Центральный банк и кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. В этой работе я попытаюсь вкратце рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-кредитной политики, а также затрону мировой опыт использования инструментов данной политики.

Содержание

• Введение……………………………………………………………….. 3
• Роль и значение центрального банка.
Цель денежно-кредитной политики центрального банка………… 4
• Функции центрального банка……………………………………….... 6
• Мероприятия Банка России по совершенствованию
бан¬ковской системы и банковского надзора в 2011
году и на период 2012 и 2013 годов. .…………………………………. 9
• Типы денежно-кредитной политики………………………………... 11
• Инструментарий денежно-кредитной политики………………….. 12
• Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………………………….…………. 15
• Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году
и на период 2012 и 2013 годов ………………………………………...17
• Заключение……………………………………………………………... 22
• Список использованной литературы……………………………….. 23

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБ и кредитно-денежная политика.docx

— 78.33 Кб (Скачать файл)

введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на

привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и  отделений

и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за

оказание различных видов  услуг, процентных ставок; определение  номенклатуры

операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным

видам операций (контингентирование).

Административные методы,  как правило, используются в странах  с развитой

системой государственного планирования экономики. Правда, довольно  часто

административное регулирование  преимущественно применялось в  странах с

рыночной организацией хозяйственной  жизни,  но  лишь на период глобального

кризиса.  Так, в США  такие денежно-кредитные инструменты  ФРС применяла в

эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской  войны.

Банк России чаще использует такие административные меры как  регулирование

общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами

единой государственной  денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения  включают установление лимитов на

рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных

банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные

ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой

государственной денежно- кредитной  политики после консультаций с

Правительством РФ.

Банк России устанавливает  роста одного или нескольких показателей  денежной

массы исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной

политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в

Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на

предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется

Президенту РФ и Правительству  РФ. Основные направления денежно-кредитной

политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и

прогноз развития экономики  РФ; основные ориентиры, параметры и  инструменты

денежно-кредитной политики.

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и

регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование

которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает

установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы

экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых

ограничений или льгот  увязываются с масштабом операций) и корректирующие.

Использование налоговых  методов является прерогативой финансовых органов, в

то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.

К нормативным методам  воздействия относится использование  таких инструментов

воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных  ресурсов,

коэффициенты ликвидности  и достаточности банковского  капитала, а также иные

виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых

в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом

рынке.

Нормативные методы применяются  путем установления и периодического пересмотра

в сторону увеличения или  уменьшения  контрольных цифр в  виде  соотношения

двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых

нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени. Основным     нормативным инструментом является изменение нормы обязательных  резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает

нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной

власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, всех

юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные  акты Центробанка

не могут противоречить  федеральным законам. Они вступают в силу со дня их

официального опубликования  в официальном издании Банка  России («Вестнике

Банка России»), за исключением  случаев, установленных Советом  директоров и

эти документы не имеют  обратной силы. Нормативные акты Банка  России

обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в  полном объеме

отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.

Корректирующее воздействие  осуществляется путем проведения кредитных

операций Центральным  банком (когда Центробанк выступает  в качестве кредитора

в последней инстанции) и  операций с ценными бумагами, которые  могут

проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых  масштабах и с

нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более  быстро. Эта

форма воздействия отличается  гибкостью  и оперативностью,  возможностью

оказывать стимулирующее  либо  ограничивающее воздействие  на кредитно-

депозитную эмиссию в  зависимости от ситуации.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики, которые

использует Банк России являются:

1)процентные ставки по  операциям Банка России;

2)нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные

требования);

3)операции на открытом  рынке;

4)рефинансирование банков;

5)валютное регулирование;

6)установление ориентиров  роста денежной массы;

7)прямые количественные ограничения.

 

Можно увидеть, методы денежно-кредитной  политики Центробанка РФ уже не

ограничиваются преимущественно  административными мерами. Такой  инструментарий

оглашен в законе о Банке России.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного  типа с

сильными традициями высококонкурентных  рынков. В частности, Федеральная

Резервная Система, осуществляя  контроль за финансовыми посредниками,  в

настоящее время  меньше  использует административных методов.

В большинстве стран в  целях управления и регулирования  банковских операций

Центральный банк ориентируется  в  основном  на использование  экономических

методов, работая, впрочем, и  с административными инструментами. Согласно

установкам официальной  денежно-кредитной политики разрабатываются  основные

мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период,

определяются наиболее эффективные  в данный момент методы  управления и

инструменты воздействия  на деятельность банков.  Тактические  действия на

краткосрочных временных  отрезках во многом определяются долгосрочными

стратегическими планами,  не нарушая сложившейся системы  приоритетов.

В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически

закрепляется  переход  от чисто административных к использованию экономических

методов регулирования денежного  обращения и кредитной эмиссии,  уровня

банковских процентных ставок.

Принципы взаимоотношений  Центрального банка с коммерческими  банками построены

так, чтобы минимизировать вмешательство государства в  действия субъектов

рыночной экономики: Центральный  банк не имеет права вмешиваться  в текущую

деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные  функции

ограничиваются  пределами  действия  соответствующих законов  и направлены на

поддержание стабильности денежно-кредитной  системы,  но  не  тотальный

контроль за банками второго уровня.

В сегодняшних условиях инструментами  реализации  установок денежно-кредитной

политики,  проводимой  Центральным  банком,  должны стать  минимальные

резервных требования, определение  размеров рефинансирования коммерческих

банков и установление учетной  ставки, а также операции на открытом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения  эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости    би-валютной корзины.

Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 201 2 и 2013 годов».

Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения  эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения  доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

Информация о работе Центральный банк и кредитно-денежная политика