Экономическая сущность прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение формирования, распределения и ис-пользование прибыли ОДО “Октава”, разработка предложений по совершенствованию управления прибылью предприятия и ее увеличению в перспективе.
Основными задачами исследования являются: выявление причин изменения прибыли на предприятии, а так же выработка мероприятий по повышению эффективности формирования, распределения и использование прибыли ОДО “Октава”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ 4
1.1. Экономическая сущность прибыли и её функции 4
1.2. Порядок формирования, распределения и использования прибыли субъектами хозяйствования в современных условиях 12
1.3. Особенности распределения и использования прибыли отдельных субъектов хозяйствования 20
2. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОДО “ОКТАВА” 32
2.1. Технико–экономическая характеристика предприятия 32
2.2. Анализ формирования прибыли 39
2.3. Анализ распределения и использования прибыли 44
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.1. Совершенствование управления прибылью в рыночной экономике 49
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность прибыли.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики возникает  необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Вследствие этого при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, т.е. резервный фонд. Величина этого резерва должна составлять не менее 15% уставного капитала. Резервный фонд ежегодно пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Следует отметить, что кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.

В принципе, чистая прибыль предприятия  подразделяется на две части: используемую на увеличение имущества (накопление) и выплачиваемую работникам и  собственникам (потребление).

Для государственных предприятий  соотношение между этими двумя  частями устанавливается ведомственными актами в пропорции 60: 40. По негосударственным  предприятиям пропорции не регламентируются, но их соблюдение важно для обеспечения стабильного развития бизнеса.

Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает богатство  предприятия. Она может быть использована:

• на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных фондов;

• погашение долгосрочных банковских кредитов и уплату процентов по ним;

• увеличение оборотных средств  предприятия;

• инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;

• приобретение новых технологий и другие инновации. Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:

• на выплату работникам вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, материальной помощи;

• выплату дивидендов акционерам предприятия.

Промышленность Республики Беларусь находится в переходном периоде  к рыночным условиям хозяйствования и в связи с этим испытывает существенные экономические трудности. Прибыль и рентабельность предприятий невысока, а значительные налоговые платежи и необходимость за счет прибыли поддерживать уровень оплаты труда, пополнять оборотные средства не оставляет больших возможностей для инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать прибыль.

По данным статистики, промышленные предприятия Беларуси перечисляют  в бюджет более 40% полученной прибыли, в том числе около 2% в виде экономических  санкций. Экономические санкции  появляются не столько из-за умышленных нарушений налогового законодательства, сколько по причине отсутствия денег на счетах налогоплательщиков к сроку уплаты налогов. Значительные суммы пени забирают иногда всю заработанную прибыль, а при ее недостаточности вторгаются даже в оборотные средства недоимщиков [31, с.134. ].

С 2004 г. общая доля изъятий прибыли предприятий в государственный бюджет еще более увеличивается из-за отмены ряда льгот по налогу на прибыль и повышения его ставки для малых предприятий с 15% до 24%, а также за счет уменьшения чистого убытка предприятия. Сумма чистого убытка по всем отраслям экономики за январь – август 2007 г. составила 481 млрд. руб. против 549 млрд. руб. за январь – август 2006 г [17, с. 19. ].

Приведенные данные показывают, что  проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения и требует государственного подхода.

 

1.3. Особенности распределения и  использования прибыли отдельных  субъектов хозяйствования

 

Механизм воздействия финансов на предприятие, на его экономическую  эффективность проявляется не в  сфере производства, а в сфере распределительных отношений. Эффективность распределительных отношений зависит от форм, методов их организации, от заинтересованности государства, предприятий, отдельных работников. Нарушение системы распределительных отношений ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Указом Президента Республики Беларусь от 28.12. 2005 г. № 637 “О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных  унитарных предприятий, доходов  от находящихся в республиканской  и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития” (далее - Указ № 637) установлен новый порядок исчисления части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет.

В соответствии с п. п.1.1. Указа № 637 плательщиками части прибыли (дохода) являются:

республиканские и коммунальные унитарные  предприятия, имущество которых  находится на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия);

хозяйственные общества, в отношении которых РБ либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (далее - хозяйственные общества).

Ранее действовавший порядок уплаты части прибыли, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 129 “О получении  государством части прибыли государственных  унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения” (далее - постановление № 129), был определен только для унитарных предприятий.

Начиная с 2005 г. хозяйственные общества (как нефинансовые, так и финансовые) исчисляют часть дохода в бюджет по тем же правилам, что и унитарные предприятия. В 2005 г. - по итогам года, позднее (с 2006 г) - в соответствии с уставами или решениями собраний акционеров (за квартал, полугодие, год).

Под понятием “хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами” в рамках Указа № 637 понимаются: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью (в соответствии со ст.63 ГК РБ), в уставных фондах которых имеется доля Республики Беларусь и/или административно-территориальных единиц. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12. 1992 г. № 2020-ХИ “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” таким обществом признается юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и (или) гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что в ст.1 Закона от 10.01. 2006 г. № 100-3 “О хозяйственных  обществах” приведено новое определение: хозяйственным обществом признается коммерческая организация, учрежденная двумя или более лицами с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Однако этот Закон вступит в силу лишь через 6 месяцев после опубликования.

Согласно ст.90 и 103 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, ст.18 Закона Республики Беларусь “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” высшим органом управления в хозяйственном обществе является общее собрание его участников (акционеров).

К исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества относится распределение  прибыли (дохода) общества, в том  числе выплаты ее части участникам (акционерам).

Указом № 637 также установлено, что хозяйственными обществами, в отношении которых РБ либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, исчисляется и перечисляется в бюджет часть прибыли (дохода) в зависимости от уровня рентабельности.

РБ либо административно-территориальная  единица, являясь участниками (акционерами) хозяйственного общества, в соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” могут определять решения по распределению прибыли (дохода), принимаемые общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества, при наличии их доли в уставном фонде общества, составляющей более 50% (контрольный пакет голосующих акций 50% плюс одна акция), а также в случае введения особого права (золотой акции) государства на участие в управлении хозяйственным обществом согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.03. 2004 г. № 125 “Об особом праве (золотой акции) государства на участие в управлении хозяйственными обществами”.

Таким образом, во всех случаях распределение  прибыли (дохода) хозяйственных обществ  осуществляется по решению общих собраний их участников (акционеров). Часть прибыли (дохода), начисляемая в соответствии с Указом № 637, является обязательной минимальной частью дивидендов на долю государства. Хозяйственным обществом может быть принято решение о перечислении дивидендов в большем размере, чем предусмотрено Указом № 637. Порядок внесения в бюджет соответствующей части прибыли в виде дивидендов, начисленных на долю акций государства в уставных фондах этих обществ, сохраняется. При исчислении дивидендов на акции, принадлежащие как государству, так и всем остальным участникам акционерного общества, в соответствии со стандартом бухгалтерской отчетности “Прибыль на акцию”, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12. 2004 г. № 198, расчет базовой прибыли (убытка) производится на одну акцию одновременно независимо от ее принадлежности.

В целях повышения заинтересованности унитарных предприятий и хозяйственных  обществ в увеличении рентабельности производимых товаров, продукции, работ, услуг, их реализации изменена шкала нормативов отчисления части прибыли (дохода) указанных предприятий и хозяйственных обществ по сравнению со шкалой, установленной постановлением № 129. Так, ранее действовавшая шкала предусматривала 5 групп предприятий по уровню рентабельности, а нормативы отчислений от группы к группе увеличивались по мере роста рентабельности на 5 процентных пунктов. Максимальный норматив отчислений был установлен на уровне 30%.

 

Таблица 1 - Шкала отчислений части  прибыли, установленная постановлением № 129

Уровень рентабельности за отчетный месяц,%

Размер отчисления части прибыли

До 20 включительно

5

Свыше 20 до 25 включительно

10

Свыше 25 до 30 включительно

15

Свыше 30 до 50 включительно

20

Свыше 50

30


 

Таблица 2 - Шкала отчислений части прибыли, установленная постановлением № 637

 

Уровень рентабельности за отчетный месяц,%

Размер отчисления части прибыли

До 20 включительно

5

Свыше 20 до 22 включительно

10

Свыше 22 до 25 включительно

15

Свыше 25 до 27 включительно

17

Свыше 27 до 30 включительно

20

Свыше 30

25


 

Утвержденная указом № 637 шкала  устанавливает нормативы отчислений части прибыли (дохода) в размере  от 5 до 25% для 6 групп унитарных предприятий  и хозяйственных обществ, сгруппированных  в зависимости от фактического уровня рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Увеличение количества групп предприятий по уровню рентабельности, а также снижение межгрупповых разлив нормативов отчисления части прибыли (дохода), позволяют более гибко учитывать снижение или увеличение рентабельности и устанавливать более справедливые размеры части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет.

При отсутствии прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг часть  прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, не рассчитывается.

Установленная шкала позволяет  обеспечить одинаковый для республиканских  унитарных предприятий и хозяйственных  обществ размер отчислений в бюджет (в зависимости от уровня рентабельности) с каждого рубля прибыли (дохода), полученной от принадлежащего государству имущества.

Следует обратить внимание: Указом № 637 определено, что унитарными предприятиями  и хозяйственными обществами, основными  видами, деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, исчисляется в размере 5% независимо от уровня их рентабельности.

По Указу № 637 база для расчета  отчислений части прибыли (дохода) рассчитывается по данным бухгалтерского учета.

Указом № 637 установлено, что при исчислении перечисляемой в бюджет части прибыли (дохода) унитарные предприятия и хозяйственные общества за основу принимают прибыль, полученную от реализации товаров, продукции, работ, услуг (п.1 Расчета № 2), от операционных доходов, за вычетом операционных расходов (п.4 Расчета № 2) и от внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов (п.5 Расчета №1).

Действующим законодательством все  расходы предприятия поделены на три группы в зависимости от источников финансирования. В первую группу входят расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) и покрываемые выручкой предприятия от их реализации, в сопоставлении с которой они формируют финансовый результат от реализации (прибыль/убыток от реализации). Ко второй группе относят операционные, внереализационные расходы, которые в сочетании с операционными, внереализационными доходами формируют финансовый результат от операционной деятельности и внереализационных операций. Третью группу составляют расходы, источником покрытия которых выступает бухгалтерская прибыль предприятия.

Рассмотрим табл.3 в которой представлена классификация расходов организации  по их участию в формировании финансовых результатов и использовании  прибыли.

Информация о работе Экономическая сущность прибыли