой его проявления является планирование.

Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и другими методами.

Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости товаров и услуг.

Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.

Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.)

Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий.

Большинство малых предприятий в силу инновационного характера своей деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика свидетельствует, что до 90 % вновь образованных малых предприятий “прогорают” в течение первых пяти лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства.

Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.

Анализ и обобщение опыта государственного регулирования экономики во Франции позволяет сделать вывод, что отдельные из используемых там экономических инструментов целесообразно использовать в нашей стране. Это прежде всего подходы в планировании. Механизмы стимулирования развития малых предприятий, контроля за ценами.

 

 

      1. Особенности модели государственного регулирования экономики в США.

Доход среднестатистической семьи в США составил в 2011 году 47500 американских долларов (2;1172). В Канаде годовой доход семьи составил 54583 канадских долларов, что в переводе на американские доллары составляет 43666, согласно паритету покупательской способности. В обеих странах женщины занятые полный рабочий день, зарабатывают на 27% меньше, чем мужчины. В США доход на душу населения значительно различается в разных национальных группах. Доход варьировал от 24400 (около 2000USD/мес.) американских долларов для белого населения до 19000 для азиатов и 13000 для чернокожего населения.

США и Канада привлекают квалифицированных иммигрантов. Средняя продолжительность жизни в США 78 лет (мужчины) и 81 год (женщины). В Японии средняя продолжительность жизни мужчин 77,6 лет, женщин - 84,6 лет (эти значения самые высокие в мире). Страна быстро “стареет”, и структура населения становится одной из самых старых во всем мире.

Система государственного регулирования экономики в США состоит из многих звеньев:

      • регулирующий механизм федерального правительства;
      • механизм штатов и местных органов власти;
      • государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
      • аппарат административно-правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддерживанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого оказывается финансовая помощь ученым, инженерам, наращиваются расходы в области новейших технологий.

Правительство содействует в распространении в стране технических знаний и новой техники. Делается упор на малые предприятия, которых в США насчитывается порядка 350 тысяч. Многие ученые США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения и открытия способны вызвать подъем в экономике.

Изменение системы налогообложения в США направлено на стимулирование частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение промышленных предприятий.

Налоговая система США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). На всех уровнях взимаются: индивидуальный подоходный налоги, налог с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Механизм реализации функций государства в экономике.
      1. Кредитно-денежная и фискальная политика

Одним из новых экономических методов государственного регулирования экономики является кредитно- денежная политика, основополагающей целью которой является регулирование экономики с целью достижения общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции, то есть макроэкономическая стабилизация.

Существует три основных средства кредитно- денежного контроля:

1.Операции на открытом  рынке.

2.Изменение нормы обязательных резервов

3.Изменение учётной ставки.

В Украине кредитно- денежная политика осуществляется Центральным банком. Операции на открытом рынке являются средством контроля денежного предложения. В результате, когда центральные банки покупают ценные бумаги на открытом рынком, резервы коммерческих банков увеличиваются, и наоборот, когда продают- резервы коммерческих банков уменьшаются. Что же заставляет коммерческие банки и население идти на продажу или покупку ценных государственных бумаг у центрального банка? Известно, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратной зависимости. Когда правительство решает покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены поднимаются, а процентные ставки падают. Это побуждает коммерческие банки и других владельцев продавать их Центральному банку. И наоборот, когда правительство решает продавать гособлигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимает процентные ставки, делая тем самым их привлекательной покупкой для банков и населения.

Фискальная политика

Фискальная политика является неотъемлемым и важным атрибутом экономической системы. Фискальная политика в государстве должна устраивать государственные налоги и расходы так, что они, во- первых, не тормозили, а активизировали экономическую деятельность субъектов хозяйствования; во- вторых, помогали снижению колебаний экономического цикла и, в-третьих, служили развиванию экономики высокой занятости, избегая чрезмерной инфляции. Реализуя экономические функции государства, фискальная политика становится в его руках острым инструментом, который следует применить умело, рационально и эффективно. История свидетельствует, что в недавнем будущем экономические циклы протекали болезненно, сопровождались серьёзными потерями и потрясениями. Таким образом, фискальная политика представляет совокупность финансовых мероприятий государства в отношении регулирования правительственных расходов и прибылей для достижения определённых социально- экономических целей, поэтому в современных условиях она используется как один из важнейших рычагов выполнения экономической роли и функций государства в рыночной экономике.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства немалых материальных и финансовых ресурсов. В развитых капиталистических странах государство распоряжается от 1/3 до 3/5 национального дохода и выступает покупателем 1/3 продукта.

Современная фискальная политика регулирует основные направления финансовых ресурсов государства, средства финансирования и главные источники покрытия государственных расходов. Существуют прямые и непрямые финансовые методы регулирования экономики. К прямым методам относятся прежде всего средства бюджетного регулирования. Средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных затрат государства, на госинвестиции, на проведение структурной политики. Государственные финансы активно используются для предоставления прямых и непрямых субсидий и дотаций отдельных предприятиям и отраслям, целевых кредитов. Большое значение имеют государственные закупки товаров и услуг, которые служат целям стабилизации хозяйственной конъюнктуры. К непрямым методам относятся меры, с помощью которых государство влияет на финансовые возможности товаропроизводителей и на размеры потребительского спроса. Важнейшую роль здесь играет система налогообложения. Главной формой мобилизации доходов государства служат прямые и непрямые налоги. В современных условиях быстро растут взносы в фонды социального страхования.

Наиболее полную разработку концепция налогов нашла в работах американского профессора А. Лэффера. Суть концепции заключается в том, что замедление темпов экономического роста вызвано повышением уровня налогов, которые подрывают стимулы к инвестициям и способствуют сокращению потребительского спроса. Высокие ставки налогов толкают субъектов хозяйственной деятельности к уклонения от уплаты налогов, а также формируют теневую экономику. Данная идея о том, что уменьшение налоговых ставок приводит, в конечном счёте, к увеличению поступлений в госбюджет, играет важную роль в финансовой политике государств с развитой рыночной системой.

 

 

 

 

 

 

      1. Инвестиционная политика и правовая база.

Инвестиционная политика государства тесно переплетается с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как было показано раньше, через её механизмы. Но инвестиционная политика имеет и собственный механизм, связанный с амортизацией.

В отличие от других издержек производства - материальных и заработной платы, какие регулируются рынком, издержки средств труда регулируются, как правило, государством. То есть, государство влияет на темпы научно- технического прогресса. Кроме того, оно препятствует укрытию части прибыли от налогообложения отнесением её к амортизационным отчислениям. Для того, чтобы ускорить развитие науки и техники, технично обновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений и этим ускоряет возвращение стоимости основного капитала как источника модернизации производства. О значении этого способа развития производства свидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним с главных мер «рейганомики».

Правовая база

Если внимательно проанализировать сущность вышерассмотренных механизмов государственного регулирования, то можно заметить, что в их основе лежат нормативно- правовые акты или законы. То есть правовая база, являющаяся результатом законодательной деятельности, служит основополагающим механизмом государственного регулирования экономики. Поэтому необходимо различать создание законов, как государственную функцию, а уже сами законы- метод государственного регулирования. Государственное вмешательство в экономику будет только тогда необходимым и стабилизирующем, когда нормативно- правовые акты будут разрабатываться с осознанием и учетом экономических законов. Лишь в этом случае, государственное вмешательство будет целесообразным, способствуя сглаживанию недостатков чистого рыночного механизма. Среди кодексов законов наибольшего внимания заслуживает антимонопольное законодательство, с помощью которого государство защищает конкуренцию. Начало ему было положено в США, что явилось реакцией со стороны потребителей и профсоюзов на усиление власти монополистов в экономике. Наивысшей точкой острого общественного возмущения монополиями стало принятие в 1890 году антитрестовского закона Шермана. В различных странах содержание антимонопольного законодательства имеет свои особенности, однако обязательными являются следующие положения:

Информация о работе Экономические функции и роль государства в современной рыночной экономике и механизм их реализации