Экономические аспекты глобальных проблем современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управлении природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и причины возникновения глобальных проблем 4
2. Глобальные проблемы экономики
2.1. Разоружение ради развития 9
2.2. Взаимосвязь народохозяйственных систем и природного базиса 12
2.3. Управление природопользованием 17
2.4. Проблема продовольствия и пути ее решения 19
3. Перспективы появления новых глобальных проблем и пути ее решения 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

   С учетом инфляционных  процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались.

   Экологический контроль  в Российской Федерации регламентируется  Законом РФ от 10 января 2002 г. «  Об охране окружающей среды».

   Нормативными документами,  определяющими правила и методы контроля состояния природной среды, являются государственные стандарты и другие подзаконные акты.

   Ввиду специфики и особой  важности проблемы  радиационной  безопасности она регламентируется  особым Федеральным законом от 9 января 1996 г. (ред. от 23 июля 2008 г.) «О радиационной безопасности населения».

   Хотя многие нормы, введенные  российским законодательством, едва  ли не самые жесткие в мире, они, к сожалению, часто и  повсеместно нарушаются. Этому способствует  то обстоятельство, что законодательная база России в области охраны природы проработана недостаточно. Для сравнения укажем, что в США в настоящее время действуют более 50 федеральных законов в этой области, тщательно регламентирующих все стороны эксплуатации возобновимых ресурсов, причем эти законы регулярно обновляются и уточняются в соответствии с новыми данными, а их нарушение карается достаточно строго.

   Эффективное экологическое  регулирование возможно только  на основе тесного сотрудничества  государственных органов и общества в целом. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», контроль состояния природной среды может осуществляться как государственными органами, так и общественностью. Статья 68 Закона гласит: « Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области  охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством».

 

 

 

 

 

 

 

                      УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ.

 

   Научные исследования последних  десятилетий и накопленный мировой опыт свидетельствуют о том, что самым первым шагом к достижению равновесия между нагрузкой общественных структур и природным базисом является курс на установление все более и более жестких норм хозяйственного использования природных ресурсов, который нашел свое отражение в разработке национальных и региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой опыт, в котором мы выступаем в роли учеников.

   Механизм природопользования  включен в общую проблематику  глобалистики и реализуется на началах таких идей, как: приоритет общечеловеческих ценностей, необходимость глобального мышления, важность долгосрочного планирования, необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание их взаимосвязи с мировыми.

   Данные проблемы стали отправными для деятельности Совета Безопасности ООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий, которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенно утверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранение природы. Можно выделить следующие подходы к их решению: национальный, то есть стремление решать задачи в рамках данной государственной системы, интернациональный, то есть формирование системы международных органов, решающих все более широкий круг проблем, выработка согласованных рекомендаций и решений.

   В экономической науке  ведется поиск путей эффективной  интеграции экологического аспекта  с устоявшимися подходами микро-  и макроэкономики.

   Главным инструментом построения  природоохранной деятельности выступают нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей в природных сферах и платежи за природопользование. Эти показатели не дают полной картины экономического ущерба от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер.

   Исследования, проведенные  на Западе, показали, что концепция  экологической безопасности, ориентированная  на предельно допустимые нормы  концентрации загрязнителей, должна  уступить место концепции экологического  риска.

   Согласно новому подходу, задача состоит в том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримого экономического горизонта (15-20 лет).

   Подход, оперирующий понятием  «допустимый риск», определяет  научные и технические разработки, опережающие экономические возможности  даже наиболее богатых стран.

   Для стран СНГ выход  на новый уровень управления  природопользованием должен решить  задачу последовательного снижения  нагрузки на природные системы,  повышения устойчивости природных  систем. Поэтому эколого-экономическая  программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам.

   В рамках допустимой суммарной  нагрузки устанавливаются квоты  – доля каждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам «привязываются» платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологий и последовательного запрещения устарелых технологий. Она включает разработку экологических паспортов и аттестацию технологий и установления стандарта качества технологий и платежей за использование технологий. С их помощью общество может обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.

   Новым для нашей страны  является использование экономических  регуляторов в государственном  управлении природопользованием  и финансовое обеспечение экологической политики.

   Финансовые ресурсы экологического  назначения должны формироваться  из централизованных источников  и за счет средств предприятий  - природопользователей.

   Расходование на решение  экологических проблем до 2% ВНП  явно недостаточно, поэтому целесообразно выделять средства из всех составляющих ВНП, что должно предшествовать распределению ресурсов для накопления и потребления.

   На предприятиях-природопользователях  необходимо создавать целевые  фонды охраны и воспроизводства  природных ресурсов, которые целесообразно преобразовывать в экологические банки.

   Экологические фонды предприятий  образуются за счет амортизационных  отчислений по природоохранным  объектам. В них должна направляться  и часть балансовой прибыли  предприятия, если они без этого не в состоянии поддерживать установленные лимиты воздействия на природную среду.

   Средства территориальных  экологических фондов образуются  за счет платежей за загрязнение  и расход природных ресурсов. Они должны расходоваться на  оплату услуг по улучшению экологической обстановки и на воспроизводство природных ресурсов.

   Под контролем местных  природоохранных органов может  осуществляться торговля лимитами  на вредные воздействия на  окружающую среду между предприятиями.  Ведущим экономическим регулятором  в системе государственного управления природопользованием должны быть платежи за природные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природных ресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на их воспроизводство.

   В теории экономического регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение должна учитываться в составе себестоимости продукции и поступать в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то в этом случае штрафные платежи должны выплачиваться в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия.

   Для рационального использования  экономических льгот и санкций  в системе управления природопользованием  необходимо создание системы экологического страхования. Она обеспечивает усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые должны учитываться в себестоимости продукции.

   Сочетание указанных мер  будет способствовать сохранению  экологической безопасности.

 

 

 

ПРОБЛЕМА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ.

 

   Одной из важнейших проблем  всего человечества является  голод в мире.Он в первую  очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн. человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

   Голод является в первую  очередь спутником бедности, т.е. зависит от уровня экономического и социального развития. Многие страны держатся только благодаря донорской помощи международных организаций и благотворительности населения развитых государств. Апробированные методы повышения исчерпали себя. В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африке большинство сельского населения не имеет технических и финансовых средств для увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азии основной причиной голода является недостаток земель. Земельные наделы слишком малы, чтобы прокормить семью. Темпы роста в индустриально развитых странах. Огромным бедствием для этих стран является то, что большинство голодающих – это женщины и дети (40% недоедающих – дети до 10 лет). По данным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 лет некоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютном выражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

   Основная причина голода  – региональные, социальные, экономические  и другие виды неравенства,  которые проявляются не только  в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости.

   Первая из целей, намеченных  руководителями государств на  встрече на высшем уровне Организации  Объединенных Наций в 2000 году, предусматривала сокращение к  2015 году доли людей, страдающих  от голода, наполовину. Это непростая задача, особенно в Африке, где во многих странах прогресс в этой области выглядит неудовлетворительным. Сейчас мы вследствие возникновения новых проблем столкнулись с чрезвычайно неблагоприятной ситуацией.

   Цены на основные продукты питания - пшеницу, кукурузу, рис - находятся на рекордно высоком уровне. За последние шесть месяцев они выросли на 50 и более процентов. Глобальные запасы продовольствия, напротив, остаются на беспрецедентно низком уровне. Это вызвано целым рядом причин - от растущего спроса в таких крупных странах, как Индия и Китай, до климатических и метеорологических явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи, которые уничтожили урожай во многих районах мира. Высокие цены на нефть привели к росту расходов на транспортировку продовольствия и приобретение удобрений. Некоторые эксперты считают, что более широкое применение биотоплива, в свою очередь, привело к сокращению продовольственных запасов для людей.

   Последствия этого наблюдаются  повсеместно. В различных странах от Западной Африки до Южной Азии вспыхнули продовольственные бунты. Население стран, которым приходится ввозить продовольствие, чтобы прокормить свое голодное население, протестует против высокой стоимости жизни. Еще не окрепшие демократии ощущают негативное воздействие отсутствия продовольственной безопасности. Многие правительства ввели запрет на экспорт продуктов питания и установили контроль за ценами на продовольствие, что привело к деформации рынка и создало новые проблемы в сфере торговли.

   Так, например, в январе 2008 года президент Афганистана Хамид  Карзай призвал предоставить  Афганистану помощь в размере  77 миллионов долларов США для  обеспечения продовольствием более  2,5 миллиона человек, оказавшихся  в отчаянном положении в результате роста цен. При этом он обратил внимание на одно тревожное обстоятельство: сейчас средняя афганская семья тратит на еду около 45 процентов своего дохода по сравнению с 11 процентами в 2006 году.

   Это - новое обличье голода, который все больше затрагивает общины, которые ранее были от него защищены. И, как всегда, в наибольшей степени пострадал так называемый "наименее обеспеченный миллиард" - люди, живущие менее чем на доллар в день.

Информация о работе Экономические аспекты глобальных проблем современности