Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Возникновение и эволюция экономических знаний
2. Экономическая теория: предмет, метод, функции, экономические законы и категории.
3. Экономическая система и её элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

1_otvety_po_gosam_Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Например, по альтернативности возмож-ностей их использования, взаимозаме-няемости, исчерпаемости и неисчерпае-мости в данный период времени и т. д.

Альтернативные затраты - это затраты, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего из  других альтернативных вариантов использования ресурсов.

 

7. Рынок: сущность, структура, инфраструктура.

Рынок – это место встречи покупате-лей и продавцов, между которыми, осуществляется обмен по установлен-ной ранее цене.)

Функции рынка:

а) балансирующая (баланс между це-ной, D и S);

б) установить взаимоотношения меж-ду продавцом и покупателем.

в) регулирующая – предполагает уста-новление таких эк-х взаимоотноше-ний, к-е привели бы к появлению това-ра или услуги к-е пользуются D и S.

г) санирующая (оздоравливающая) – в эконо-ком хозяйствовании остаются только сильные п/п путем конкурен-ции, а слабые уходят.

д) обеспечение информацией всех участников.

В экономической лит-ре посвященной проблемам рынка уделяется внимание и структуре рынка. Это объясняется двумя обстоятельствами:

1- рыночная экономика по своей  сути яв-ся совокупностью отдельных  рын-ков;

2- исследования этих рынков позво-ляет  глубже понять функциониро-вание  каждого из них.

Чаще всего выделяют следующие структуры рынка:

- рынок товаров производственного назначения (р-к производственных зданий, сооружении; р-к машин и обо-рудования; р-к сырьевых товаров и полуфабрикатов; р-к  земли, р-к капи-тальных активов (капитальных вложе-нии, инвестиции));

- рынок промышленных товаров  и услуг:а) р-к потребительских товаров;

б) р-к продовольственных товаров;

в) р-к зданий и сооружений не производственного назначения;

г) р-к услуг;   д) р-к жилья.

- рынок денег, валюты, ценных бумаг;

- рынок рабочей силы, рабочих  мест, рынок труда.

- рынок информации, интеллек-туального продукта, инновации (ново-введении) «ноу-хау».

Инфраструктура рынка – это совокупность п/п, учереждений и организации, обеспечивающих пос-тоянную и устойчивую взаимосвязь между основными субъектами рыноч-ной эк-ки (продавцов и покупателей).

Рыночная инфраструктура включает:

1-сеть п/п, маг-ов розничной торгов-ли;

2-п/п и организации, занимающиеся  оптовой торговлей;    3- биржи;

4-п/п, торгующие ссудным капиталом (банки, страх. компании);

5- п/п занимающиеся информацион-ным  обслуживанием участников рын. отношении (реклама, выс-тавки).

Центральное место в рын. инфраст-руктуре занимают биржы, это объяс-няется след. обстоятельствами:

- биржи в рын.эк-ке занимают  плано-вую систему распределения  прод-ов;

- биржи обеспечивают согласование  планового и фактического D и S.

- определяют цену товара на  перспек-тиву и обесп-ют ценовую  гласность.

- биржи страхуют от резких  колебаний цен.

Современная биржа – регулярно функционирующий оптовый р-к, наи-более развитая его форма торговли массовыми товарами (товарная бир-жа, РЦБ, фондовая биржа и рынок иностранной валюты (валютная)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рыночные механизмы

Рынок обладает определенным механизмом, который способен саморегулироваться и эффективно функционировать в экономике.

Рынок – это сфера экономических отношении между людьми, состоящая из взаимной купли – продажи товаров и услуг.

  Рыночный механизмы сравнивают  с непрерывным референдумом, в  котором потребители «голосуют»  своими экономическими решениями  в пользу того или иного  товара или услуги, при этом РМ проявляется или действует через цены. Цена служит маяком, по которому сверяют свой выбор, как продавец, так и покупатель. РМ – механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей (услуг) по поводу установления цен и качества, объема производства и его структуры. РМ имеет следующие составляющие:

- субъекты (продавцы, покупатели, посредники, органы власти);

- объекты (различные виды рынков  – капиталов, товаров, ценных бумаг);

- связи между субъектами (кооперация- сотрудничество, конкуренция);

- ценовой механизм (механизм формирования  и распределения экономических  ресурсов);

- информация о принимаемых решениях (продавцом и т.д.);

- средства принятия согласованных  решений (переговоры, контракты, проведение соц. и др. исследо-ваний).

  При всем многообразии РМ  центральным звеном является  отношения между продавцом и  покупателем. РМ отдельного государства  в современных условиях испытывает  влияние экономик других государств  или влияние мирового рынка.

 

9  Классификация факторов производства и их экономическая сущность.

Производство – это сфера деятельности, в которой осуществляются затраты экономических ресурсов, в результате которых получаются необходимые материальные блага. Различают материальное и нематериальное производство.

Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, с/х, строительство, коммунальное хозяйство).

Нематериальное производство связано с производством

(оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. (П. здравоохранение, образование).Экономические ресурсы называют факторами производства и от того, как используются экономические ресурсы зависит:

Доход тех, кто владеет факторами производства

Результат работы предприятия

Снижение затрат и цен на готовую продукцию

Выделяют следующие факторы:

Труд – человеческие ресурсы

Земля – природные, материальные ресурсы

Капитал

Предпринимательский фактор.

Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента. Капитал – это средство производства, созданное людьми и денежные накопления, которые используются в производстве товаров и услуг, и все эти производственные ресурсы направлены на повышение производительности труда. Различают основной и оборотный капитал.

Основной капитал - здание, сооружение, оборудование.

Оборотный  капитал - сырье, материалы и т.д.

Предпринимательская деятельность – это разновидность трудовых усилий; это управленческие и организационные навыки, которые необходимы предпринимателям, фирмам для производства товаров; особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства, с целью максимизации дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Издержки производства и прибыль.

Издержки – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Все издержки производства подраз-деляются на постоянные и перемен-ные. Постоянные (FC) – издержки, величина к-х не меняется и незави-сит от объема пр-ва (затраты на зда-ние, оборудование, арендная плата и т.д.). Должны быть оплачены даже если фирма ничего не произ-водит.

Переменные (VC) – издержки, к-е изменяются в зависимости от изменения объема пр-ва (на сырьё, материалы, топливо).

Общие издержки (TC) – сумма общих постоянных и общих пере-менных издержек.

Средние издержки (AC) – издержки в расчете на ед. выпускаемой продукции.

Придельные издержки (MC) – это издержки, связанные с произ-вом еще одной ед-цы продукции.

MR – придельная выручка. Когда MC начинает превышать MR прибыль уменьшается, следовательно основное условие  прибыли MR=MC.  

 Для оценки дея-ти фирмы в усло-виях рынка определяющие значе-ние имеет категория альтернатив-ных или вмененных издержек, именно их в отличии от бух-ких называют экономическими (то, что мы не получили).

Различают явные (внешние) издер-жки и неявные (внутренние /скры-тые) издержки.

Вмененные издержки, которые не-зависят от дея-ти фирмы – назы-вают внешними (или явными издержками).

Неявные - издержки от использо-вания внутренних ресурсов фирмы (станков, оборудования, материа-лов, а т/ж предпринимательских способностей бизнесмена). Кроме того сюда можно включить владение лицензией, торговой маркой и т.д. Это имеет значение при определении прибыли фирмы, в наиболее общем виде прибыль рассчитывается по формуле:

 Пр = Дох.-Рос., однако, если из  общего дохода мы вычетаем  только внешние издержки, то в результате получим бух. прибыль, которая не учитывает скрытые (внутренние издержки). А экономическая Пр. представляет собой разность между доходом от продажи и вмененными издерж-ками на ресурсы, использованные для производства данного товара.

Прибыль – это разность между выручкой и затратами.

Различают 3 показателя прибыли:

1) Общая прибыль (ТП) – это при-быль  получена от произ-ва и реа-лизации  всего объема выпускае-мой продукции.

2)Придельная прибыль (МП) – прибыль  полученная от произ-водства и реализации каждой до-полнительной ед. продукции.

3) Средняя прибыль (АП) – прибыль, полученная от производства и  реализации одной ед. продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.  Предложение  фирмы в условиях конкурентной  и неконкурентной рыночной среды

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.

Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

 

12 Макроэкономические  проблемы экономической теории.

Макроэкономика явл-ся важнейшим разделом эк-кой теории, в котором исследуются функционирование национальной экономики как единого целого. К ключевым проблемам отн-ся: - формирование объема и структуры общественного продукта; - факторы и механизм экономического роста; - причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике; - взаимодействие денежного и реального секторов экономики; - природа и социально-экономические последствия инфляции; - факторы, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики и определяющие уровень безработицы; - воздействие государ-ой политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения; - влияние на состояние и развитие национальной экономики  международных экономических связей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"