Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

(Экономика)Рынок ресурсов его субъекты и особенности.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

24.Инфляция: сущность, виды  и основные характеристики. Методы измерения

Инфляция представляет собой увеличение денежной массы по сравнению с  ее товарным покрытием и проявляется  в обесценивании денег и росте  общего уровня цен. В зависимости  от темпа роста цен инфляция может  быть:

- умеренная - цены возрастают не более чем на 10% в год. Темп роста номинальных доходов, соответствует темпу роста цен.

- галопирующая, который характерен  рост цен в пределах 200% в год,  темп роста номинальных доходов  отстает от темпа роста цен.

- гиперинфляция - цены возрастают в сотни, тысячи раз.

В зависимости от форм проявления различают открытую и скрытую  инфляцию.

- открытая - характеризуется ростом  общего уровня цен, падением  покупательской способности денег,  дисбалансом спроса и предложения.

- подавленная - не сопровождается ростом цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне.

В зависимости от соотношения темпа  роста цен на отдельные группы товаров может быть:

- сбалансированная - при которой  цены на все группы товаров  примерно одинаковы.

- несбалансированная - цены на различные  товары растут разными темпами.

В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:

- ожидаемая - прогнозируемый, планируемый  рост цен.

- неожиданная - характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса.

В зависимости от причин возникновения  инфляции, различают:

- инфляцию спроса - результат превышения  совокупным спросом товарного  предложения.

- инфляцию предложения - вызывается  ростом стоимости факторов производства

Для измерения используют :

- индекс потребительских цен  - определяется как отношение  стоимости «потребительской корзины»  в текущем периоде к стоимости  в предшествующем периоде.

 Другой показатель характеризующий  инфляцию - темп инфляции, темп роста цен, определяется как разность между индексами цен текущего и предшествующего периода, деленная на индекс цен предшествующего периода.

 где:

- темп инфляции в процентах;

- индекс цен текущего периода;

- индекс цен предшествующего  периода.

25.Причины и социально-экономические  последствия инфляции. Методы борьбы  с инфляцией 

Существует две точки зрения на природу инфляции.

1. Увеличение массы денег в  обращении, повышение совокупного  спроса сверх товарного предложения,  рост цен.

2. Инфляция имеет как монетарную, так и немонетарную природу. Основные причины:

- милитаризация экономики, следствием  которой являются: рост государственных  расходов; поглощение военным производством  материальных, трудовых ресурсов;

- структурные диспропорции в  национальной экономике;

- несовершенство конкуренции, монополизация  рынка;

- высокое налогообложение;

- рост цен на мировых рынках, импортируемая инфляция;

- инфляционные ожидания.

Социально-экономические последствия:

- падение реальных доходов населения,  обесценивание накопленных сбережений, падение уровня жизни. - расслоение общества на бедных и богатых. - утрата стимулов к накоплению и падение инвестиций. - замедление обновления производства и старение производственного аппарата страны. - торгово-спекулятивный и финансовый бизнес. - рост цен на отечественные товары ведет к падению курса национальной валюты. - утрата ценами своих функций. В зависимости от поставленных целей различают:

- антиинфляционную тактику или  адаптационную политику;

- антиинфляционную стратегию или активную политику.

Проводя адаптационную политику, государство  стремится придать инфляции умеренный  характер, установить контроль за ростом цен, смягчить ее негативные последствия ( это стимулирование сбережений населения, борьба с падением курса национальной валюты, индексация доходов, проведение денежных реформ). Причины инфляции и предопределяют основные направления антиинфляционной стратегии: изменение структуры производства, демилитаризация экономики, борьба с монополизмом, совершенствование системы налогообложения, снижение бюджетного дефицита.

 

 

26.Макроэкономическая  нестабильность в России 90-х годов:  инфляция и безработица 

До 1992г. в России существовала подавленная  инфляция, с 1992г. она приобрела открытый характер. Основными причинами инфляции в России 90-х г.были:

- падение объемов производства; - высокая доля отраслей производственного  назначения и слабое развитие  отраслей потребительского сектора; - высокий размер оборонного комплекса; - высокий уровень монополизации  экономики; - искусственно завышенный уровень занятости населения; Инфляция может порождаться бюджетным дефицитом, неправильной денежно-кредитной политикой, проводимой государством. Улучшение общей экономической ситуации в стране: прекращение падения производства, экономический рост, активная денежно-кредитная политика, направленная на снижение денежной массы в обращении, позволили в конце 90-х г. снизить темпы инфляции.

Безработица - проблема относительно новая для России. В условиях плановой экономики, как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики, постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы. К 90-м г. безработица нарастала, для нее были характерны:

- наличие скрытой безработицы.  Неполный рабочий день, неполная  рабочая неделя, отпуска по инициативе  администрации стали типичным  явлением.

- рост средней продолжительности  безработицы.

- преобладание среди безработных  людей наиболее активного трудового возраста.

Начиная с 2000 г. когда была преодолена тенденция к падению темпов экономического роста, и объем национального  производства стал расширяться, безработица  в России начала сокращаться. Наряду с улучшением общеэкономической ситуации в стране сказалась и проводимая государством политика:

- меры, направленные на недопущение  массовой безработицы;

- оказание помощи безработным  в трудоустройстве;

- создание условий для переобучения, переподготовки;

-стимулирование инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест;

- материальную поддержку безработных.

27. Совокупный спрос  и факторы его определяющие

Совокупный спрос (AD) - это тот  реальный объем национального производства, который экономические агенты готовы купить при каждом возможном уровне цен. Он определяется расходами. СС, или совокупные расходы включают спрос:

- населения на потребительские  товары( потребительские расходы);

- фирм на инвестиционные товары( инвестиционные расходы);

- государства на товары и  услуги( государственные расходы);

- заграницы на продукцию национального  производства.

Потребительские расходы меньше всего  подвержены колебаниям. Изменение общего уровня цен оказывает влияние  на совокупный спрос.

Неценовые факторы - это экономические  и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса. Потребительские расходы зависят от: 1). изменения реальной стоимости накопленного богатства. 2) ожиданий потребителей в отношении изменения уровня цен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы. 3) С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности - ведет к расширению потреб-го спроса. 4) Изменением величины подоходного налога.

На величину инвестиционных расходов влияют:

- изменения процентной ставки. Рост процентной ставки - сокращает  инвестиционный спрос, ее падение  - расширяет.

- чем больше ожидаемая прибыль,  тем больше будет инвестиционный  спрос.

- изменения налогов на доходы  предприятий.

- появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.

Увеличение или сокращение планируемых  государственных расходов оказывает  большое влияние на совокупный спрос. На величину чистого экспорта оказывает  влияние:

- изменение национального дохода в зарубежных странах.

- динамика валютного курса. 

28.Совокупное предложение  и факторы его определяющие 

Совокупное предложение (AS) - это  общая величина всех конечных товаров  и услуг, предъявляемых к продаже. Более высокий уровень цен  стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, существует прямая зависимость. Кривая совокупного предложения составлена из трех самостоятельных кривых AS, представляющих разные взгляды на динамику предложения, и включает три отрезка:

- горизонтальный - на этом отрезке объем национального производства (ВНП) изменяется при постоянстве цен. Любой объем производства свидетельствует о неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

- промежуточный - на этом отрезке  кривой AS объема национального производства  увеличивается при возрастании  цен. Безработица начинает сокращаться,  свободных рук становится меньше, растет заработная плата, растут  издержки производства, повышаются цены.

- вертикальный - этот отрезок кривой  совокупного предложения описывает  состояние экономики, когда она  при данном уровне технологий  достигает границ своих производственных  возможностей. Все ресурсы используются  полностью, безработица находится на естественном уровне, объем производства измениться не может, он постоянен.

Кривая совокупного предложения  может смещаться под воздействием неценовых факторов: - цен на ресурсы - открытие новых месторождений, изменение  демографической ситуации, появление импортных ресурсов отразится на цене ресурсов, издержках производства и на объеме производства.

- производительности ресурсов - при  тех же ресурсах можно получить  больший объем производства.

- налогообложения предпринимателей.

29.Классическая и кейнсианская теории занятости

Классическая школа исходит  из того, что предложение создает  спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и  совокупного предложения, рассматривают  условия при изменяющихся ценах.

Кейнсианская школа исходит  из того, что спрос формирует предложение, анализируя условия равновесия при постоянных ценах.

Представители классической школы  полагают, что сбережения зависят  от уровня процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем выше стимулы  к сбережению. Сбережения - это предложение денег, инвестиции - это спрос на деньги. Отсюда равновесие денежного рынка - это условие равенства сбережений инвестициями. Равновесие денежного рынка обеспечивается гибкостью процентных ставок. Если сбережения превысят инвестиционный спрос, то процентная ставка упадет, инвестиции увеличатся, на рынке будет восстановлено равновесие. Если инвестиционный спрос окажется больше сбережений, то процентная ставка повысится, и население начнет больше сберегать. Если все-таки и произойдет нарушение макроэкономического равновесия , то его быстрое восстановление будет обеспечено гибкостью цен и заработной платы.Основными инструментами достижения равновесия являются: товарные цены, заработная плата и процент, гибкость и изменчивость которых и обеспечивает поддержание общего экономического равновесия.

Согласно Кейнсу, экономика находится  в состоянии равновесия, если при  постоянных ценах величина предполагаемого  выпуска продукции равна планируемым  совокупным расходам. Совокупные расходы  включают: потребление (С), инвестиции (I), государственные расходы(G), и чистый экспорт(En). Под совокупными расходами понимают совокупный спрос при неизменных ценах, заработной плате и процентной ставке: AE=C+I+G+En Очевидно, что, если планируемые расходы больше ВНП или наоборот, то равновесия в экономике не будет. Включение в совокупные расходы инвестиций приводит к увеличению ВНП большему, чем величина инвестиции. Увеличение объема производства при неизменных ценах может происходить до тех пор, пока ВНП не достигнет потенциального, а безработица естественного уровня. Расширение за эти пределы приведет к росту цен.

30.Макроэкономическое  равновесие: совокупный спрос - совокупное  предложение

Экономика находится в равновесии, когда совокупный спрос и совокупное предложение совпадают. Классическая школа исходит из того, что предложение создает спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Кейнсианская школа исходит из того, что спрос формирует предложение и является главным фактором, обеспечивающим макроэкономическое равновесие. Согласно классическим воззрениям макроэкономическое равновесие автоматически поддерживается гибкостью цен, заработной платы и процентных ставок. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия предполагает равенство совокупных расходов ( потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта) ВНП при постоянстве цен. В условиях закрытой экономики и без учета расходов государства макроэкономическое равновесие достигается при равенстве потребительских и инвестиционных расходов величине ВНП, или при условии равенства сбережений инвестициям. Последствия нарушения равновесия зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения находится экономика. Так, следствием роста совокупного спроса может быть: увеличение равновесного ВНП при неизменных ценах, рост равновесного ВНП и рост цен, рост цен без изменения объема ВНП. В результате падения совокупного спроса под действием эффекта «храповика» объем равновесного ВНП может уменьшаться или оставаться неизменным без снижения общего уровня цен. Ситуация, когда сокращение предложения сопровождается ростом цен, называется стагфляцией. Макроэкономическое равновесие отнюдь не гарантирует достижения макроэкономических целей. Если равновесный ВНП меньше потенциального, то в экономике имеет место недопроизводство. Разница между совокупными расходами, соответствующими равновесному ВНП, и потенциальным ВНП называется рецессионным разрывом. Превышение совокупных расходов, соответствующих равновесному ВНП порождает инфляцию спроса и называется инфляционным разрывом.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"