Что является предметом исследования экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Предмет экономической теории – совокупность производственных отношений между людьми, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе достигнутого уровня производительных сил.
Производство – процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития человеческого общества. Чтобы жить, людям необходимы пища, одежда, обувь, жилье и другие материальные блага и услуги. Для этого они должны трудиться. Любое общество погибнет, если перестанет производить материальные блага и оказывать услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

«Мировые» цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки («оптовая» и «розничная» цена).

Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

     Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

     Вышеизложенное доказывает, что утверждение не верно.

в) оптимальное распределение общественных благ определяется правилом MR=MC;

Общественные блага [publicgoods] — блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера.Правом пользования ими обладают все члены общества, без исключения (в отличие от частных и коллективных благ). К общественным благам всегда относят оборону государства, услуги по управлению и сохранению правопорядка, часто — образование и здравоохранение и т. п. Все они оплачиваются за счет населения, для чего государство собирает налоги. Общественные блага взаимодействуют с индивидуальными (частными) благами, особенно часто первые влияют на объемы и характер потребления вторых (напр., доступность и качество государственного образования влияют на выбор родителями частных школ для своих детей).

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать “мелкими” партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо.

Правило MR=MC является точным ориентиром увеличения прибыли для всех фирм на любом рынке. Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет вид: P = MR = MC.Цена равна предельным издержкам и предельному доходу, что представляет собой частный случай правила MR=MC.

    Вышесказанное доказывает, что утверждение верно.

г) анализ общего равновесия направлен на исследования взаимосвязей между отдельными рынками

    Анализ общего равновесия - одновременный анализ поведения всех агентов в экономике с учетом всех возможных эффектов обратных связей. Наиболее известные результаты этого вида анализа были опубликованы в 1959 г. Дж. Дебре, который основывался на работах Е.Л. Вальраса (1834-1910), доказавшего, что при определенных условиях экономика/хозяйство с совершенной конкуренцией (cм.: совершенная конкуренция (perfectcompetition) приведет к оптимальности, по Парето, (cм.: оптимальность по Парето (Paretooptimality). Этот результат был использован экономистами неоклассической школы для защиты идей расширения конкуренции внутри и между экономиками отдельных стран. Их исследования столкнулись с большими трудностями из-за сложности анализа. В результате анализ частичного равновесия (partialequilibriumanalysis), не будучи столь строгим и точным, зачастую оказывался более продуктивным, чем анализ общего равновесия.

     Вышеизложенное доказывает, что утверждение верно.

    4. Охарактеризуйте понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Каким образом определяется равновесный уровень реального ВВП в модели AD-AS?

Совокупный спрос (англ. aggregatedemand) — совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, иностранного сектора и государства.

Совокупный спрос

Совокупный спрос не является микроэкономическим параметром, то есть это не просто сумма всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других. Таким образом, данный параметр является спросом всех макроэкономических агентов экономики.

Совокупное предложение (aggregatesupply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВВП.

 

 

 

 

 

 


Совокупное предложение

Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

Реальный ВВП — валовой внутренний продукт, рассчитанный в ценах базисного года. Тесно связан с номинальным ВВП и определяется как отношение реального ВВП к дефлятору ВВП. Согласно системе национального счетоводства (СНС) реальный ВВП можно определить как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного рабочего), то есть ВВП = число отработанных часов × производительность труда. К числу важнейших факторов, определяющих реальный ВВП, относятся численность занятых, среднее количество отработанных часов, технический прогресс, объем капитальных вложений, уровень образования и профессиональная подготовка работников, эффективность размещения ресурсов.

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одной из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Равновесный уровень реального ВВП в модель AD-AS

      5.  Отношения к инфляции, обусловленной ростом издержек производства, не имеет: а) рост стоимости издержек на единицу продукции; б) увеличение зарплаты, опережающее рост производительности труда; в) рост процентной ставки; г) увеличение занятости и объем производства.

а) рост стоимости издержек на единицу продукции: Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

б) увеличение зарплаты, опережающее рост производительности труда: Если повышение зарплаты в масштабах всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. при неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

Это утверждение имеет отношение к инфляции, обусловленной ростом издержек производства.

в) рост процентной ставки: Другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек, обычно называется инфляцией, вызванной нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973–1974 гг. и в 1979-1980 гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличение издержек.

В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем предлагаемое простое разделение инфляции на два типа - инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо само излечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукты и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция, обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рост процентной ставки имеет отношение к  инфляции, обусловленной ростом издержек производства.

         г) увеличение занятости и объем производства: Инфляция является основным фактором, характеризующим окружающую проект среду, инвестиционный климат. Факторы окружающей среды в условиях России являются одними из самых трудно прогнозируемых. Одной из первых и наиболее сложных задач, требующих решения инвестора, является описание окружающей среды и прогноз тенденций ее развития. Первым и основным является инфляция. Она оказывает разнообразное влияние на оценку проектов, сильно осложняя ее.

Особенно сильное влияние на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывают такие факторы, как неоднородность инфляции по видам продукции и ресурсов. Если вести предложение о том, что инфляция имеет однородный характер, она все равно оказывает огромное влияние на показатели проектов за счет того, что, например, происходит изменение влияния запасов и задолженностей. Это означает то, что в условиях такой инфляции становится более выгодными большие запасы готовой продукции и большая дебиторская задолженность. Завышаются налоги за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды, изменяются фактические условия предоставления кредитов и займов. Нельзя также забывать и о том факте, что в нашей стране можно наблюдать несоответствие уровня инфляции и темпов роста курсов иностранных валют, что значительно затрудняет проведение анализа. Из-за инфляции не только переоцениваются финансовые результаты осуществления проекта, но и изменяется сам план реализации проекта (происходит изменение планируемых величин запасов задолженностей, необходимых заемных средств, объема производства и продаж). Это говорит о том, что даже проведение расчетов в твердой валюте или в натуральных показателях не может избавить от необходимости обязательного учета инфляции.

Увеличение занятости и объем производства не влияют на рост процентной ставки к инфляции, обусловленной ростом издержек производства.

     6. Укажите, верны ли утверждения:

     а) экономический рост – это возрастание номинального объема ВВП за определенный период;

Экономический рост – увеличение валового национального продукта за определенный период времени.  Различают экстенсивный и интенсивный экономический рост.

    Экстенсивный рост – увеличение ВНП за счет увеличения производственных мощностей.

Интенсивный рост – увеличение ВНП за счет внедрения новой техники и технологии, или нововведений.

Информация о работе Что является предметом исследования экономической теории