Экономическая теория. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:31, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на основные вопросы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по эконом теории.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Экономические законы – законы развития производственных отношений людей. Выражают устойчивые причинные связи между явлениями экономической жизни общества на различных ступенях его развития. Как и законы природы экономические законы возникают и действуют как объективная необходимость независимо от объективных желаний людей. Но, в отличие от законов природы эконом. законы не существует вне общественно-производственной деятельности людей и проявляются только через эту деятельность. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, эконом. законы действует стихийно; они не подвластны людям и проявляются в среднем результате массы отклонений и случайностей. Каждый общественно-экономической формации присущи свои объективные специфич. Эконом.законы, которые теряют силу вместе с гибелью данной формации. Кроме специфических эконом. законв (закон распределения по труду при социализме), известен ряд экономических законов, общих для всех формаций (закон соответствия производственных отношений по характеру производительных сил), а также ряд законов, общих для нескольких формаций (закон стоимости). Действие этих законов своеобразно в каждой формации. Среди эконом. законов определяющее значение имеет основной экономический закон, который выражает наиболее существенную сторону данного способа производства и определяет главную линию его развития. 

ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

Эффект дохода – изменение спроса на товар только как результата колебания покупательской способности денежного дохода, вызванного изменением цен. В целом следует  помнить, что рост дохода стимулирует спрос на нормальные товары низшего качества. Нормальный товар – такой, спрос на который увеличение при росте дохода и финансированном значении цен. Товар низшего качества – это такой товар, спрос на который падает по мере роста реального дохода потребителя при условии, что остальные факторы остаются неизменным. Изменение цены товара может оказать другой эффект на величину спроса, это эффект замещения, влияние которого на спрос определяется тем фактом, что новая цена товара будет выше или ниже относительно цен на другие товары. Многие полагают, что изменение цены вызывает эффект замещения, а изменения дохода приводят только к эффекту дохода. Это неправильно. Любое изменение цены вызывает как эффект замещения, так и эффект дохода, каждый из которых влияет на объем спроса. 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  БЛАГА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

Общественные  блага – это те блага, которые  не могут в достаточном количестве производится частными фирмами, и поэтому  обычно производятся государством.

Общественные  блага обладают следующими свойствами:

1)Неисключаемость,  т.е. невозможно лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его желанию (уличное освещение).

2)Неконкурентность, т.е. с увеличением числа потребителей  блага уровень потребления не  уменьшается. Ярким примером общественного блага является национальная оборона страны, т.е. эта услуга, которую государство оказывает всем без исключения жителям территории, с увеличением численности увеличения страны опасность внешней угрозы для каждого человека не увеличится. Общественные блага в чистом виде встречаются редко, и чаще всего мы пользуемся ограниченным общественным благом.  Следует обратить внимание на особенный вопрос при потреблении общественных благ, т.е. ситуация состоит в том, что потребители, получая выгоды от чисто общественных благ, как правило хотят обойтись от лишних выплат получить это благо даром. В экономической науке это явление известно, как «проблема Фрирайдера», т.е. «безбилетного зайца». 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ТРУДА

Под спросом  на труд понимается платежеспособная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе для организации и развития производства. Масштабы привлеченного труда являются результатом усилий нанимателей минимизировать издержки и максимизировать прибыль и зависят от предельной производительности труда рабочих, технологического уровня предприятия, соотношения уровня цен на применяемые средства производства. В отличии от простых моделей рынка труда, в которых спрос на труд зависит от уровня зарплаты, в реальности на макро- и микроуровне действует ряд различных факторов, определяющих потребность работодателей в рабочей силе.

Предложение рабочей  силы, как и спрос на труд, в  первую очередь зависит от уровня зарплаты, но наслоение социально-психологических, культурных и даже политических факторов делает эту зависимость менее жесткой. Так, выбор каждого трудоспособного индивида в пользу работы или ее отсутствие зависит от индивидуальных качеств человека, отношения окружающих к обязательности труда, от национальных трудовых обычаев, культуры и религии, а также от соц. и налоговой политики государства. На предложение труда в масштабе всей экономики оказывает большое влияние демографические циклы. Так, за последние годы в России численность населения в трудоспособном возрасте неуклонно снижается, что вызвано отрицательным естественным приростом населения в предыдущие годы. Несмотря на негативный характер этих изменений, с точки зрения общества, демографический спад в некоторой степени сокращается напряженность на рынке труда, поскольку уменьшения числа лиц, претендующих на рабочие места. Предложение труда – совокупность экономически активного населения страны, предлагает свою рабочую силу на рынке труда. 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

Монополистическая конкуренция – смешение монополий и конкуренции. Для этой конкуренции как рыночная структура характерно относительно большое число небольших произведений, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах. Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции, экономическое соперничество в условиях монополистической конкуренции не сводится к одной лишь цене, но и сосредоточено на таких факторах, как качество продукта реклама…. Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды. Для моноп. конкуренции не требуется присутствие сотен тысяч фирм, достаточно сравнительно больного от 20 до 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков моноп. конкуренции: !) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой; 2) тайный сговор, направленный на согласование действий фирм с целью искусственного повышения цен почти невозможен; 3) при многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними; 4) противоположность совершенной конкуренции одним из основных признаков моноп. конкуренции  является дифференциация продукта, которая проявляется в след. формах: качество продукта; качество услуг и условий, связанных с продажей товара, это обходительность и услужливость служащих магазинов, репутация фирмы по сервисному обслуживанию покупателей, гарантии после продажи эксплуатации товаров, различных фирм, реклама, использование торговых марок и знаков, форма упаковки…. Таким образом, в условиях этой конкуренции соперничество сосредоточено не только по цене, но и на неценовых факторах. Ход на рынке моноп. конкуренции достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала. Однако по сравнению с совершенной конкуренцией он не столько легок, что может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки…. 
 
 
 

ПРИЗНАКИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой  одна фирма является поставщиком  товара, не имеющего на рынке близких  заменителей.  Чистая монополия и  совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В условиях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначительной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свободный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно. Чистая монополия – это теоретическая абстракция, т.к. во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа «наше лучше, чем их».

Монополист, стремящийся  максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса, и будет избегать таких комбинаций «цена – качество», которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса. Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на  пути вхождения в эту отрасль других  фирм. Изучая чистую конкуренцию, мы отмечали ее, как производственную, так и в области распределения ресурсов. О чистой монополии мы этого сказать не можем. Монополист сочтет выгодным продавать объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель. Если максимизирующаяся прибыль монополиста цена больше конкурентной цены, то это значит, что общество более высоко оценивает продукцию монополиста. Если максимизирующаяся прибыль монополиста объем производства меньше конкурентного, то это значит, что монополистом производится недостаточное количество продукта. Следовательно, распределение ресурсов оказывается, с точки зрения общества, нерациональным.  

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий  экономические функции, называется экономическим субъектом. К экономическим  субъектам относятся функционирующие  фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, объединения, ассоциации и прочие функциональные образования, домохозяйства (семья) и отдельный человек. В процессе деятельности экономических субъектов возникают экономические явления. Экономические явления в динамике называются экономическими процессами.  

ПРЕЛОЖЕНИЕ ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Предложение –  совокупность товаров и услуг, которые  находятся на рынке или могут  быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля  – в форме реализации спроса.  Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение – это желание и способность поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Зависимость объема предложения от цен отражается законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большое количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, т.к. высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.  

СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА.

Спрос – форма  выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения. Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений единицы товара.  

ПОЛЕЗНОСТЬ:ОБЩАЯ, ПРЕДЕЛЬНАЯ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

Общая полезность – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени.

Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении  данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление  других товаров остается неизменным. Закон убывающей предельной полезности – это закон, устанавливающий, что предельная полезность товара уменьшается по мере увеличения его потребления.  

 ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

История начинается с Древнего мира. Учение др.мира определяет эконом. теорию 5как науку о богатстве. Рождение эконом науки олицетворяет меркантилизм, как первая школа эконом теории  в форме школы физиократов. Школа физиократа представляет ее как науку о нац .богатстве единственное историческое богатство – это сельское хозяйство. Смит и Рекардо определяют предмет как изучение причин богатств народов и механизм его распределения. Последователи в форме марксизма – усиление социального направления экономической теории. Последовательное развитие связано с венской, лазансколй и кембриджской школами. Предмет сравнивают с изучением рыночного хозяйства. Современные представления связаны с кейнсианской школой, т.к. экономическая теория изучает закономерности рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурентных целей. 

РАВНОВЕСИЕ РЫНКА. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА И НАРУШЕНИЕ  РАВНОВЕСИЯ.

Информация о работе Экономическая теория. Ответы