Экономисты нашего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данных задач было проведено исследование основных трудов и работ, а также экономических и политических взглядов большого числа русских экономистов и были выбраны наиболее известные и значимые из них. Также были проанализированы некоторые работы данных экономистов и были сделаны определенные выводы, которые после проверки на подлинность, были опубликованы в данной работе. Для определения степени влияния данных экономистов на развитие российской экономики и мировой экономики в целом, их взгляды и пути решения определенных проблем были сопоставлены с взглядами современных экономистов и с теми путями решения проблем, которые были предприняты в то время. А также степень влияния этих экономистов определяется по тем проблемам, на которые данный экономист обращал внимание, на самые важные из них.

Содержание

Введение
1 Экономика России дореволюционного периода
1.1 Общие особенности
1.2 Иван Тихонович Посошков
1.3 Иван Кондратьевич Бабст
2 Экономика России советских времен. Леонид Витальевич Канторович –
лауреат Нобелевской премии
2.1 Биография Канторовича
2.2 Основные взгляды и труды Канторовича
3 Экономисты нашего времени
3.1 Олег Васильевич Иншаков
3.2 Леонид Иванович Абалкин
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсак 17.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Им организовано создание ряда новых факультетов, центра Интернет и инновационного центра, значительно укреплены кадровый состав и научно-образовательный потенциал, материальная база вуза, разработаны и внедрены уникальные системы дистанционной организации вузовских научно-исследовательских институтов, многоканального финансирования деятельности университета, стимулирования и социальной защиты коллектива в условиях рыночной трансформации сферы высшего профессионального образования России.

За годы работы Иншаковым опубликовано около 340 научных и учебно-методических работ, среди них: 14 научных монографий и 6 учебных пособий нового поколения, ставших лауреатами конкурсов Министерства образования РФ, а также главы книг, статьи в журналах, доклады и пр., изданные в центральных и вузовских издательствах в России, Германии, США. Редактор и автор учебных пособий с грифом Министерства образования России, победивших на конкурсе «Культурная инициатива»: Основы экономической теории и практики. (1994); Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России (М.: Логос, 1997).  
Научные работы О.В. Иншакова первого периода посвящены фундаментальным и прикладным проблемам теории хозяйственного механизма; типологии и классификации экономических явлений; пространственно-временной организации, модернизации и трансформации хозяйственных систем; закономерностям и механизму развития АПК России, формированию российских оптовых продовольственных рынков; региональной промышленной политике, конкурентоспособности, устойчивости и безопасности региональной экономики; социально-экономическому механизму рыночной адаптации вузов в условиях реформы и модернизации высшего профессионального образования.  
В последнее десятилетие Иншаков О.В. разработал эволюционно-генетическую концепцию факторов производства и модель «ядра развития» экономических систем; доказал необходимость расширения уровневой структуры объекта и предмета экономической теории; обосновал связь экономической генетики и наноэкономики, исходя из анализа элементов и структуры затрат человеческого действия.

В своих новаторских работах по институциональной экономике Иншаков на основе оригинальных методов и источников раскрыл онтологические и гносеологические аспекты эволюции институтов отечественного хозяйства в IX-XXI вв., их отражение в понятийном словообразовании русского языка, предложилинституциональные характеристики периодов отечественной истории, разработал многокритериальную классификацию институциональных экономических механизмов.

Иншаковым обоснованы направления, сценарии и механизмы стратегической модернизации экономики Юга РФ, что отражено в аналитических записках и докладах для органов власти ЮФО по развитию сети МТК, потенциала этноэкономики, сокращению теневого сектора экономики. Он возглавил новаторскую разработку «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на 2008-2025 гг.».

Научные работы О.В. Иншакова широко известны научной общественности, активно используются в научных исследованиях его учениками и представителями многих других научных коллективов. Иншаков - постоянный председатель Оргкомитета ежегодной Международной научной конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (Волгоград, 1998-2008 гг.); член Оргкомитета Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, ЦЭМИ РАН, 2000-2008 гг.), Всероссийской конференции «Экономическая наука современной России» (Москва, ОЭ РАН, 2000 г.), многих других всероссийских и региональных конференций, на которых выступил с серией докладов по проблемам стратегического управления, эволюционной, институциональной и региональной экономики.  
О.В. Иншаков – член научного совета издательства «Экономика», редакционных коллегий журнала и серии «Экономическая наука современной России», серии «Современная институционально-эволюционная теория», отдельных изданий серии «Памятники экономической мысли» ИЭ РАН, редколлегии ВИНИТИ РАН по проблемам АПК, экономике и управлению, Волгоградского областного научного журнала «Стрежень». Главный редактор научного ежегодника «Экономика развития региона», выпускаемого Южной секцией содействия развитию экономики Отделения общественных наук Российской академии наук, серии «Война и мир в судьбах ученых-экономистов» (8 выпусков, 2002-2008 гг.), а также научно-образовательного журнала «Вестник ВолГУ» (с 1996 г.).  
Научный руководитель авторского коллектива и редактор тома «Волгоградская область» Экономической энциклопедии регионов России (2002-2005 гг.), а также Энциклопедии Волгоградской области (2001-2007 гг.). 
О.В. Иншаков – организатор и председатель (с 2000 г.) Южной секции содействия развитию экономики Отделения общественных наук РАН, объединяющей более 110 докторов экономических наук вузов, НИИ, предприятий Южного федерального округа России, Воронежской и Липецкой областей в единойтерриториальной системе координации творческой деятельности научных работников на межведомственной основе. Новые идеи интеграции усилий ученых академических НИИ и вузов воплощены им в проекте Регионального информационного центра общего пользования и сетевой формы организации полевых, региональных и дистанционных исследований на базе Южного научного центра РАН. С 2004 г. Он возглавляет по совместительству Отдел экономических исследований ЮНЦ РАН.

О.В. Иншаковым сформировал научную школу и исследовательское направление по проблемам эволюции хозяйственных систем разного вида, типа, уровня и масштаба, в рамках которого им подготовлены 41 кандидат и 15 докторов экономических наук, осуществляется руководство исследованиями 3 аспирантов, 3 докторантов, 2 соискателей.  
С 1999 г. О.В. Иншаков – член Экспертного совета по экономике ВАК РФ. С 1998 г. – постоянный председатель докторского диссертационного совета по экономическим наукам, а также член других диссертационных советов по экономическим и социологическим наукам в Волгоградском госуниверситете и Сочинском госуниверситете туризма и курортного дела.  
Научно-общественная деятельность О.В. Иншакова: депутат, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и общественным связям Волгоградской областной думы (с 2004 г.). Им подготовлено более 20 принятых Волгоградской областной Думой законов с целью укрепления экономических основ сферы образования и науки региона. Член Правления ВЭО России (2001-2003 гг.), зам. Председателя его Волгоградского отделения (с 2000 г.); консультант Председателя аграрной партии России и депутатаГосударственной Думы РФ (с 1996 г.); председатель Волгоградских отделений РАЕН и МАН ВШ, член Президиума МАОН.  
Иншаков активно работает в Научно-техническом совете и комиссии по грантам и премиям в области науки и техники Администрации Волгоградской области. Сопредседатель Совета социально-экономического развития, а также Комиссии по премиям города-героя Волгограда. Постоянный комментатор областной научно-образовательной и культурно-просветительской радиопередачи «Башня», награжденной золотоймедалью ВДНХ.

Под руководством О.В. Иншакова в 1998-2008 гг. разработаны и активно внедряются в Волгоградской области рекомендации по совершенствованию банковской сферы, страховой системы, сферы образования, разрабатываются принципы социальной ответственности бизнеса и социального партнерства, корпоративного управления, земельных отношений в регионе.  
За плодотворную общественную, научную и образовательную деятельность О.В. Иншаков награжден орденом Дружбы, медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», им. Маршала Жукова (1995 г.), «За активное участие в переписи населения» (2003 г.), «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». Ему присвоены почетные звания «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1998 г.), «Заслуженный деятель науки РФ» (2002 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2002). Иншаков отмечен Благодарностью Президента РФ (1996 г.), званиями «Лучший менеджер года России» в области образования (1998 г.), лауреат стипендии РАН «Выдающиеся ученые России» (1996-2000 гг.), «Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия» (2002 г.). Ему вручены Грамоты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, Министерства образования РФ, Волгоградской областной думы, Администраций Волгоградской области и Волгограда, международные общественные награды и дипломы за достижения в области науки

 

  1. Леонид Иванович Абалкин

 

  
Леонид Иванович Абалкин родился 5 мая 1930 г. В г.Москве. Отец – Абалкин Иван Александрович (1894-1966), бухгалтер-ревизор. Мать – Абалкина Зоя Ивановна (1896-1976), коренная москвичка, бухгалтерскийработник. Супруга –

Абалкина Анна Вартановна (1931 г.рожд.). Сын – Абалкин Иван Леонидович (1953 г.рожд.). Дочь – Абалкина Ирина Леонидовна (1961 г.рожд.).  
Война застала семью Абалкиных в Москве. В 1941 г. Отец ушел добровольцем в ополчение, затем был переведен в регулярную армию, служил в качестве начальника финансового отдела Отдельного артиллерийского зенитного дивизиона, который выполнял задачу охраны мостов в г.Ульяновске, а позднее в г.Жлобине (Белоруссия). Леонид с матерью были эвакуированы в Свердловск, где прожили два года, в полной мере испытав быт переселенцев, когда дома нередко не было ни электричества, ни тепла. В Свердловске Леонид продолжал учиться в средней школе, основным занятием в свободное время было чтениехудожественной литературы, прежде всего русских классиков. В 1943 г. Отец получил комнату в бараке в г. Ульяновске, и Леонид с матерью перебрались к нему. Затем часть, в которой служил отец, перевели в г. Жлобин. Город был практически уничтожен. В нем уцелела лишь одна школа, в которой не было даже печки. Жили в землянке. Учиться приходилось в три смены, мебель приносить с собой. После окончания войны отец был демобилизован и получил право вернуться в Москву. Десятый класс Леонид заканчивал в Москве. Семьяжила в исключительно стесненных условиях: сначала в крохотной комнате в коммуналке, а затем несколько месяцев на кухне, за занавеской. До ухода на пенсию отец работал бухгалтером в Министерстве сельского хозяйства.  
В 1948 г. Леонид Абалкин поступил в Московский институт народного хозяйства на учетно-экономический факультет и в 1952 г. Окончил его с отличием. В институте встретил свою судьбу – Анну Сатурову. Состояласьсвадьба. К этому времени брат демобилизовался из армии, жить было негде, и при распределении решающим обстоятельством была возможность получить жилье для молодой семьи. Пришлось отказаться от предложения поступить в аспирантуру и согласиться с распределением в г. Гусев Калининградской области. Здесь молодая семья получила однокомнатную квартиру. Это было первое, почти собственное, жилье, где началась самостоятельная жизнь будущего академика.  
В 1953 г. У Абалкиных родился первенец, сын Иван. Сам же Леонид работал преподавателем Калининградского техникума, вел курс статистики, финансов, затем политэкономии. В КалининградеЛ.И.Абалкин получает свое первое назначение – заместителя директора техникума. Годы жизни в Калининграде стали важным этапом в жизни Леонида Ивановича. Это был период активной общественной работы, занятия в драматическом кружке, время самоутверждения.  
В 1958 г. Абалкин подает документы в аспирантуру Московского государственного экономического института. Выбор института был связан с тем, что в его «альма-матер», в МИНХе, аспирантура была закрыта по обвинению в поддержке мелкобуржуазных отношений. Московский государственный экономический институт располагался от него в непосредственной близости. В нем преподавали выдающиеся ученые профессора Бирман, Каменицер и другие, которые заложили основы «школы» Л.И.Абалкина.  
В 1961 г. Московский государственный экономический институт и Московский институт народного хозяйства объединились. Под крышей последнего с 1 сентября 1961 г. Начинается отсчет деятельности Л.И.Абалкина, как преподавателя. Абалкин становится ассистентом кафедры политэкономии. На этой кафедре Абалкин проработал 15 лет, пройдя все ступени научной и педагогической карьеры: старший преподаватель, доцент, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой. С 1966 по 1968 г. Являлся секретарем парткома института. В связи с избранием на эту должность запомнился эпизод, характерный для того времени. Должность секретаря парткома МИНХа была номенклатурной для МГК партии, и кандидат должен был утверждаться на заседании Секретариата, который вел Первый секретарь МГК, член Политбюро ЦК КПСС В.В. Гришин. Когда Абалкина представили, один из присутствовавших высказал недоумение: «Как же так, заведующий кафедрой и одновременно секретарь парткома?» На что В.В. Гришин категорично возразил: «Почему ректор может быть заведующим кафедрой, а секретарь парткома нет?». В результате Абалкина утвердили, и, в общей сложности, заведующим кафедрой Абалкин проработал 10 лет.  
В 1970 г. Абалкин защитил докторскую диссертацию: «Роль государства в регулировании социалистической экономики». В 1976 г. Л.И. Абалкина пригласили на должность заместителя заведующего кафедрой проблем управления в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1978 г., когда АОН объединилась с Высшей партийной школой, возникла вакансия заведующего кафедрой политэкономии. Роль заведующего кафедрой политэкономии главного партийного высшего учебного заведения страны в те годы было трудно переоценить. Она была суть политическая, ключевая в плане подготовки кадров по важнейшей дисциплине, от уровня преподавания которой во многом зависели статус и положение выпускников одного из самых престижных учебных заведений страны.  
В качестве заведующего кафедры Л.И. Абалкин проработал 8 лет. В этот период его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР и в 1986 г. Назначили директором Института экономики АН СССР, которым Абалкин остается по сей день.  
Конец 80-х – начало 90-х годов был, наверное, самым драматическим периодом в новейшей истории нашей страны. Он ознаменовался коренными изменениями в созданном за годы Советской власти хозяйственном и политическом механизме. Горы накопившихся проблем во всех сферах жизни государства вызвали необходимость пересмотра основополагающих принципов управления страной. Леонид Абалкин получил в эти годы редчайшую для себя возможность не только наблюдать происходившие процессы изнутри, но и быть их непосредственным участником.  
Началось все летом 1988 г., когда Л.И. Абалкин был избран делегатом XIX партийной конференции от Севастопольского района Москвы. В этом уникальном районе на относительно ограниченной площадке были сосредоточены многие ведущие исследовательские центры страны: Институт экономики, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт экономики мировой социалистической системы, Центральный экономико-математический институт, Институт народно-хозяйственного прогнозирования, Институт Дальнего Востока, Институт социологии, Институт научной информации по общественным наукам. В процессе выбора делегатов на партийную конференцию состоялись многочисленные встречи Л.И. Абалкина с коммунистами этих институтов и района в целом. Было высказано много напутствий, наказов, были и письменные резолюции с оценкой сложившегося положения в экономике страны и с предложениями о путях выхода из кризиса. Все это, а также опора на достаточно мощный научный потенциал Института экономики АН СССР, не могло не отразиться на содержании выступления Л.И. Абалкина с трибуны конференции.  
Выступление академика запомнилось многим, но понравилось далеко не всем. В нем была дана достаточно жесткая оценка ситуации и со всей определенностью сказано, что радикального перелома в экономике не произошло, из состояния застоя она не вышла, что задачи одновременного количественного роста и качественных изменений в народном хозяйстве страны являются несовместимыми. Выступление вызвало многочисленную критику со стороны делегатов конференции и жесткую оценку со стороны Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, который усмотрел в выступлении следы «экономического детерминизма». После выступления к Л.И. Абалкину неожиданно подошел член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков. С Николаем Ивановичем Л.И. Абалкин был знаком в течение нескольких лет. Отношения между ними хотя и были строго официальными, но складывались исключительно на доброжелательности и взаимном уважении. Н.И. Рыжков протянул руку и, долго не отпуская ее, сказал: «Надо поговорить». Вскоре после этого последовали встреча с Н.И. Рыжковым и постановление Президиума Совета Министров СССР «О рассмотрении предложений Института экономики Академии наук СССР по совершенствованию проводимой в стране экономической реформы», в котором Л.И. Абалкину предлагалось в срок до 1 декабря представить соответствующие материалы в Совет Министров СССР.  
В институте все отдавали себе отчет в том, что от тех материалов, которые будут подготовлены, может зависеть не только решение практических вопросов, но и общее отношение к экономической науке, к ее разработкам, к возможностям влияния науки на выбор и принятие стратегических решений. Весь институт был поднят на ноги, началась интенсивная подготовка доклада.  
Точно в срок материалы были представлены в Правительство, но в связи с землетрясением в Армении обсуждение было перенесено и состоялось 4 января 1989 г. В нем приняли участие многие ведущие экономисты страны – академики А. Аганбегян, Г. Арбатов, О. Богомолов, В. Кудрявцев, С. Ситарян, члены Президиума Совета Министров СССР. На совещании возможно впервые были названы и обнажены те негативные тенденции, которые, в последующем, широко обсуждались в стране. Сам доклад нигде не публиковался, но его краткое изложение было дано в трудах Института экономики за 1988 г. В нем было подчеркнуто, в частности, что если на протяжении 1976-1985 гг. и происходило неуклонное нарастание расходов государственного бюджета, прирост этих расходов был меньше прироста национального дохода (по абсолютной сумме). Этот процесс не вызывал особых тревог, хотя и сдерживал развитие хозрасчетных и коммерческих отношений в стране. Однако в 1986-1987 гг. сложилось качественно новое соотношение:расходы бюджета стали увеличиваться существенно быстрее, чем абсолютный прирост национального дохода страны, а расходы на производственную сферу начали резко обгонять доходы бюджета, получаемые в этой сфере. На основе проведенного анализа коллектив института, его директор предложили разработать программу финансового оздоровления народного хозяйства, целью которой являлось сокращение бюджетного дефицита, нормализация денежного обращения и стабилизация потребительского рынка. Главный же вывод заключался в том, что причиной нарастания негативных процессов являлась медлительность и половинчатость в осуществлении экономической реформы, отсутствие четкой, просчитанной программы действий.  
Подводя итог обсуждения, Н.И. Рыжков приветствовал сделанный институтом доклад и дал положительную оценку его работы. 7 января 1989 г. Л.И. Абалкин был приглашен на встречу к Генеральному секретарю ЦК КПСС. Таким образом, был прерван период охлаждения отношений к институту и его директору со стороны высшего руководства страны, который продолжался после памятного выступления Л.И. Абалкина на партийной конференции. Выводы, сделанные в докладе, были приняты. Институт стал интеллектуальным центром и главной научной базой экономических реформ.  
Весной 1989 г. Л.И. Абалкин был избран народным депутатом СССР. Однако вскоре ему пришлось сложить с себя полномочия депутата. В середине мая 1989 г. Он получил предложение Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова стать его заместителем и возглавить комиссию по экономической реформе. Л.И.Абалкин дал свое согласие, в полной мере отдавая себе отчет в том, какую ответственность он принимает на себя в условиях, когда не существует секрета быстрого и немедленного оздоровления экономики страны.  
При обсуждении своей кандидатуры на заседании Верховного Совета, Л.И. Абалкин взял на вооружение и последовательно отстаивал тезис о том, что ключ к выходу из кризиса и структурной перестройки народного хозяйства заключается в радикальном обновлении экономических отношений, предоставлении всем хозяйственным структурам необходимой свободы. При этом свобода хозяйствования должна трансформироваться в дополнительные финансовые ресурсы, стать источником общественного богатства. При этом Абалкин подчеркнул, что на остановку нарастания негативных процессов и оздоровление экономики правительству должно быть отведено не более полутора лет. Если оно не сможет этого сделать – должно уйти в отставку. Срок деятельности правительства был предсказан с поразительной точностью. Но тогда оставались вопросы: была ли реальная возможность решить поставленные задачи? Появится ли у страны шанс? Сможет ли правительство им воспользоваться? Сегодня ответы на эти вопросы известны…  
В середине 1989 г. Экономическая ситуация в стране находилась еще под контролем, а рычаги управления не были выпущены из рук, хотя уже начали давать сбои. Вместе с тем, начало деятельности правительства совпало с все более углубляющимся экономическим кризисом: темпы роста общественного производства стремительно снижались, приближаясь к нулевой отметке; дефицит бюджета в 1989 г. Мог обернуться беспрецедентной суммой, доходящей до 120 млрд.руб.; тяжелым грузом на самом бюджете лежали различного рода дотации, превышавшие 100 млрд.руб.; демократические лозунги и требования безграничной свободы хозяйственной деятельности резко ослабили контроль за ростом денежных доходов.  
Проявлялись крайне негативные и, в конечном счете, оказавшиеся катастрофическими тенденции и в политической сфере. Начались первые, печально известные, массовые забастовки в угольной промышленности, разрушение традиционных структур административной системы управления, которое существенно опережало формирование рыночных механизмов, нарастали центробежные силы сепаратизма в республиках Советского Союза, вновь избранные Советы были недееспособны – все это привело вскоре к почти полной потере управляемости экономики.  
Обстановка в стране складывалась таким образом, что правительству надо было принимать немедленные меры по стабилизации экономики уже в 1989 г., так как ситуация к началу 1990 г. Грозила стать критической. Первой задачей нового правительства, в составе которого Л.И. Абалкин стал курировать вопросы экономической реформы, была подготовка развернутой программы оздоровления экономики, решения социальных задач, связанных с разработкой предстоящего 13-го пятилетнего плана (в срок до 1 сентября 1989 г.). В соответствии со сделанными в памятном докладе выводами, а также разработанными планом ибюджетом на 1990 г. Намечалось осуществление крупных структурных передвижек в народном хозяйстве. В результате планировалось увеличить производство потребительских товаров при относительном замораживании выпуска средств производства, что соответствовало переориентации экономики на решение социальных задач, на насыщение потребительского рынка. Впервые план сводился не как сумма отраслевых разработок, а на основе определения важнейших макропропорций. Прежде всего, предполагалось сделать крупный шаг по ликвидации дефицита государственного бюджета, уменьшив его вдвое, ограничить величину денежной эмиссии, обеспечить прирост розничного товарооборота. Одновременно необходимо было вытеснить из практики регулирования народного хозяйства старые, отжившие методы, когда все внимание концентрировалось не на экономических, а на чисто технических параметрах, на составлении сотен и тысяч балансовых расчетов, детальной росписи конкретных заданий, доводимых вплоть до каждого предприятия.  
На первое место среди мер по стабилизации экономики выдвинулась задача регулирования денежных доходов населения и достижения их соответствия с реальным предложением товаров и услуг. Этим требованиям соответствовало введение налога на прирост оплаты труда. Последовательное и жесткое применение этой налоговой системы позволило бы стабилизировать ситуацию в экономике, в особенности на потребительском рынке.  
Необходимо было и заложить юридическую базу для экономической реформы: разработать и представить на рассмотрение в Верховный Совет СССР целый, согласованный пакет принципиально новых законодательных актов. Это были проекты законов о собственности, о земле, об аренде, о налогах, о переводе республик на принципы самофинансирования, а также законы, предусматривающие поправки к законам о предприятии и кооперации.  
Все эти документы готовились при непосредственном руководстве и участии Л.И. Абалкина, представлялись на рассмотрение Верховного Совета СССР, Съездов народных депутатов. В сложных, порой драматичных, дебатах экономический блок, возглавляемый Л.И. Абалкиным, занял демоцентристскую позицию, поскольку она сочетала признание необходимости сохранения и обновления централизованных методов регулирования экономики с широким развитием демократических начал в управлении производством и всеми сферами общественной жизни.  
Много внимания уделялось организации управления ходом экономической реформы. С этой целью в конце1989 г. Л.И. Абалкин приступил к формированию созданной по решению Съезда народных депутатов Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе. Она была призвана разрабатывать научные основы и принципы управления экономикой в условиях радикальной реформы, осуществлять подготовку предложений по совершенствованию различных элементов хозяйственного механизма, организацию изучения зарубежного опыта. Она должна была также осуществлять координацию деятельности центральных экономических органов по подготовке методических и нормативных актов, необходимых для осуществления экономической реформы. В ее состав вошли академики А. Аганбегян и С. Шаталин, член-корреспондент АН СССР В. Мартынов, крупные специалисты по проблемам управления профессора Р. Евстигнеев, Г. Егиазарян, Б. Мильнер. Разработка концепции радикальной экономической реформы стала главной заботой комиссии и ее председателя.  
В результате комиссия такую концепцию разработала. Она стала своеобразным теоретическим прорывом. Именно в ней были заложены все основные идеи, подходы и принципы, которые в последующем легли в основу принимаемых законов, практических шагов правительства. Удалось сформулировать основные черты новой хозяйственной системы, способной обеспечить решение существующих социально-экономических проблем. Эти черты сводились в основном к следующему: многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование; зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в конечный результат; превращение рынка (в сочетании с государственным регулированием) в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства; государственное регулирование экономики на основе гибкого экономического и социального планирования; обеспечение социальной защищенности граждан, как важнейшая задача государства. Был приведен сравнительный анализ возможных вариантов или альтернатив перехода к рыночной экономике. В самой концепции и в докладе содержалась развернутая аргументация в пользу радикально-умеренного варианта.  
Эту концепцию Л.И. Абалкин упорно проводил в течение всего отпущенного ему и его коллегам времени для работы в правительстве, несмотря на серьезное сопротивление консервативных сил партии и общества. Невозможно опровергнуть тот факт, что за полтора года работы, при всех трудностях и противоречиях, которые сопровождали реформы, команде Л.И. Абалкина удалось создать правовой каркас реформы, принять ряд основополагающих законодательных актов – о собственности и земле, об аренде и акционерныхобществах, о Госбанке СССР и банковской системе, о подоходном налоге и налоге на прибыль, о демонополизации экономики и ее разгосударствлении, о малых предприятиях и предпринимательской деятельности.  
Начали реально развиваться процессы создания смешанной экономики, представленной предприятиями различных форм собственности, возникли первые акционерные общества, арендные предприятия и кооперативы, фермерские хозяйства. За короткий срок были образованы около 1,4 тыс. коммерческих и кооперативных банков. Создавались товарные и фондовые биржи. Но самое главное – произошел радикальный сдвиг в общественных умонастроениях. Общество осознало необходимость радикального обновления экономических структур, создания принципиально новой модели хозяйствования.  
Отставка правительства, его вынужденный уход с политической сцены в 1991 г. Стала следствием обострившейся политической борьбы, несогласованности деятельности многих центральных ведомств, а порой и просто саботажа принимаемых решений. Все это – цена, которую пришлось заплатить обществу за становление демократии в нашей стране.  
За прошедшее десятилетие концепция экономических реформ, разработанная под руководством Л.И. Абалкина, не только не устарела, но, наоборот, является все еще актуальной, разумеется с учетом современных реалий. По мнению многих отечественных и зарубежных экономистов, она все еще остается самой серьезной, глубоко просчитанной и теоретически обоснованной программой действий.  
После ухода в отставку Л.И. Абалкин вернулся к научно-исследовательской деятельности на посту директора Института экономики. Всего Абалкин опубликовал более 400 печатных работ, в том числе 15 индивидуальных монографий. Будучи крупным экономистом-теоретиком и политическим деятелем, специалистом в области методологии экономической науки, проблем экономической политики и хозяйственного механизма, свои главные научные интересы Абалкин сосредотачивает на разработке путей преобразования российского общества, осмыслении культурно-исторического фона и путей цивилизационных перспектив экономических реформ. Только в период 1994-1999 гг. им опубликованы ряд крупных работ, среди которых: «В тисках кризиса» (1994 г.), «Заметки о российском предпринимательстве» (1994 г.), «К самопознанию России» (1995 г.), «Зигзаги судьбы. Разочарования и надежды» (1995 г.), «Отложенные перемены, или потерянный год» (1997 г.), «Курс переходной экономики» (учебник, 1997 г.), «Выбор за Россией» (1998 г.), а также статьи: «Спасти Россию» (в журнале «Федерализм»), «Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы» (в журнале «Вопросы экономики»), «Роль государства и борьба с экономическими догмами» (в журнале «Экономист»), «Система ценностей в российской экономической мысли» (в журнале «Вопросы экономики»).  
Л.И. Абалкин – академик Российской Академии наук, Международной Академии управления, Нью-Йоркской Академии наук, Международной Академии Евразии, президент Международного фонда им.Кондратьева, вице-президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов. Награжден орденом «Дружбы Народов», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», а также Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
В данной работе  были представлены наиболее известные, выдающиеся русские экономисты, описание их биографий и их основных работ. Данная курсовая работа дает четкие представления о жизни, работе и об основных взглядах наиболее известных русских экономистов, живущих в разное время. В рамках экономики эти сведения должны играть огромную роль. Рассматривая работы и основные взгляды, молодежь начинает лучше понимать экономические процессы, сравнивать взгляды экономистов тех времен с современными. А рассматривая экономические процессы тех времен, молодежь начинает лучше понимать процессы в современном обществе. Кроме того, анализируя те или иные данные,  строились выводы о важности и глобальности деятельности данного экономиста.  
В первой главе данной работы были представлены экономисты царской России. Как следствие, основными их проблемами были проблемы крепостного права,  следствием  которых  были все экономические проблемы  России тех времен. Это такие проблемы, как развитие тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного сообщения. Помещики, организующие свое хозяйство на принципах барщины, не могли добиться хороших урожаев, так как крепостные не старались работать, им это было невыгодно и не нужно. В итоге помещик все забирал часть наделов, отданных крепостным под личное пользование, себе, думая что это увеличит прибыль или урожайность, чего, естественно, не происходило. Помещики также не могли внедрить новое оборудование или новые технологии в сельское хозяйство, так как крепостные были безграмотными и не могли использовать новые технологии. Крепостные же, платящие оброк и работающие в области промышленности, также были некомпетентными работниками. Как следствие, в промышленности проглядывается явная стагнация. Поэтому в первой главе представлены экономисты, пытающиеся решить данные проблемы.  
Во второй главе представлены и описаны проблемы, возникшие в советской России. Основными проблемами того времени были убыточность огромного количества государственных предприятий вследствие неумелого руководства. Для примера представлены предприятия других государств, работающие по такому же принципу но приносящие колоссальные прибыли. Также наиболее важной проблемой того времени было слабое развитие легкой промышленности. Еще одна крупная проблема – полная монополия государства на все виды продукции и услуг, отсутствие конкуренции на рынке, да и вообще очень слабое развитие Рынка. В данной работе был представлен только один экономист того времени, но предлагавший пути решения всех этих проблем. Данный экономист – Леонид Витальевич Канторович – является лауреатом Нобелевской премии. В данной курсовой работе он – единственный представитель советской России, чтобы полнее описать его жизнь, заслуги, деятельность и награды.  
В третьей главе были описаны экономисты России, живые и работающие в наши дни. Их основной проблемой бал сначала выход из кризиса 1990х годов, позже – поднятие экономики страны. Сейчас эти данные очень важны, так как используя предложенные в 1990 году пути выхода из кризиса, могут быть частично использованы и сейчас, во время современного кризиса. И, конечно, эти экономисты работают над преодолением современного кризиса. Экономисты, описанные в  данной работе, наиболее известны в современной  России и предлагают пути выхода из данных проблем.  
В курсовой работе выполнены все цели и задачи, поставленные для нее.  
Данная курсовая работа является актуальной, так как русские экономисты всегда оказывали огромное влияние на экономику России и на мировую экономику в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список  
1.    http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/babst_ik.html  

2.    http://www.ladno.ru/person/abalkin/bio/

3.    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1506925

4. Гукасьян Г.М., Нинциева Г.В., История экономической мысли, Изд-во "Питер", 2008г  

5. Пашков А. И., Экономические взгляды И. Т. Посошкова, «Изв. АН СССР. Отделение экономики и права», 1945, № 4        

6. Бабст Иван Кондратьевич.,Биографический словарь, 2001 г

7. Леонид Витальевич Канторович: Биобиблиографический указатель / Ред. С. С. Кутателадзе. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Новосибирск: Издательство Института математики, 2012

8. Леонид Витальевич Канторович: человек и ученый. В 2 т. Редакторы-составители В. Л. Канторович, С. С. Кутателадзе, Я. И. Фет. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, Филиал «Гео», 2002

9. Даугавет О. К., Романовский И. В. О деятельности и работах Л. В. Канторовича в области программирования // Журнал Новой экономической ассоциации : журнал. — М., 2012. — № 1 (13)

10.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономисты нашего времени