Экономическая роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Роль государства в рыночной экономике, методы и формы государственного регулирования и особенности современной экономической политики российского государства.

Содержание

Введение 3
1. Место и роль государства в экономике 4
2. Цели, методы и формы государственного регулирования 8
2.1. Экономические методы 8
2.2.Государственное предпринимательство 9
2.3. Государственное программирование 12
2.4. Административные методы 10
3. Особенности современной экономической политики российского государсва 14
Заключение 25
Литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

rol gosudarstva v economice.docx

— 73.71 Кб (Скачать файл)

К административным методам регулирования экономики  следует отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное  регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления  развития национального рынка путем  государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования  особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности  гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, формы, госучреждений в системе рыночных отношений.

Применение  государством разнообразных методов  воздействия на экономику имеет  свои границы. Так, недопустимы любые  действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве  в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования  различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как  рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический  рынок) взаимосвязаны, то применять  методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

В мировой  экономической науке понятие  государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако  истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить  по таким формальным показателям, как  доля валового национального продукта, распределяемого через государственный  бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике  у государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности современной экономической политики российского государства

К достижениям  политики правительства можно отнести  итоги 2006 г. и стабильность экономической ситуации в России в краткосрочной перспективе. Вместе с тем, как показывают результаты исследования ГУ – ВШЭ и Всемирного банка, среди основных проблем, с которыми сталкивается бизнес в нашей стране, сами предприниматели на одно из первых мест поставили непредсказуемость государственной политики. (Нестабильность законодательства, усиление бюрократического давления и коррупции, незащищенность прав собственности и слабость судебной власти). Определенную непредсказуемость в работе правительства создавала внутренняя дискуссия о путях дальнейшего развития экономики России. В результате выявились две основные группы влияния: с одной стороны, сторонники продолжения политики макроэкономической стабильности, а с другой – приверженцы идеи стимулирования динамичного экономического роста. Сегодня идея роста постепенно начинает превалировать в работе правительства.

Однако  политика денежных властей продолжает оставаться "антикризисной". Её приоритетами по-прежнему являются стабилизация валютно-финансовой систем, борьба с инфляцией путем  стерилизации денежной массы, минимизация  инструментов рефинансирования, практически  полный отказ от механизмов предоставления государственных гарантий.

Во многом результатом компромисса между  двумя противоборствующими позициями  выступило формирование политики умеренного роста.

Нашедшей  отражение в Среднесрочном прогнозе развития экономике на 2008 – 2010 гг. и  принятом Государственной думой  Рф трехлетнем бюджете. В этом прогнозе, даже скорректированном правительством в 2007 г. в сторону увеличения, предполагается, что в ближайшие годы рост ВВП не превысит 6,2 %. Это обуславливает необходимость разработки и использование механизмов и рычагов, позволяющих эффективно нейтрализовать возникающие риски и ускорить экономическое развитие страны. По мнения министра экономического развития Г. Грефа, на пути ускорения существуют два основных ограничителя: недостаток инфраструктуры, прежде всего дорог и электроэнергии, и дефицит трудовых ресурсов.

Приток  новых инвестиций будет сопровождаться внедрение энергоэффективных технологий и повышением энергоэффективности российской экономики, так что наличные генерирующие мощности могут оказаться даже избыточными. Использование новых эффективных технологий в сфере переработки приведёт к снижению потребности в рабочей силе на единицу выпускаемой продукции уменьшению дефицита трудовых ресурсов. Кроме того, необходимы меры по развитию системы профессионального образования, а также разумная иммиграционная политика.

По нашему глубокому убеждению, у России имеется значительно больший потенциал роста, чем считает экономический блок правительства. Заключается он в развитии отечественного производства, перерабатывающего сектора и массового конкурентного рынка.

В новейшей истории для развивающихся стран  было характерно несколько базовых  социально-экономических моделей.

 

Тип модели

Страны-представители

Либеральная

Польша, Венгрия, Чехия, Эстония

Сырьевая

Венесуэла, Нигерия, Саудовская Аравия

Экспортно-ориентированная, догоняющего  развития

Китай, Индия, Республика Корея, Турция

Мобилизационная

КНДР, Куба, Туркмения, СССР


В настоящие  время Россия придерживается сырьевой модели развития. Движение по этому  пути связано со значительными экономическими и политическими рисками, обусловленными не только возможным падение цен  на углеводы. Меры, принимаемые правительством по снижению этих рисков и сводящиеся к созданию финансовых резервов, могут  лишь дать краткосрочный эффект, и  в случае серьезного изменения конъюнктуры  мирового рынка страна рано или поздно все равно окажется в тяжелом положении.

Сегодня надо не столько готовиться к кризису, сколько реализовать экономическую  политику, которая позволила бы её избежать. В России необходимо использовать модель социально-экономического развития, основанную не на дешевой рабочей  силе, а на высоком уровне жизни (модель социально-ориентированного рынка  или социальной рыночной экономики), успешно реализованную в германии и других европейских странах, Японии и частично в США.

Она опирается  на стимулирование внутреннего спроса как главного фактора роста национального  производства, а её приоритетные задачи – улучшение качества жизни населения, формирование социальных программ и  демократических институтов.

 

Модель развития России: социально  ориентированный рынок

(промышленный спрос на основе  высокого внутреннего спроса)

Главной целью социально-экономической политики российского государства должно стать утроение доходов российских граждан к 2020 г. на базе ускоренного роста ВВП на уровне 10 – 12% в год и превышение среднеевропейского (ЕС – 15) показателя ВВП на душу населения. Но достичь такой цели можно только при условии переориентации значительной части внутреннего спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, ликвидации барьеров на пути развития не сырьевого бизнеса. Для этого экономическую политику государства необходимо концентрировать на следующих направлениях, которые объединены в "Программе "Деловой России" 5+5",содержащей пять основных направлений деятельности и пять первоочередных блоков мер.

  1. Построение эффективной социальной рыночной модели. Эффективность социальной рыночной модели базируется на трех составляющих:
    • массовом конкурентном рынке, бизнесе, который принимает на себя большую часть социальной нагрузки в обществе; создавая рабочие места, он обеспечивает материальное благосостояние работников; выплачивая налоги, он наполняет через бюджет государственную социальную систему, цель, которой – обеспечить достойный уровень жизни для тех, кто не в состоянии это сделать сам;
    • социальных институтах в число которых входят системы государственно-частного пенсионного обеспечения, общего и профессионального образования, социального и медицинского страхования, независимых профсоюзов и др.;
    • институте благотворительности.

В России большую часть рабочих мест по-прежнему создают государство и сверхкрупный бизнес, рыночные институты ещё не достаточно развиты.

Развитие  рыночной социальной системы является сложной стратегической задачей, но первоочередными мерами на пути её реализации могли бы стать: рыночный государство экономический политика

  • дальнейшая реализация и совершенствование национальных проектов, постепенная реструктуризация их отдельных направлений в форму государственно-частных фондов целевого капитала под управлением независимого общественного совета и профессиональной управляющей компании;
  • разработка и принятие мер по развитию начального и среднего профессионально-технического образования, включая разрешение вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль 50% стоимости затрат компании (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях;
  • возвращение от налоговой (за счет ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования, одновременное введение государственных пособий по возрасту и полной или частичной нетрудоспособности для обеспечения за счет бюджета достойных условий жизни для неработающего населения;
  • изменение порядка размещения активов государственного Пенсионного фонда: расширение списка ценных бумаг и разрешение вкладывать активы ПФР в ценные бумаги ГФИР и акции российских компаний, формирование наблюдательного совета ПФР с участием представителей общественных организаций, проведение тендера с целью выбора управляющей компании для управления активами ПФР;
  • увеличение ресурсной базы и повышение финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, развитие альтернативных механизмов пенсионных накоплений, в том числе с использованием корпоративных схем;
  • постепенное повышение пенсионного возраста;
  • завершение монетизации льгот, в том числе в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО);
  • постепенное доведение минимальной зарплаты ло уровня прожиточного минимума, полная передача права устанавливать минимальный размер заработных плат в регионах трехсторонним комиссиям (государство – профсоюзы – работодатель);
  • справедливое, эффективное и неинфляционное использование свердоходов от природной ренты в интересах всех граждан и национальной экономики, включая доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния;
  • налоговое поощрение благотворительной деятельности, принятие закона "О благотворительности".

Информация о работе Экономическая роль государства