Экономическая безопасность предприятия на примере сельскохозяйственного кооператива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - Исследование проблемы экономической безопасности предприятий с помощью комплексного подхода, включающего научную систематизацию всего многообразия внешних и внутренних факторов влияния на экономическую безопасность.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
дать обоснование отдельных составляющих экономической безопасности предприятия;
исследовать экономическое законодательство в сфере экономической безопасности;
исследовать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственного кооператива «Прогресс»;
выявить основные проблемы, способствующие нестабильности экономического развития предприятия;
на основе проведенного анализа предложить мероприятия по повышению экономической безопасности кооператива, проведя при этом полный расчет эффективности предлагаемого проекта.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты экономической безопасности предприятия
1.1. Экономическая безопасность предприятия
1.2. Экономическое законодательство в сфере экономической безопасности
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия
1.4. Процессы и механизм обеспечения экономической безопасности предприятия
Глава 2. Анализ проблем способствующих нестабильности экономического развития предприятия
2.1. Характеристика сельскохозяйственного кооператива «Прогресс»
2.2. Специализация, размер и уровень интенсивности производства
2.3. Ресурсный потенциал, результативные показатели и задолженность предприятия
2.4. Оценка экономической безопасности кооператива «Прогресс»
Глава 3. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности деятельности сельскохозяйственного кооператива «Прогресс»
3.1. Совершенствование организации хозяйственной деятельности
3.2. Риски
3.3. Совершенствование маркетинговой деятельности
3.4. Финансовая политика
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

refland.ru_s2003.doc

— 669.00 Кб (Скачать файл)

В качестве базы для сравнения  могут использоваться нормативные (рекомендуемые) или прогрессивные  значения по группам предприятий (соответственно, максимальные для стимуляторов и минимальные для дестимуляторов). Для выбора эталона промышленные предприятияя целесообразно группировать по промышленным районам, в пределах которых экономические условия примерно одинаковы. На территории России выделяют девять таких регионов: Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Саратовский и другие. По ряду единичных критериев эталонами могут служить показатели зарубежных предприятий:  Польши, Германии, Франции, Великобритании.

В своих исследованиях  к.э.н Пономарев В.П., предлагает следующий подход к оценке экономической безопасности - рассматривать экономическую безопасность предприятия   как меру согласования его интересов с интересами субъектов внешней среды, а любой интерес предприятия - как его взаимодействия с субъектами внешней среды, результатом которого является получение предприятием прибыли,  тогда логично было бы предположить, что критерием экономической безопасности предприятия является получаемая в результате взаимодействия с субъектами внешней среды прибыль, которой предприятие может уже распоряжаться по своему усмотрению.

Для оценки уровня экономической  безопасности предприятия предлагается использовать подход, основанный на сравнении расчетной величины реинвестируемой прибыли предприятия с объемом средств, необходимых для расширенного воспроизводства капитала предприятия.

В экономической литературе уже предпринимались попытки  количественной оценки уровня экономической  безопасности предприятия с помощью так называемых индикаторов. Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов. А если еще присовокупить необходимость постоянного уточнения величины индикатора вследствие постоянной динамики внешней среды и внутренних изменений в деятельности предприятия, то сложность такой оценки многократно увеличивается.

 

1.2. Экономическое  законодательство в сфере экономической  безопасности

 

Одним из первых законодательных  актов на пути обеспечения экономической  безопасности предприятия был Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Статья 26. «Банковская тайна» этого закона гласит: «Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом».

Затем появился Закон  РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» Статья 10. этого закона устанавливает формы  недобросовестной конкуренции. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Позже был принят «Закон о частной детективной и охранной деятельности» 1992 года. Этот закон позволил создавать  предприятиям собственные службы безопасности для вооруженной охраны имущества, сопровождения грузов и сбора необходимых сведений через собственные детективные подразделения. С тех пор появилось множество законодательных актов, регламентирующих различные аспекты деятельности предприятий. Некоторые из них предлагаются в кратком обзоре.

Закон Российской Федерации  от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных  вычислительных машин и баз данных»  Статья 12. «Принадлежность исключительного  права на программу для ЭВМ или базу данных»

1. Исключительное право  на программу для ЭВМ или  базу данных, созданные работником (автором) в связи с выполнением  трудовых обязанностей или по  заданию работодателя, принадлежит  работодателю, если договором между  ним и работником (автором) не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на программу для ЭВМ  или базу данных принадлежит работодателю, работник (автор) имеет право на вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются договором между  работником (автором) и работодателем.

Закон Российской Федерации  от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» Статья 1. «Товарный знак и знак обслуживания.»  Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц. Статья 4. «Исключительное право на товарный знак.» Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг» Статья 15. «Формы недобросовестной конкуренции». Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
  • некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
  • получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года "Об электронной  цифровой подписи" Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая Статья 857. Банковская тайна

  • Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
  • Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
  • В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Утвержден Приказом МНС  России от 03.03.2003 г. № БГ-3-28/96 и зарегистрирован  в Минюсте РФ 26 марта 2003 г. № 4335 «Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов». Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ вступивший в силу с 01.01.1997 года содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. Большая часть преступлений, посягающих на экономическую безопасность предприятия в части, касающейся защищенности хозяйственной деятельности, в новом УК РФ криминализована впервые (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ). За остальные виды преступлений, входящих в эту группу, законодатель счел возможным установить более суровые (строже) наказания (ст.178, 180 УК РФ). Изучение соответствующей группы норм показывает, что в отдельных случаях законодатель допустил явную, недооценку общественной опасности организованных форм преступных посягательств на экономическую безопасность предприятия. Например, санкция ч.2 ст. 178 УК РФ (монополистические действия и ограничение конкуренции в форме устранения с рынка хозяйствующих субъектов, совершенные организованной группой) не позволяет отнести данное преступление к тяжким. Соответственно в борьбе с данным видом посягательства на безопасность предприятия не могут быть использованы нормы об ответственности за организацию или участие в преступном сообществе (ст.210 УК РФ).

В большинстве случаев  к ним относятся:

  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст. 169 УК РФ);
  • лжепредпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям (ст. 176 УК РФ);
  • незаконное получение кредита (ст.176 УК РФ);
  • незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
  • незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст.183 УК РФ);
  • злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ);
  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
  • преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
  • фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

29 июля 2004 года Президент  России Владимир Путин подписал федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне». Первоначально документ был принят Государственной думой в ноябре 2003 г. и отклонен Советом Федерации, после чего была создана согласительная комиссия. Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации и других участников регулируемых отношений. В законе прописаны вопросы предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Кроме того, регламентируются вопросы охраны конфиденциальности информации, прописаны вопросы ответственности за нарушение закона.

Нами был дан обзор лишь небольшой  часть законодательных актов, касающихся обеспечения экономической безопасности предприятия. Но даже приведенные примеры дают основание полагать, что законодатель и в дальнейшем будет уделять должное внимание проблемам экономической безопасности предпринимательства.

 

1.3. Критерии и показатели экономической  безопасности предприятия

 

Неотъемлемым элементом  исследования экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Под критерием экономической безопасности предприятия понимаются признак или сумма признаков, на основании которых может быть сделан вывод о том, находится ли предприятие в экономической безопасности или нет. Такой критерий должен не просто констатировать наличие экономической безопасности предприятия, а и оценивать ее уровень. Если назначение критерия будет сводиться только к констатации экономической безопасности предприятия, то в этом случае неизбежна субъективность оценки. При этом количественную оценку уровня экономической безопасности желательно было бы получить с помощью тех показателей, которые используются в планировании, учете и анализе деятельности предприятия, что является предпосылкой практического использования этой оценки.

Для этого  целесообразно исследовать показатели финансовой устойчивости, безубыточности и ликвидности предприятия. В  экономической литературе уже предпринимались  попытки количественной оценки уровня экономической безопасности предприятия, что привело к появлению нескольких подходов к оценке уровня экономической безопасности предприятия. Так, известен индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью так называемых индикаторов [7]. Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности. Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.

Уровень точности индикатора в этом случае является проблемой, которая заключается  в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов, учитывающих особенности деятельности предприятия, обусловленные, в частности, его отраслевой принадлежностью, формой собственности, структурой капитала, существующим организационно-техническим уровнем. В случае неквалифицированного определения значения индикаторов неправильно может быть определен уровень экономической безопасности предприятия, что может повлечь за собой принятие управленческих решений, не соответствующих реальному положению дел. Индикаторный подход вполне оправдан на макроуровне, где значения индикаторов более стабильны.

Информация о работе Экономическая безопасность предприятия на примере сельскохозяйственного кооператива