Экономические международные предпосылки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследовать основные международные интеграционные формирования в обществе и показать степень влияния России на экономическую систему в общемировом интеграционном процессе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
1) выявить предпосылки Международной экономической интеграции;
2) рассмотреть этапы экономической интеграции;
3) Россия в системе международной экономической интеграции;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Предпосылки международной интеграции……………………………………5
2.Типы интеграционных формирований……………………………………….11
2.1.Этапы экономической интеграции…………………………………………11
2.2.Основные виды современных интеграционных формирований………….19
3.Россия в системе международной экономической интеграции…………….27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………..………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория(курсач).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Начало западноевропейской интеграции положил, подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 году, Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В поисках повышений эффективности национального производства шесть стран Западной Европы (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) в январе 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1957 был подписан Римский, вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х  — середина 70-х гг.) считается  «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были: постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; создание валютного союза; унификация налоговой системы; сближение законодательства; разработка принципов согласования экономической политики.9

В целях реализации этих установок была создана комплексная  управленческая структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС  поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг  и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:

· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

· установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

· достигнута свобода  передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная  миграция рабочей силы и свобода  выбора места жительства.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел  в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 году эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава  Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановый диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство из 27 стран (2007 г. - Болгария, Румыния), что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции. (Приложение № 4)

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.10

Для реализации идеи “общего рынка” Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в  торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены. Шаги по достижению странами единого экономического пространства:

    • Введение странами единой валюты.
    • Создание единого Центрального банка.
    • Образование свободных экономических зон.
    • Международное производственное сотрудничество.
    • Использование единой транспортной сети.
    • Научно-технические связи.
    • Предоставление международных услуг.
    • Международный туризм.

Страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного  и политического союзов. Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования.11

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — это торгово-экономическое объединение. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.12

Другим примером центростремительных  интеграционных тенденций, развивающихся  уже не в Европе, а в Северной Америке, является НАФТА. Североамериканская ассоциация свободной торговли была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами — США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу с 1 января 1994 г. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г.

В рамках НАФТА предусмотрены  меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, разделяющие три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты в течение следующих 15 лет. Создаются условия для принятия этими тремя странами аналогичных законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся на стадии формирования.13

Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) создана в 1989 г. В настоящее время АТЭС включает 21 государство Азии, Северной и Южной Америки: Австралию, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезию, Канаду, КНР, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа – Новую Гвинею, Перу, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южную Корею, Японию.

Особенность АТЭС состоит в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, находящихся на огромных расстояниях друг от друга и объединенных лишь выходом к Тихому океану. Особенность АТЭС, с экономической точки зрения, заключается в том, что в нее входят как крупнейшие промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие уступающие им во многом государства, как Мексика, Чили, КНР и др. На АТЭС приходится 55 % мирового ВВП, 40 % мировой торговли, более 40 % населения земного шара.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).

Среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС в 2000 г. составляют 3-3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении значительно опережают своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.14

Союз независимых  государств (СНГ) — первая попытка создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока, объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

На первом этапе проявлялись попытки оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.).15

Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) — региональная политико-экономическая организация, образованная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, а в 1995 г. — Вьетнам, Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

Официальными целями АСЕАН провозглашены  содействие экономическому росту, социальному  прогрессу и культурному развитию стран-членов. Система управления представлена высшим органом — Совещанием министров иностранных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН с местом пребывания в Джакарте. Специфика деятельности АСЕАН определяется тем, что ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двусторонних договорных обязательств между АСЕАН и США.

Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок. Приведенные выше примеры, говорят о сильных различиях в проходящих в мире процессах и о разности подходов к их рассмотрению, о совершенно разных проблемах и задачах, решаемых в различных частях земного шара, но, тем не менее, подчеркивающих, что при достаточном развитии стран, появляется объективная потребность к дальнейшему развитию через интеграцию мирохозяйственных связей.16 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Россия в системе  международной экономической интеграции.                

В настоящее время ни одно государство  в мире не может успешно развиваться  без интеграции в мировую экономику. Прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития экономики. В области внешнеэкономической политики России основным направлением является равноправная интеграция страны в мирохозяйственные связи на основе преимуществ международного разделения труда, что зависит от структурных сдвигов в экономике. Повышается роль внешнеторговой деятельности и иностранного инвестирования как фактора структурной перестройки экономики и формирования условий для начала устойчивого экономического роста.17

Россия как центр интеграционных процессов может быть притягательной для других государств только, будучи демократической, великой индустриальной и научно-технической державой. Перспективы  сотрудничества определяются в первую очередь усилением экономической мощи России. В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.

В последние годы оказалось  падение внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Причина тому прежде всего стремление экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, т.к. цены по контрактам внутри СНГ остаются существенно ниже мировых.(Приложен. 5)

Наряду с торговыми  отношениями Россия и ее хозяйствующие  субъекты поддерживают тесные связи  с европейскими финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь находятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные ценные бумаги.

Информация о работе Экономические международные предпосылки