Экономические реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 02:17, доклад

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят
корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени
послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было
формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические реформы Петра Первого.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

доходы  наполовину  были  обязаны  сбору  именно  подушной  подати.   Размер

подушной подати определялся  исходя  из  потребностей  содержания  войска  и

данных переписи и был установлен в 74  коп.  Уже  при  Екатерине  I  он  был

понижен до 70 коп. Взамен владельческих  податей  государственные  крестьяне

должны были платить по 40 коп., а городские  тяглые обыватели по 1  рублю  20

коп. Переход  к подушной подати, несмотря на  недоимку  в  18%,  в  1724  г.

принес казне  дополнительно 2 млн. руб.,  а  с  учетом  переходящего  остатка

средства  казны  увеличились  на  треть  по  сравнению  с  1720-1723  гг.  и

составили 10 млн. руб.    На практике «подушина» обнаружила немало  отрицательных  черт:  единуюнорму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и  хозяйственным  условиям  районах,  наличные  трудоспособныеработники платили за беглых и больных, стариков и  детей,  а  также  умершихмежду ревизиями – «ревизских душ».

     Косвенные  налоги обеспечивали до 40% доходной части  казны.  Наряду  с

косвенными  сборами  широко  практиковались  и  прямые  налоги:  рекрутский,

драгунский, корабельный  и др. В качестве  одного  из  источников  пополнения

бюджета было монопольное  право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом

содержащегося в ней серебра.

     В  1708 г. было учреждено  8  губерний  (позже  11),  целью  чего  было

территориальное распределение военных и иных расходов. С  1715  г.  губернии

делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по  расстоянию

места». В соответствии  с  количеством  долей  производилась  разверстка  по

губерниям государственных  повинностей. Управителем каждой  доли  (кроме  дел

городского управления) назначался особый ландрат.  С  ландратов,  высылавших

меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

     На  созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были  возложены  задачи

высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь  финансовым.

Тем  же  указом  было  определено  «учинить  фискалов  во   всяких   делах».

Доносительство  было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

     Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными  делами

ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных  приходов  и

расходов  было  возложено  на  Ревизион-коллегию,  Штат-контора   занималась

расходами и  предоставляла  ежегодно  генеральный  экстракт,  где  «на  одной

странице все  доходы кратко означены…а на другой странице листа  все  расходы

… також вкратце  объявлены быть   имеют». Однако действия отдельных  коллегий

и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу  неувязок.

     Право  налагать подати согласно Регламенту  имел право только  Сенат,  а

Камер-коллегия должна была выдвигать предложения  и высказывать  свое  мнение

по соответствующим  проектам.

     В  1719 г. были произведены  реформы   в  местном  управлении.  Губернии

теперь  делились  на  провинции,  заменившие  ландратские  доли.  Во   главе

провинций были поставлены воеводы,  которым  подчинялись  земские  камериры,

ответственные за сбор казенных доходов.

     Принятый  в  1724  г.  Таможенный  тариф,  жестко  защищал  российскую

промышленность  от иностранных конкурентов, одновременно открывая  дорогу  на

рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке  75%  от  цены,

голландское полотно  и бархат – 50%, шерстяные ткани  и писчая бумага – 25%  и

так далее. За  сорок  лет  царствования  Петра  объем  средств   в   распоряжении

государства с  учетом двукратного  падения  покупательной  способности  рубля

увеличился  как  минимум  в  3  раза.  Это  было  обусловлено  хозяйственным

подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления  таможенных  и

кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии.  Однако

хозяйственный рост  существенно  замедлился  с  началом  Северной  войны,  и

последующие  два  десятилетия  прошли  в  напряженных,   разорительных   для

хозяйства и, в  конечном итоге, малоуспешных поисках  выхода  из  финансового

кризиса.  Хотя   в   последние  годы   Северной   войны   была   воссоздана

централизованная  система  управления  финансами  и   преобразован   местный

административный  аппарат, только в самом конце  правления  Петра  с  введение

подушной подати финансы России получили прочное  основани 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. СП-  Б.,1994.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России, раздел Ш.

3.ТимошинаТ.М.Экономическаяистория.России,М.,2005,гл.4-5.                                                   4. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999, гл.1У.

Информация о работе Экономические реформы Петра Первого