Шпаргалка по "Экономическое теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.
2-3Основные этапы развития эк теории
4.Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.docx

— 110.53 Кб (Скачать файл)

Рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. 
Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет что покупать на рынке и каком количестве. 
Закон спроса выражает: 
а) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров; 
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу. Но тем не менее при прочих равных условиях на рынке существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Предложение - количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цена и объем продаж товаров изменяются одновременно. 
На предложение влияют такие факторы как технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Но наиболее важным фактором, влияющим на предложение является цена товара. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товара называется кривой предложения. 
Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость 
Кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами. Равновесие возникает когда количество товаров, которые хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которые продавцы хотят продать. Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя эффектами:Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.Движение кривой спроса внутри осей координат осуществляется под влиянием неценовых факторов:изменение в денежных доходах населения;изменение в структуре населения;изменение цен на товары-заменители;изменение потребительских предпочтений под воздействием моды и рекламы.Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг:  
Сырье;Товары производственного назначения;Труд;Капитал; Товары потребительского назначения: изделия длительного пользования;изделия краткосрочного пользования;услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен 
В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов: 
цены на ресурсы;уровень технологий и производства;налоги и дотации;цены на взаимозаменяемые товары;ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;число продавцов. Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.Рынок совершенной конкуренции.В каких условиях конкурируют фирмы в данной отрасли?1)На рынке присутствует одновременно  множество фирм и покупателей. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену.2)Конкурентная фирма является «ценополучателем», который не может повлиять на цену своего продукта.3)Фирмы в данной отрасли производят однородную продукцию (стандартизированную).4)Отсутствуют барьеры для входа фирм в отрасль и выхода из нее.5)Все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, необходимых для производства. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.Монополия.Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок товара, не имеющего близких заменителей.1)На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.2)Монополист осуществляет контроль над ценой.3)Продукт монополии уникален.4)Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль.Рынок монополистической конкуренции.Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Основные характеристики данной рыночной структуры.1)На рынке действует множество фирм. Каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находиться в существенной зависимости от действий других.2)Барьеры для входа фирм в отрасль относительно невелики.3)Товар дифференцированный, то есть товар одной фирмы несколько отличается от товара конкурентов.Олигополия.Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые  действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке.1)Сговор или картель фирм. Он предполагает явное или молчаливое соглашение между фирмами, чтобы установить цены и объемы выпуска.2)Нескоординированная олигополия. При отсутствии сотрудничества между олигополистами поведение фирмы становится непредсказуемым. Рыночная цена будет колебаться между ее конкурентным и монопольным уровнями. Олигополистическая взаимозависимость может принимать различные формы.Лидерство в ценах. Фирмы не вступают друг с другом  в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам. Лидерство в ценах стоит в том, что все крупные изменения цен проводит одна фирма (обычно самая крупная), а остальные фирмы следуют за лидером.

16Показатели эластичности. Практическое значение теории эластичности.Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.1.)Ценовой показатель эластичности спроса.( эластичность спроса по цене ) показывает на сколько процентов изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага. Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным. Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.Эластичность спроса по цене зависит от факторов:1.Степень необходимости товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости менее эластичен по цене, чем на предветы роскоши.2.Наличие заменителей. Чем больше заменителей у данного товара,  тем эластичнее спрос на него по цене.3.Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя. Чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.4.Определение рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос.5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном. 2.) Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя. 3.) Коэффициент перекрестной эластичности спроса – мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены другого товара. Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.Ценовой показатель эластичности предложения (Эластичность предложения по цене) показывает, на сколько процентов измениться объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага. Для линейной функции предложения эластичность предложения является переменной величиной и зависит от расположения линии предложения относительно осей координат. В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов.В этом случае все факторы являются постоянными. Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения.

Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом.

Значение эластичности в микроэкономическом анализе.В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

1) определить размеры производства  отдельных товаров и услуг;

2 ) изучить поведение потребителей;

3 ) планировать ценовую политику предприятия;

4 ) формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5 ) прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.

Практическое значение коэффициента эластичности.Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.

Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

17 Теории поведения потребителя: кардиналистский и ординалистский подходы. Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя.Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.Полезность - это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.Различают общую и предельную полезность:Общая полезность (total utility) - это совокупная полезность всех потребляемых благ.Предельная полезность (marginal utility) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу.Основами кардиналистской концепции являются:4. Спрос определяется полезностью5. Полезность имеет абсолютное измерение.Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.Ординалистский подход основан на следующих положениях:4. Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.5. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.6. Инструментальный анализ спроса потребителя.Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.Кривая безразличия - это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.Бюджетная линия потребителя - это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода. К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара.

 

 

18 Предприятие (фирма): сущность, цели, внешняя и внутренняя среда. Сравнительное (конкурентное) преимущество и его обеспечение.ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешнюю среду подразделяют на: микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Конкурентная позиция - позиция, которую та или иная компания занимает в отрасли в соответствии с результатами своей деятельности или в соответствии со своими преимуществами или недостатками. Конкурентные преимущества формируются под влиянием множества факторов, которые фирма достигает, формулируя рыночную стратегию. 1. Стратегия лидерства в области затрат (преимущества по издержкам): ориентация на массовый рынок, расширение производства и сбыта, жесткий контроль затрат (за счет дешевого сырья, инвестиций в быстро окупающиеся предприятия, отказа от операций, требующих значительных расходов и т.п.), ориентация на повышение производительности труда, снижение уровня себестоимости и издержек обращения, обеспечение низких конкурентоспособных цен, что в свою очередь привлекает определенные группы покупателей (так называемых «экономных», ориентирующихся на цену, а не на качество товара).Опасность использования стратегии:1)При низких затратах возможна экономия на исследованиях, новых технологиях, развитии ассортимента и т.д., вследствие чего может устареть товар; конкуренты могут достичь меньших затрат с помощью новых технологий и т.д.2)Инфляция цен на сырье и т.д.2. Стратегия дифференциации, также ориентирующаяся на массовый рынок и создание уникального товара, привлекающего к фирме постоянных (лояльных к марке) покупателей, ориентирующихся не на цену, а на свойства товара (что позволяет фирме установить достаточно высокие цены). (Этой продуктовой дифференциации имеется альтернатива в виде сервисной дифференциации, набора продажных и послепродажных услуг, превосходящих по своему ассортименту и качеству те, которые предлагаются конкурентом).Опасность использования стратегии:1)Чем лучше осведомлены покупатели о товаре, тем хуже для производителя, покупателя труднее удержать из-за высокой цены;2)Возможна имитация (могут быть товары, похожие по упаковке, цвету и т.д. на данный марочный товар и иметь более низкую цену). Если товар имитатор хорошего качество, то особых проблем не создается. Если же товар имитатор плохого качества, то отрицательная реакция потребителей может перейти на имитируемый товар.3. Стратегия концентрации: концентрация средств и маркетинговых усилий на узком сегменте рынка. У фирмы есть выбор сфокусировать свои усилия на противодействии конкурентам (на основе изучения действий и реакции конкурентов), или воздействии на клиентов (максимальный учет их запросов), или комбинировать эти действия (так называемая фокусировка на рынок).

19Факторы производства, производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный периоды в производстве. Отдача от масштаба производства.Факторы производства - используемые в производстве ресурсы экономики. Их общая величина составляет производственный потенциал страны.Существуют различные классификации факторов производства. Основными факторами выделяются труд, земля и капитал.Труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Главное отличие труда от других факторов заключается в том, что труд является функцией жизнедеятельности человека. Труд всегда целесообразен и нацелен на пользу общества.В условиях рыночной экономики, где все факторы производства покупаются и продаются, труд приобретает форму рабочей силы. Рабочая сила - способность человека к труду.Земля - это все, что человек сам не создал, но использует в производстве, то есть естественные ресурсы, даровые блага природы. Данный фактор производства включает почвенный покров, водные ресурсы, полезные ископаемые. Этот фактор применяется и для добывающей промышленности, и для строительства, и для рыболовства.Капитал - это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. К данному фактору производства относятся жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура, товарно-материальные запасы. Капитал часто называют "инвестиционным ресурсом", так как инвестиции - это вложение денежных средств в экономику, в различные проекты по ее развитию.Кроме трех основных факторов принимается во внимание ряд дополнительных факторов производства: предпринимательская деятельность, технология, информация, экология, культура, социальные факторы (правовая культура), наукаОсобым фактором, который часто относят к основным факторам производства, является предпринимательская деятельность или предприимчивость. Это способность наиболее эффективно организовать производство, выбрать цели и методы их достижения, принять решения, то есть максимально использовать все факторы производства.Каждой комбинации факторов производства соответствует свой определенный результат. Зависимость между количеством применяемых факторов (затратами ресурсов) и объемом выпуска продукции называется производственной функцией.с микроэкономической точки зрения – техническое соотношение между количеством факторов производства, используемых в производстве, и объемом полученной продукции. Эта функция может быть представлена следующим образом: х = F(а1, a2, ..., аn ), где х – объем продукции, а1, a2, ..., аn – использованные факторы производства.  Как техническое соотношение, эта функция может быть определена только эмпирическим путем, посредством измерений на основе фактических показателей. Каждая фирма имеет свою, отличную от других фирм производственную функцию. 2. С макроэкономической точки зрения – технологическая взаимосвязь между объемом и различными факторами производства: землей, трудом, капиталом, техническим прогрессом и др. может быть представлена следующим образом: I = f (N, K, L), где I – продукт, N – труд, К – капитал, L – земля. Промежутки времени, в течение которых фирме приходится делать подобный выбор, относятся к краткосрочным периодам.Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю; услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.Принципиально иное решение должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный – свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года. тдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.Различают три положения отдачи от масштаба.Возрастающая отдача от масштаба - положение, при котором пропорциональное увеличение всех факторов производства приводит ко все большему увеличению объема выпуска продукта. Предположим, что все факторы производства увеличились в два раза, а объем выпуска продукта увеличился в три раза. Возрастающая отдача от масштаба обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, повышением производительности факторов вследствие специализации и разделения труда при росте масштаба производства. Во-вторых, увеличение масштаба производства зачастую не требует пропорционального увеличения всех факторов производства. Например, увеличение вдвое производства цилиндрического оборудования (такого как трубы) потребует увеличения металла меньше чем вдвое.Постоянная отдача от масштаба - это изменение количества всех факторов производства, которое вызывает пропорциональное изменение объема выпуска продукта. Так, вдвое большее количество факторов ровно вдвое увеличивает объем выпуска продукта.Убывающая отдача от масштаба - это ситуация, при которой сбалансированный рост объема всех факторов производства приводит ко все меньшему росту объема выпуска продукта. Иначе говоря, объем выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты факторов производства. Например, все факторы производства увеличились в три раза, а объем производства продукции - только в два раза.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическое теории"