Экономическая теория М. Туган-Барановского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

Заканчивается ХХ век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны, возвеличивший человеческий разум, а с другой - показавший все несовершенство социального и политического устройства мира: две мировые войны, социальные революции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но и расширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природные катаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущей планету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическим
последствиям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Отечественная экономическая теория в ХХ веке
………………………………………………………………….………………4
2. М.И. Туган-Барановский. Краткая биография. …………………………………………………………………….……………6
3. М.И. Туган-Барановский о социализме ……………. ……………7
4. Теория предельной полезности М.И. Туган-Барановского. …………………………………………………………………….……………9
5. Теория стоимости М.И. Туган-Барановского……………………10
6. Инвестиционные теории циклов М.И. Туган-Барановского. ………………………………………………………………………………...11
Заключение. ………………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Туган-Барановский.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

эту работу М.И. Туган-Барановский в 1894 году был удостоен степени магистра Московского университета. В 1895 году он становится приват-доцентом Санкт-Петербургского университета и в том же году его принимают в члены Императорского Вольного Экономического Общества.

 

Являясь представителем «легального  марксизма». М.И. Туган-Барановский  участвует в

редактировании журналов марксистского  направления, таких как «Новое слово»,

«Начало», «Мир божий». В 1898 году М.И. Туган-Барановский  издает книгу «Русская

фабрика», где развивает идеи о развитии капитализма в России и защищает ее в том же году в качестве докторской диссертации.

 

Новый, двадцатый век М.И. Туган-Барановский  встречает опальным ученым, высланным  из столицы за участие в студенческих волнениях. В Петербург, с разрешения властей,

он вернулся в 1905 г. В последующие  годы М.И. Туган-Барановского интересуют проблемы развития кооперативного движения. С 1908 года он член руководства «Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ». В 1909

году М.И. Туган-Барановский стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916

году выходит его работа «Социальные  основы кооперации». Тогда же выходит  ряд

его работ о социализме, а в 1918 году - одна из самых известных - «Социализм

как положительное учение».

 

До революции работы М.И. Туган-Барановского издавались неоднократно, и в частности

его труд «Основы политической экономии», где он наиболее полно изложил  свои

экономические взгляды.

 

 

 

 

3. М.И. Туган-Барановский о социализме.

 

Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия

общественного прогресса, потому что  он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось «народниками» как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л. Лаврова. Большое внимание последний уделял критике капиталистических отношений, показывая отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации капитала, пагубные последствия капиталистических условий труда, превращающие рабочих в придатки машин. Подробно Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос об экономической роли государства.

 

Ведущим направлением конца девятнадцатою  века были представители марксистского

направления, получившего название «легального марксизма» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А. Бердяев (1874-1948) и С.Н. Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

 

Среди русских экономистов начала века размежевание проходило не только по методологическим вопросам, но и  в первую очередь по поводу понимания  будущего пути развития России. Что  касается допустимости частной собственности, то большинство русских социалистов стояли за установление общественной собственности как необходимого конституирующего принципа социализма. И в этом коренное отличие русского социализма от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного

изменения отношений собственности.

 

Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом

развитии", а в 1918 г. - "Социализм  как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

 

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий

анархический  коммунизм, где новый уровень  производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

 

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский считает, что

Россия  уже встала на путь развития капитализма  и весь вопрос заключается в том,

что несет  капитализм - гибель или «с ним загорается заря надежды». [3] В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский , устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них». [4] При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

 

Большое

внимание М.И.Туган-Барановский  уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И. Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский понимает такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

 

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль

сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем

коммунального социализма М.И. Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

 

В работе «Социализм как положительное учение» М.И.Туган-Барановский подчеркнул,

что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

 

Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет

общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит

идее полного и свободного развития человеческой личности. И потому, согласно

убеждению М.И. Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и

обладает «значительной положительной  ценностью», но оно не может идти за счет

принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом

низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного

механизма, до «простого подчиненного орудия общественного целого» . Поэтому

М.И. Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе

вступления и выхода из кооперативной  организации. В тенденции, по мнению

М.И. Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный

союз свободных ладей - стать  насквозь свободным кооперативом. Следует обратить

внимание, что социальным идеалом  М.И.Туган-Барановского является не социальное

равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по

его мнению, конечная цель общественного  прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества.

Это положение явно имеет много  общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее

общество как союз свободных  людей, работающих общими средствами производства и

планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

[5]

 

4. Теория предельной полезности М.И. Туган-Барановского.

 

Ярко проявился этот подход к теории ценности М.И. Туган-Барановского, который писал,

что теория предельной полезности и  трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга. [6] Он

сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям.

 

Рассматривая эти вопросы, он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не только не опровергает трудовую теорию стоимости Д. Рикардо и К. Маркса, но и представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов. Как и большинство русских экономистов, М.И.Туган-Барановский не ограничился односторонним противопоставлением полезности и затрат как двух

основных факторов ценности. Полагая, что теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, а теория Менгера - субъективные, он пытается доказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной полезности. Логика рассуждений М.И. Туган-Барановского такова: «Предельная полезность - полезность последних единиц каждого рода продуктов - изменяется в зависимости от размеров производства. Мы можем понижать или повышать предельную полезность путем расширения или сокращения производства. Напротив, трудовая стоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющим моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым – предельная полезность. Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая в последнюю единицу времени одинакова, то следует вывод, что полезность последних единиц свободно воспроизводимых продуктов каждого рода - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов в единицу рабочего времени. Иначе говоря, должна быть прямо пропорциональна трудовой стоимости тех же продуктов»'. И значит, по мнению М.И. Туган-Барановского, обе теории находятся в полной гармонии. Теория

предельной полезности выясняет субъективные, трудовая теория стоимости - объективные факторы хозяйственной ценности. Именно М.И. Туган-Барановский обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых

хозяйственных благ пропорциональна  их трудовым стоимостям. Данное положение

называют в экономической литературе теоремой М.И. Туган-Барановского.

 

Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в

общественном продукте. В росте  самого продукта, т.е. в развитии производства,

одинаково заинтересованы все классы. [7] Этот подход позднее нашел развитие в

трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.).

 

5. Теория стоимости М.И. Туган-Барановского

 

Одним из первых Туган-Барановский  попытался осуществить пересмотр  трактовки исходных в экономической  науке категорий: ценности и стоимости. В своем капитальном труде “Основы политической экономии” ученый писал: “Теории предельной предельной полезности и трудовая, несомненно, противоположны, но отнюдь не противоречивы. Рикардо и Менгер сосредотачивают свое внимание не различных сторонах одного и того же процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности; теория Менгера – субъективные моменты оценки. …теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной  полезности.” 
 Существует определенная связь между ценностью продукта и его трудовой стоимотью. В соответствии с этим Туган-Барановский обосновал положение, согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов пропорциональны их тудовым стоимостям. Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый. Зависимость между величиной ценности блага и его трудовой стоимостью называют в литературе теоремой Туган-Барановского.

В работе «Социализм как положительное  учение» М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов. 
Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности. И потому, согласно убеждению М.И. Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает «значительной положительной ценностью», но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до «простого подчиненного орудия общественного целого». Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом. Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.[8] Ярко проявился этот подход к теории ценности и стоимости М.И.Туган-Барановского, который писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга.[9] Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям. 
Рассматривая эти вопросы, он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не только не опровергает трудовую теорию стоимости Д.Рикардо и К.Маркса, но и представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов. Как и большинство русских экономистов, М.И.Туган-Барановский не ограничился односторонним противопоставлением полезности и затрат как двух основных факторов ценности. Полагая, что теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, а теория Менгера - субъективные, он пытается доказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной полезности. Логика рассуждений М.И.Туган-Барановского такова: «Предельная полезность - полезность последних единиц каждого рода продуктов - изменяется в зависимости от размеров производства. Мы можем понижать или повышать предельную полезность путем расширения или сокращения производства. Напротив, трудовая стоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющим моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым - предельная полезность. Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая в последнюю единицу времени одинакова, то следует вывод, что полезность последних единиц свободно воспроизводимых продуктов каждого рода - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов в единицу рабочего времени. Иначе говоря, должна быть прямо пропорциональна трудовой стоимости тех же продуктов»'. И значит, по мнению М.И.Туган-Барановского, обе теории находятся в полной гармонии. Теория предельной полезности выясняет субьективные, трудовая теория стоимости - объективные факторы хозяйственной ценности. Именно М.И.Туган-Барановский обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. Данное положение называют в экономической литературе теоремой М.И.Туган-Барановского. 
Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т.е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы.[10] Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.). 

Информация о работе Экономическая теория М. Туган-Барановского