Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:54, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты ОЭТ.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

Европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику.     

Выделяют  следующие основные институты социальной рыночной экономики:    

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий;    

либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);    

проведение  политики «открытой экономики»;     

законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;     

свобода заключения договоров как предпосылка  осуществления конкуренции.    

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Особенности:

- многоукладность  экономики;

- активная  роль государства в регулировании хозяйственной жизни;

-социальная  ориентация экономики;

- активное  использование наследия социалистической  системы;

- многовекторность  экономической политики.      

Трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. 

5. Спрос и предложение, рыночное равновесие

21)Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы  спроса и предложения.

Спрос- кол-во продукта, которое покупатели не только хотят, но и могут купить по любой возможной цене за определенный промежуток времени. Спрос следовательно можно охарактеризовать как взаимоотношение между ценой и кол-м приобретаемого товара. Предложение- поведение на рынке продавцов, представляющих пр-во. Объем предложения- это то кол-во продукта, которое продавец хочет и может предложить по определенной цене. Цена предложения- эта цена, по которой продавцы согласны продать определенное кол-во данного товара. Закон предложения

выражает зависимость объема предложения от цены товара. Неценовые факторы спроса. Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен,  но  тем  не

менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.

 Первый не ценовый фактор:

1. изменение  потребительских  расходов,  не связанное  с  изменением  цен.  Увеличение  размера  реального  дохода   или потребительские ожидания по  увеличению  размера  дохода  могут  привести  к

увеличению совокупного спроса. 2. инвестиционные   расходы   бизнеса.   Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса,  и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного  спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение  процентной ставки,  ожидаемый  рост  прибыли,  снижение  налогов,  приобретение   новых технологий (что снижает  издержки  и  увеличивает  прибыль ). 

  

22) Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.  

Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое  производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае  возникаетизбыточный спрос (дефицит) и приходится   менять  планы некоторым потребителям.    

Возможна  ситуация,  когда предложение товара превысит планируемое потребление  по  данной  цене.  В  этом случае возникнет избыток предложения и изменятся планы продавцов.     

Стабильность  рыночного равновесия проявляется в способности рынка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механизма. При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый).    

Если  планы покупателей и продавцов совпадают, говорят, что рынок находится в состоянии равновесия. Под рыночным равновесием понимается такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. На графике – точка пересечения кривой спроса и предложения.    

Параметрами, выражающими условия рыночного  равновесия, являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.     

Результаты  анализа рыночного равновесия методом  сравнительной статики позволяют  сформулировать  правила перехода к новому равновесию, которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:      

—  расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;     

— сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;     

— расширение предложения приводит к  снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;

— сокращение предложения  приводит к росту равновесной  цены и к уменьшению равновесного количества блага. 

23) Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.           

 Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия.     

Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает формуизлишков потребителя и производителя.     

Излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы заплатить за него.

Рис. Излишек потребителя  и излишек производителя

S – кривая предложения, D – кривая спроса.

Р –  цена товара, Q – номер потребителя, Ре – равновесная рыночная цена блага = 2.

Общий излишек потребителя = (6-2)+(5-2)+(4-2)+(3-2)+(2-2)= 10     

Излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.     

Сумма совокупных излишков потребителя и  производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного обмена. 

 

24) Эластичность характеризует реакцию одной переменной на изменение другой и исчисляется как отношение процентных изменений величин данных переменных.             

 Прямая эластичность  спроса по цене характеризует степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса и исчисляется как отношение процентного изменения величины спроса на данный товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях:                              

изменение Qd , в %                                                                   

 изменение p, в %

где Qd –объем спроса,  p– цена товара,  Edp  - коэффициент эластичности спроса по цене.   

 Коэффициент  прямой эластичности спроса по  цене (Edp) .показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.      

1) Если %-е изменение цены меньше чем %-е изменение спроса, то спрос эластичен по цене, т.е. Ed >1. Падение цены при эластичном спросе ведет к росту выручки продавца.       

2) Величина спроса слабо реагирует на изменение цены, т.е. Ed <1, %-е изменение спроса меньше, чем аналогичное изменение цены. Уменьшение цены ведет к падению выручки.      

3) Ed =1, изменение цены вызывает пропорциональные изменения спроса. 

 

 

      4) Ed =0. Спрос абсолютно неэластичен.       

5) Ed =¥ абсолютно эластичный спрос.

Дуговая эластичность рассчитывается на определенном участке кривой спроса Еdp=(Q2 - Q1) : (Q1 +Q2)                        

                               (р2 - р1)     :   (р2 + р1)     

Где  р1 - цена до изменения; р2 -цена после изменения;   Q1 -величина спроса до изменения цены; Q2 - величина спроса  после изменения цены.      

Если  спрос представлен линейной функцией, то эластичность изменяется на различных участках спроса.

Рис. 6.1  Различная  эластичность спроса при   неизменном наклоне линии спроса.

Точечная  эластичность – эластичность в точке касательной кривой спроса.

Ed = изменение Q x P        

 изменение  P xQ

Факторы эластичности спроса:

- наличие у  данного товара субститутов (заменители) или комплементов (дополнители);

- время. Как  правило, в рамках краткосрочного периода спрос менее эластичен, чем в рамках долгосрочного периода времени;

- доля потребительского  бюджета, отведенная на продукт. Рост цен  на  товары,   удельный  вес  расходов  на  которые   в   доходе потребителя незначителен, не оказывает существенного влияния на объем спроса на них и наоборот

- доступность  товаров. 

25) Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.      

Чувствительность  покупок к колебанию дохода называется эластичностью спроса по доходу Еi.

Еi = (Q2 – Q1) : (Q2 + Q1)          

(I2 – I1) : (I2 + I1)

Где Q – количество купленного товара до и после изменения дохода,

I – доходы покупателя  до и после покупки.      

Если  Еi положительно, то рост дохода ведет к росту покупок, это нормальные товары.      

Если  Еi > 1, это предметы роскоши.      

По  низшим товарам Еi отрицательно, т.к. рост доходов снижает объемы покупок этих товаров.      

Если  Еi = 0, то это товары первой необходимости.      

Перекрестная  эластичность спроса.      

Изменение спроса на товар может быть вызвано  изменением спроса на другой товар. Такие понятия выражаются в рамках перекрестной эластичности.

Exy = изменение Qx / Qx          

 изменение Ру / Ру

Если это товары – субституты, то рост цен на один из них ведет к росту спроса на другой. Exy > 0.

Если товары - комлементы, то Exy < 0.

Если потребление  одного товара не зависит от потребления другого товара, то Exy = 0. 

 

26)Эластичность предложения.  Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности: эластичность спроса по цене и выручка фирмы, влияние на распределение налогового бремени.      

Эластичность  предложения по цене – это реакция предложения на изменение цены товара.

Еs = изменение Qs / Qs        

 изменение Р  /  Р           Еs – всегда положительно

где Р – цена товара, Q – величина предложения товара.

Предложение эластично, если Es > 1, Es < ¥, то кривая предложения пересекает ось цен (S1).

Если линейная кривая предложения пересекает ось объема продукции, она не эластична. 0 < Es <1.

Предложение с  единичной эластичностью проходит через начало координат. (S3).

Эластичность  предложения равна нулю, если кривая предложения вертикальна. (S4).

Эластичность  предложения безгранична когда  кривая предложения горизонтальна. (S5).

Факторы эластичности предложения:

- мобильность  факторов производства

- время

- динамика цен  на другие товары

- степень использования  производственных факторов

Если спрос  не эластичен – бремя налога ложится  на покупателей.

При неэластичном предложении основная тяжесть налогов ложится на продавцов

 

 

6. Теория поведения потребителя

27) Понятие рационального  потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.      

Рациональный  потребитель – знает свои потребности и имеет свою шкалу предпочтений, знает свои цели и выгоды, выбирает лучший с его точки зрения набор товаров, его потребности ненасыщаемы, его вкусы согласуются.       

Полезность – это оценка благ потребителем.

С увеличением  количества блага, имеющегося в наличии  для удовлетворения потребности, полезность каждой последующей единицы становится меньшей чем полезность предшествующей единицы.

Сумма полезностей отдельных частей блага образует общую полезность, она увеличивается, но темп ее увеличения замедляется.

Полезность последней  части блага называется предельной полезностью. Она снижается.

Взаимосвязь общей и предельной полезности.

 

28) Организация как  хозяйствующий субъект. Классификация организаций.

Предприятие (фирма) является основным субъектом хозяйственной деятельности.

По  организационно-правовой форме различают:

- государственные: бюджетные (школы, больницы, суды, армия) и коммерческие (могут быть унитарными, совместными (если  часть капитала принадлежит иностранному собственнику), акционерными общества (когда контрольный пакет акций принадлежит государству)).

- негосударственные: частные (индивидуальные) и коллективные (товарищества, хозяйственные и акционерные общества, кооперативные и народные предприятия).      

По  размерам фирмы подразделяются на малые, средние и крупные.      

Единоличное владение – это фирма, которая  принадлежит одному лицу или семье.       

Партнерство (товарищество) – это свой капитал объединяющий несколько человек. 

 

 7. Теория производства

 

28)Организация как  хозяйствующий субъект. Классификация организаций.

Предприятие (фирма) является основным субъектом хозяйственной деятельности.

По  организационно-правовой форме различают:

- государственные: бюджетные (школы, больницы, суды, армия) и коммерческие (могут быть унитарными, совместными (если  часть капитала принадлежит иностранному собственнику), акционерными общества (когда контрольный пакет акций принадлежит государству)).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"