Эволюция взглядов на предмет экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выделить основные положения взглядов экономистов на предмет экономической теории в ту или иную эпоху.
Задача работы: показать как изменяется представление о предмете экономической науки на протяжении экономической истории.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….….……3
2. Древний мир и средневековье…………………………………….……….5
3. Первые научные школы…………………………………………….………8
3.1. Меркантилизм…………………………………………………………8
3.2. Физиократы……………………………………………………………10
3.3. Классическая политэкономия……………………………………......12
3.4. Марксистская политическая экономия……………………………...17
4. Современные экономические школы……………………………………..19
4.1. Неоклассическое направление……………………………………….19
4.2. Кейнсианство……………………………………………………….….22
4.3. Монетаризм……………………………………………………………27
4.4. Теория экономики предложения…………………………………….30
4.5. Неолиберализм………………………………………………………..31
4.6. Неоклассический синтез……………………………………………....33
4.7. Институционализм……………………………………………………35
4.8. Леворадикальная политическая система……………………………40
5. Заключение………………………………………………………………….42
6. Список литературы…………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


 


Содержание

1.      Введение…………………………………………………………….….……3

2.      Древний мир и средневековье…………………………………….……….5

3.      Первые научные школы…………………………………………….………8

3.1. Меркантилизм…………………………………………………………8

3.2. Физиократы……………………………………………………………10

3.3. Классическая политэкономия……………………………………......12

3.4. Марксистская политическая экономия……………………………...17

4.      Современные экономические школы……………………………………..19

4.1. Неоклассическое направление……………………………………….19

4.2. Кейнсианство……………………………………………………….….22

4.3. Монетаризм……………………………………………………………27

4.4. Теория экономики предложения…………………………………….30

4.5. Неолиберализм………………………………………………………..31

4.6. Неоклассический синтез……………………………………………....33

4.7. Институционализм……………………………………………………35

4.8. Леворадикальная политическая система……………………………40

5.      Заключение………………………………………………………………….42

6.      Список литературы…………………………………………………………44


Введение

Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определенной степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить причины и последствия. Это же и относится к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать сегодня.

Актуальность данной работы заключается в том, что с ее помощью можно выявить основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также базируясь на данной работе, можно составить прогноз настоящему состоянию экономической науки.

История экономических учений раскрывает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность. Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации – выгода, прибыль, полезность).

Изменения в анатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировали постоянное возникновение новых потребностей. Чем большее количество благ создавал человек, тем богаче становилось общество. При этом следует говорить не о безграничности человеческих потребностей, а о постоянном их возрастании как условии сохранения и развития человечества. Противоречие между ограниченностью ресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постоянным возрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.

 

 

Цель работы:  выделить основные положения взглядов экономистов на предмет экономической теории в ту или иную эпоху.

Задача работы: показать как изменяется представление о предмете экономической науки на протяжении экономической истории.

При написании работы были использованы учебные пособия Воробьева Е.М., Покидченко М.Г. и Чаплыгиной И.Г., Чепурина М.Н. и Киселёвой Е.А., Маркс К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Древний мир и средневековье

Выразители экономической мысли древнего мира — крупные мыслители и отдельные правители рабовладель­ческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого и охраняемого гражданскими за­конами непреходящего «естественного порядка». Выступали против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались товарно-денежные отношения, в связи с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

Платон отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовла­дельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства – соответственно, в его произведениях «Государство» и «Законы».

Платон стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.

Аристотель в своих трудах «Никомахова этика» и «Политика» указывает на более важную роль в хозяй­стве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою привержен­ность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике. В отличие от Платона, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности и полагал, что рабство существует в силу экономической необходимости.

 

Идеалом для него было небольшое хозяйство ( в котором работают, разумеется, рабы).Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а немногое недостающее можно получить путем «справедливого обмена» с соседями. (Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса. 2-е изд. – М.: Политиздат. – 1975. – С.24.)

Таким образом, предметом экономической науки того времени можно назвать проблемы товарно-денежных отношений в натуральном рабовладельческом хозяйстве.

Средневековым экономическим доктринам присущи причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить гряду­щего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.. И с самою начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масшта­бов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых пред­ставителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог, лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Фома Аквинский - итальянский мо­нах доминиканского происхождения считается наиболее автори­тетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на по­зднем этапе ее развития. При этом на пер­вый взгляд Аквинат, опирается на прин­ципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквива­лентного и пропорционального обмена. Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. Тем не менее, для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность (частное пользование) необходима.

Богатство делится на естественное и искусственное. Жизнь без обменов невозможна, но за вещь должна быть назначена «справедливая цена». Земельная рента оправдана, поскольку эта часть продукта производится силами природы. Следуя Аристотелю, Фома Аквинский считал, что «деньги не могут порождать деньги».

 


3. Первые научные школы

3.1. Меркантилизм

Главным направлением экономической политики и экономической мысли в XV- XVII вв. был меркантилизм. Если попытаться предельно кратко выразить его сущность, то она сводится к следующему: в экономической политике – всемирное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне; в теории – поиски экономических закономерностей в сфере обращения. ( Аникин А.В. Юность науки. 2-е изд. – М.: Политиздат. -  1975. – С.38.) Таким образом, предметом изучения экономистов-меркантилистов была сфера торговли. Здесь, по их мнению, и создавалось воплощение в прибыли купечества богатство страны, которое укрепляло мощь государство.

В развитии меркантилизма различают два этапа – ранний и поздний. На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удержать деньги в стране (превышение импорта над экспортом). «Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценения денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше товаров и поэтому будут заинтересованы обменивать свои деньги на туземные.» (Маркс К. Капитал//Маркс., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. – М.: Политиздат. – Т.24. – 1960. – С.71.) На втором этапе проводилась политика торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом.

Представителем позднего меркантилизма был Томас Манн. Он писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Развитие производства признается им лишь в качестве средства расширения торговли. Также Манн замечал, что не следует обременять слишком большими пошлинами отечественные товары для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Экономическая политика, которую предлагал Т. Манн, получила название политики протекционизма (защиты национального рынка)

Об­щие принципы научного мировоззрения меркантилизма сформулировал М. Блауг ( Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело. – 1994. – С.42.) в шести тезисах:

1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства

2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сы­рья;

4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

6) рост населения для поддержания низкого уровня заработ­ной платы.

Поздние меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю, умножает богатство государства.

 

 

 

 


3.2. Физиократы

Французские учёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1727-1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук». С точки зрения физиократов — экономистов Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один из факторов производства, а прибыль — форма дохода с капитала. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением. Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется». Ф. Кене разработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа системы «затраты — выпуск», использующихся и в XX в., в которых раскрываются связи межотраслевого баланса.

Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

Заслуга физиократов состоит в перенесении предмета изучения из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Центральное место в экономическом учении принадлежит проблеме «чистого продукта». «Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек».( Всемирная история экономической мысли. Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль. – Т.1 – 1987. – С.450) Они считали земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» и происходит увеличение богатства. Промышленность - это бесплодная сфера, не создающая «чистого продукта». Следовательно сводили «чистый продукт» к физическому дару природы.

Кенэ дал описание классовой структуры современного ему общества: «Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного». ( Ф. Кенэ. Избранные экономические произведения. – М.: Соцэкгиз. – 1960. - С.360.) Первый класс – земледельцы, которые создают чистый продукт; второй – это получатели чистого продукта (помещики, двор, церковь); третий – это все прочие, занимающиеся промышленностью и выполняющие работу, не относящаяся к земледелию.

Физиократы ввели в научный оборот понятия «первоначальные авансы» и «ежегодные авансы». Под первоначальными авансами они понимали затраты на земледельческое оборудование, а под ежегодными авансами – затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы.

Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Кене рассматривал процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства и основными классами общества.

Вместе с тем физиократам была присуща и ограниченность взглядов. Так, они считали ремесленников, промышленников непроизводительным классом, поскольку те лишь преобразуют продукты сельского хозяйства и не участвуют в создании «чистого продукта», т.е. нового богатства, но здесь мнение физиократов расходиться с мнением сторонников политической экономии.

 

3.3. Классическая политическая экономия

Классическая политическая экономия – направление экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства. «Классики» в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической тео­рии. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттес­нив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обра­щении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства. Эко­номисты-классики подчеркивали, что выводы экономической на­уки, в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъек­тивной интроспекции. ( Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело. – 1994. – С.135.)

Информация о работе Эволюция взглядов на предмет экономической теории