Шведская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Экономика.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую  систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии  государства в поддержании баланса  между рыночной эффективностью и  социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика - это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.

Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью  следующих отличительных признаков.

1.Индивидуальная свобода.  Она необходима для децентрализованного  принятия решений и функционирования  рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика  должна быть обращена к людям,  которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста - создание  правовых основ, инфраструктуры  и стимулов для модернизации  производственных мощностей и  использования технологических  инноваций.

  5. Структурная политика - целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

6. Принцип поддержания  конкуренции. Достижение вышеперечисленных  целей не должно достигаться  за счет подавления или существенного  ограничения конкурентных начал  экономической деятельности.

7. Социальное партнерство.  Текущие вопросы найма и оплаты  труда решаются в двустороннем  порядке между работодателями  и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

 

3. Шведская модель.

 

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в  социально-экономическом отношении  государств. Он появился в конце 60-х  годов, когда иностранные наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание  в Швеции быстрого экономического роста  с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта  послевоенной Швеции - специфика отношений  между трудом и капиталом на рынке  труда. На протяжении многих десятилетий  важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров  о заключении коллективных договоров  в области заработной платы с  участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных  действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и  определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно  большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком  смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем  жизни и широким масштабом  социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет  однозначного толкования.

Основными целями модели, как  уже отмечалось, в течение длительного  времени были полная занятость и  выравнивание доходов. Их доминирование  может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Шведская модель организации  экономической и политической жизни  позволяет выделить те принципы, которые  обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий  уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём  главные из них:

* высокий уровень развития  политической культуры, кооперационный  характер отношений между разными  социальными слоями и группами  населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного  понимания коренных интересов,  признания их законного характера  и готовности решать даже самые  острые вопросы на основе социально  приемлемых компромиссов и научной  экспертизы (кооперационная культура);

 * в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

* в социальной области  - возрастание среди традиционных  факторов производства (труд - капитал  - технологии - природные ресурсы)  значения человеческого фактора  - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда,  которое получило выражение в  концепции ''человеческого капитала'' и социальной направленности  и экономической стабильности  общества и вызывающей к жизни  могучие созидательные силы социума  шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах  шведский тип организации жизни  общества обеспечивает высокий уровень  экономической эффективности и  высокие жизненные и экологические  стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом  рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.

Опыт Швеции интересен  в том отношении, что в ее социально-экономической  практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым  другим странам на стадии постиндустриального  общества, проявились исключительно  ярко и выпукло.

Шведская разновидность  государства всеобщего благоденствия  получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском ''доме для  народа'' высокий уровень жизни  и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения  через налоги и государственный  бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами  этого порогового минимума. Корпоративный  налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог  на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому  государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.

Экономическое регулирование  в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий  и широкий характер: государство  контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей  силы, а также цены через монопольное  законодательство и специальные  ведомства, такие, как Ведомство  по делам цен и картелей, Суд  по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо - омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В предвоенный период времени применялся контроль за ценами на аграрную продукцию, вместе с тем это ограничивало и рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в  Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие  места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения  Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные  работники правительственных или  муниципальных учреждений, либо как  получатели социальных пособий или  пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Швеция является пионером также и в отношении организации  действенной системы социального  партнерства, начало которому было положено еще в 1938г., когда Шведская федерация  профсоюзов и Шведская федерация  заключили ''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться  в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения  внешнеэкономической ориентации. В  последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические  правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической  системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.1

Высокая экономическая эффективность  промышленности Швеции и высокий  уровень благосостояния ее населения  основываются на развитом инновационном  секторе ее экономики и специализации  на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых  предприятий, на которых работает почти  треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает  примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые  предприятия делают наибольший вклад  в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально  ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые  негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному  труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что  взаимно согласились на корректировку  модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка  началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько  сокращены расходы на социальны  нужды, что привело к незначительному  снижению уровня жизни отдельных  слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.1

Информация о работе Шведская модель экономики