Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Батраков Вадим ПГИИК 22.11.11 Шпоры Экономическая теория.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Номинальный ВНП — это ВНП, измеренный в текущих ценах. Его динамика может быть вызвана как изменением объема производства, так и общего уровня цен.

Реальный ВНП — это ВНП измеренный в постоянный ценах (ценах базисного периода). В отличии от номинального внп, на него измерение не влияет рыночная конъюнктура.

Для выявления реального изменения  объема национального производства с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение номинального ВНП  к реальному. Дефлятор ВНП — это  наиболее общий показатель, учитывающийся для измерения уровня инфляции в стране.

Наиболее  простой метод инфлирования и  дефлирования внутреннего национального  продукта — деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / индекс цен данного года

Валовой внутренний продук), общепринятое сокращение — ВВП  — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

  • номинальный — выражен в текущих ценах данного года.
  • реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен

ВВП рассчитывается 3 методами:

По доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций

Данная формула  характеризует ВВП по доходам  в Системе национальных счетов ООН, версия 2008 года.

Операционная разница  измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых  процентов, ренты или сходных  платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым  активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

По расходам

, где

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму(покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Экспорт — Импорт

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти, сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением  ценностей единицей или сектором.

По добавленной стоимости (или производственный метод)

ВВП = сумма добавленных  стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход  фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги

Общая добавленная стоимость = общий  уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции

Объём ВВП рассчитывается в настоящее  время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

 

Билет 8

  1. Рынок: понятие, функции, признаки, виды

 

Обыденное понятие  «рынок», под которым принято  понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли-продажи товаров, лишь частично отражает то содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономической наукой и хозяйственной практикой.

Функции рынка  весьма разнообразны. К важнейшим  из них относятся: коммуникативная, регулирующая, информационная, стимулирующая, санирующая, социальная.           

 Коммуникативная  функция заключается в соединении  производства и потребления и  обеспечение непрерывного процесса  общественного производства.           

 Функция регулирования общественного производства состоит в том, что через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей.

Информационная функция заключается в том, что рынок информирует производителей о потребностях, выполняя общественную оценку товара.

Суть стимулирующей  функции состоит в том, что  конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, удовлетворять самые разнообразные потребности, повышать качество товаров, снижать цены.

Санирующую  функцию рынок выполняет путем  дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной  деятельности.

Рынок выполняет  и определенную социальную функцию - он представляет возможность проявить и реализовать способности, инициативу, раскрыть творческий потенциал каждому желающему.

Классификация рынков:

Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы  конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической  конкуренции с дифференциацией  продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).

По виду товара: предметов потребления  и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак (оптовый, неорганизованный);

По потребительским товарам: (дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны называется Национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения  национальной экономики. Внутри него могут  выделяться региональные рынки.

Классификация по территории:

Местный

Региональный 

Национальный 

Межстрановых объединений 

Мировой.

Можно выделить также организованный, неорганизованный легальный - теневой.

Виды рынков:

Рынок товаров и услуг 

Рынок ценных бумаг 

Рынок кредитных ресурсов

Рынок недвижимости

Рынок средств производства

Рынок «ноу-хау» и другой информации

Рынок труда 

Финансовый рынок или рынок  капитала

Рынок ссудного капитала Фондовые биржи 

Национальные рынки различаются  валютой, налогами, национальными стандартами.

  1. Бюджетная политика государства

 

Под бюджетной  политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1.      Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2.      С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает  в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы  и их анализа используется консолидированный бюджет РФ, который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы  составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий  год, законы субъектов федерации  о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

 

Билет 9

  1. Теория спроса и предложения

 

Взаимодействие  покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными  элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.

Почему при  рыночной экономике так важны  цены? И как они определяются? 
Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Экономисты называют такое влияние цен функцией мотивации производства.

Спрос – это  желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.

При этом спрос  и величина спроса – это не одно и тоже. 
Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Закон спроса описывает  ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости. Для обоснования закона спроса можно предложить несколько аргументов:

1) ценовой барьер  – если цена товара повышается, то для определенных категорий людей этот товар становится недоступным и они отказываются от его покупки;

2) эффект дохода  – снижение цены на товар  экономит часть дохода покупателя, которая может быть потрачена  на увеличение потребления. Более  высокая цена приводит к обратному результату;

3) эффект замещения  – изменение величины спроса  на товар в результате изменения  его цены; по более низкой цене  покупатели стремятся приобрести  большее количество товаров вместо  подобных, которые стали относительно  дороже, т. е. потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например, йогурт продается замороженным, так же как и мороженое. Многие любители мороженого будут покупать замороженный йогурт, если цена на мороженое вырастет;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"