Экономическая мысль Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Основы экономической мысли Средневековья…………………..4
2. Экономические взгляды Фомы Аквинского……………………...5
3. Эволюция взглядов на процент средневековых мыслителей…..10
Заключение…………………………………………………………….12
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая мысль Средневековья.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

            Содержание………………………………………………….. ..2

Введение………………………………………………………………..3

  1. Основы экономической мысли Средневековья…………………..4
  2. Экономические взгляды Фомы Аквинского……………………...5
  3. Эволюция взглядов на процент средневековых мыслителей…..10

Заключение…………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………...………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

История экономической  мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

И трудно спорить с  М.Блаугом, который пишет: “Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем договариваться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке”1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы экономической мысли Средневековья

 

Экономическая мысль  средневековья  опирается на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля.   В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется :  “Чем определяются пропорции обмена товаров” (что делает товары сравнимыми).  Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость  категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.

В трудах Аристотеля можно  найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости. Аристотель сформулировал проблему (четко сформулировать проблему - на половину решить ее). Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие “хрематистика” (“хрема” - “имущество” (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной,  относящейся к ростовщичеству. Его волновал вопрос “о справедливой цене”. Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь в отличие от древнеримских мыслителей, которые экономические проблемы отделяли от этических.

 

 

  1. Экономические взгляды Ф.Аквинского

 

Влияние Аристотеля видно  в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).

Аристотель одобрял тот вид  хозяйствования, который сводился к  приобретению благ для дома и государства. Это естественная хозяйственная  деятельность, получившая со времен Ксенофонта название “экономика”, включала  обмен  в пределах, нужных для удовлетворения разумных человеческих потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение, т.е. деятельность ростовщическо-торгового капитала, Аристотель характеризовал как противоестественную, назвав ее “хрематистикой”.

Фома Аквинский, развивая мысль о естественности натурального хозяйства, в связи с этим  производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). При чем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в “нравственном усовершенствовании”. Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной ,требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран  свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.

Интересен у Фомы Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Фомы Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, по крайней мере, в области нормативной этики, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты. Философским обоснованием этих положений являются: идея справедливого Бога и идея ограниченности количества материальных благ. Последняя своими корнями уходит в язычество, к господствующим в период распада родовой жизни представлениям, что чрезмерно удачливый земледелец или охотник - колдун и вор. Если кто-то получил лучший урожай, значит, он украл его у соседа и этот урожай - "духов урожай". Здесь мы видим идею замкнутой вселенной с постоянной, не изменяющейся суммой благ. Отсюда и желание поровну разделить, вследствие чего у всех будет все необходимое и ни у кого не будет излишка. Следует отметить, что это не только область нормативной этики: благотворительность в средние века была огромна, но сколь расточительна, столь и безрезультатна.

Неприятие чрезмерного  богатства связывает средневековых схоластов не только с Аристотелем, но и с Платоном. У последнего целью идеального государства является "изгнание неблагородной страсти к наживе", поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным - невозможно. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. При этом в первую очередь уменьшается не сумма общественного благосостояния, а сумма общественной добродетели. Фраза покажется странной, если не принять во внимание, что мыслителей Древней Греции волновали в первую очередь вопросы этики, а не экономической эффективности. Как утверждал К.Маркс, у "древних" вы не найдете рассуждений о том какая форма собственности наиболее эффективна. Их интересует вопрос, какая форма собственности дает обществу наилучших граждан.

Однако, несмотря на негативное отношение в целом к частной  собственности, торговле, и тем более  к проценту, они в реальной экономической  жизни существовали и не считаться  с этим было невозможно.

И возникает вопрос - а  каковы в этих условиях критерии справедливости, в том числе справедливого обмена и справедливой цены? 
Еще Аристотель, в противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства общины свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, то есть "по достоинству". Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идею Аристотеля воспринял и развил Ф.Аквинский.

Фома Аквинский считал, что общество - иерархическое и  сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.

Эти положения легли  в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене. В средневековье  дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

- первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена ;

- вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).

Фома Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:

- один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и расходам (эквивалентность трактуется в терминах издержек);

- второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена.

Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом “во имя спасения остальных”.

 

3. Эволюция взглядов  на процент средневековых мыслителей.

 

В заключении представляется интересным проследить эволюцию взглядов на процент средневековых мыслителей - от полного неприятия до частичного оправдания. Известно из истории ростовщичества, что первоначально денежные или материальные ссуды брались для непроизводительного использования, часто от "безысходности". Эта практика господствовала вплоть до позднего средневековья. Например, горожанин занимал деньги, чтобы не умереть с голоду; рыцарь, чтобы отправиться в крестовый поход; община, чтобы построить храм. И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других. В то время каноническим правом признавались два довода в пользу взимания процента: возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений и возмещение ущерба вследствие невозможности распоряжаться отданными в заем деньгами. Но этот ущерб еще надо было доказать. Когда же к шестнадцатому веку производительное и прибыльное вложение капитала стало широко распространенным явлением, тогда ростовщику или банкиру достаточно было доказать торговое или промышленное его назначение, чтобы иметь основания требовать вознаграждения за занятый капитал. Основанием служила потеря кредитором возможности извлечь выгоду из тех операций, которые могли представиться ему за время отсутствия денег. Лишение вероятной прибыли требовало вознаграждения, так как нарушался основной для канонического права принцип - эквивалентности обмена. В самом деле, должник, благодаря чужому капиталу обогащался, а кредитор, вследствие его отсутствия, терпел убыток. В силу происшедших изменений в экономической жизни, в каноническом праве в шестнадцатом веке закрепилось оправданное взимание процента. Запрещалось лишь взимание "лихвы" или сверхприбыли ростовщика, для чего устанавливался официальный максимум ссудного процента. Тем не менее, в целом отношение к ростовщичеству по-прежнему оставалось отрицательным, что не удивительно, учитывая исходные постулаты христианства.

Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  вопросы основ средневековой экономической мысли и основных идей одного их представителей данной школы Ф.Аквинского.

Экономическая мысль  средневековья  опирается на труды  Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”.

Влияние Аристотеля видно  в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).

Его основными мыслями  было:

- Фома Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”).

- Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает рабским занятием. Частную собственность считает необходимой, когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

- Фома Аквинский считал, что общество - иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.

Однако, представляется интересным проследить эволюцию взглядов на процент средневековых мыслителей - от полного неприятия до частичного оправдания.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Агапова И.И. История экономической мысли Курс лекций – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» изд-во ЭКМОС,1998 – 248с.

2. Блауг М. Экономическая  мысль в ретроспективе- М.% Дело ЛТД, 1994г.

3. Мамедов Ю.М. «Современная  экономика» изд-во «Феникс» Ростов-наДону, 1994г. - 586 с.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.,1994,с.660.




Информация о работе Экономическая мысль Средневековья