Центральный банк: основные функции и операции. Роль ЦБ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Важным фактором развития современной экономики является Центральный банк Российской Федерации. Его роль в экономике страны достаточно велика, но не однозначна, ведь Центральный банк может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику. Эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием кредитно-денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. В связи с этим в качестве темы исследования в данной работе был выбран Центральный банк: его функции и влияние на рыночную экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Центрального банка РФ………………..5
Понятие Центрального банка и его основные функции………………………..….....5
1.2 Операции Центрального банка……………………………………………………….11
Глава 2. Нормативно-правовая база функционирования ЦБ РФ………………………14
2.1 Особенности правового статуса Центрального банка РФ……………………….…14
2.2 Принцип независимости Центрального банка РФ………………………………….18
Глава 3. Антикризисные меры, предпринимаемые центральным банком РФ………..22
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………..……29

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

      Для коммерческих банков, осуществляющих свои расчеты через систему межфилиальных оборотов, устанавливается объем кредитных вложений за счет привлеченных ресурсов, в том числе централизованных (прямой метод). Однако, как лимиты выпуска наличных денег в обращение, так и ограничение безналичной депозитной эмиссии устанавливаются без увязки с основными макроэкономическими показателями и прочими факторами, влияющими на величину денежной массы.

1.2 Операции  Центрального банка

   Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. Активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.

К пассивным операциям Центральных банков относятся:

  • эмиссия банкнот (доля до 90-95 % от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на покупке государственных бумаг, кредитовании коммерческих банков, а также увеличении золотовалютных резервов. Активы Центрального банка обеспечивают банкнотную эмиссию. В этом проявляется взаимосвязь активных и пассивных операций Центрального банка. От таких активных операций, как ссуды банкам, покупка золота, иностранной валюты и государственных ценных бумаг зависят размеры пассивной операции «эмиссия банкнот».
  • прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов Центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты.
  • хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах Центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в Центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет.
  • привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других Центральных банков. В ряде стран Центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются Центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.

К активным операциям Центральных  банков относятся:

  • учетно-ссудные – купля-продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года.
  • ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются Центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.
  • инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Такие операции осуществляются с различными целями. Во-первых, покупка Центральными банками государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства с целью покрытия бюджетного дефицита. В портфеле Центрального банка обычно находится незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не Центральные банки, а коммерческие банки, а также другие кредитно-финансовые учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка государственных ценных бумаг осуществляется Центральными банками с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения кредитно-денежной политики. Центральные банки используют покупку векселей у коммерческих с целью увеличения их ресурсов. Эта операция называется переучетом, так как Центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, уже купленных коммерческими банками у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством Центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.
  • купля-продажа золота и иностранной валюты1.

      Операции Центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов.

К активным статьям относятся:

  • драгоценные металлы;
  • средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
  • кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям - резидентам и нерезидентам;
  • ценные бумаги, включая государственные бумаги;
  • прочие активы.

К пассивным статьям относятся:

  • наличные деньги в обращении;
  • средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства Российской Федерации, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;
  • средства в расчетах;
  • капитал;
  • прочие пассивы.

   Как и в любом балансе, активы Центрального банка должны быть равны пассивам.

 

Глава 2. Нормативно-правовая база функционирования ЦБ РФ

2.1 Особенности  правового статуса Центрального  банка РФ

     Правовой статус Центрального банка Российской Федерации с самого момента его создания стал предметом для дискуссий среди юристов. Дело в том, что этот статус характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны Центральный банк РФ является юридическим лицом (что закреплено в ст. 1 Закона о Центральном банке), осуществляет банковские операции, получает прибыль, то есть является частью банковской системы; с другой стороны Центральный банк РФ наделен государственно-властными полномочиями – он осуществляет нормативное регулирование, надзор за функционированием кредитных организаций и т.п., то есть осуществляет функции, характерные не для кредитной организации, а скорее для государственного органа.

     Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики. Как отмечает А. Г. Братко, «необходимость в центральном банке порождает двумя детерминациями - рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, - функцию перераспределения финансов. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства»

      В этом состоит сущность Центрального банка РФ и этим обусловлен его двойственный правовой статус. По поводу его статуса в литературе ведутся непрекращающиеся споры. В основном, они ведутся по двум направлениям:

а) можно ли считать Центральный банк РФ органом государственной власти;

б) какую организационно-правовую форму имеет Центральный банк РФ как юридическое лицо.

      По поводу того, является Центральный банк органом государственной власти, существует две точки зрения. Так, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Центральный банк является одним из органов государственной власти»1. Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако даже они признают, что «Центральный банк... не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова».2 Такую оговорку авторы делают, так как Центральный банк РФ не может быть включен ни в одну из ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

      Анализируя Конституцию РФ, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к выводу, что единая система государственной власти не исчерпывается федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно существование и других органов. В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций».

      В пользу такой точки зрения говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Центральный банк РФ наделен рядом полномочий, характерных только для органов государственной власти. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, издавать в форме указаний, положений, инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц. Издание обязательных для исполнения нормативных актов - прерогатива органа государственной власти. Также Центральный банк РФ имеет право осуществлять надзор в банковской сфере. В соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям. Такие полномочия также характерны для государственного органа.

     Другой точки зрения придерживается А. Г. Братко. Он считает, что Банк России не является органом государственной власти, и приводит следующие аргументы: в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк Росси не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом1.

     Как мы уже выяснили, все авторы сходятся на том, что Центральный банк РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей власти. Само по себе это не может быть основанием для того, чтобы исключить Центральный банк РФ из числа государственных органов - ведь и Президент РФ не входит ни в одну из трех ветвей власти. Но тогда возникает противоречие между ст. 11 и 75 Конституции РФ, так как ст. 11 не относит Центральный банк РФ к самостоятельным органам государственной власти, а ст. 75 считает его органом государственной власти.

      Данное противоречие, по моему мнению, должно быть разрешено в соответствии со ст. 16 Конституции РФ, в которой указано, что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Так как ст. 11 Конституции РФ относится к основам конституционного строя, она имеет большую юридическую силу, нежели ст. 75 Конституции РФ. Следовательно, нельзя признать Центральный банк РФ государственным органом.

     Схожей точки зрения придерживается А. С. Голубев. Он отмечает, что «по статусу Центральный банк равен органам государственной власти (т.е. издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти, граждан, и т.д.), но только в рамках определенных полномочий»1. Необходимо также упомянуть определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2. В нем Конституционный Суд РФ указывает, что полномочия Центрального банка РФ по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Однако напрямую Центральный банк РФ в данном определении не был назван государственным органом.

     Центральный банк РФ не является государственным органом. Его можно лишь назвать организацией с полномочиями государственного органа. Так как Центральный банк РФ является юридическим лицом, встает вопрос о том, какова его организационно-правовая форма. Прежде всего необходимо отметить, что, несмотря на название, Центральный банк РФ (Банк России) не является банком в том смысле, в каком этот термин понимается в законодательстве. Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банк - это разновидность кредитной организации, а организационно-правовой формой кредитной организации является хозяйственное общество. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, хозяйственные общества являются коммерческими организациями, то есть целью их деятельности является извлечение прибыли.

     Однако Центральный банк РФ не является коммерческой организацией. В соответствии со ст. 3 Закона о Центральном банке получение прибыли не является целью его деятельности. Также Центральный банк РФ не является хозяйственным обществом, так как его капитал не разделен ни на доли, ни на акции, у него нет учредителей, акционеров и участников. Поэтому Центральный банк РФ юридически не является банком.

     Насчет организационно-правовой формы Центрального банка РФ также существует несколько точек зрения. Не подлежит сомнению, что он является некоммерческой организацией. Я. А. Гейвандов считает, что «среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма - государственное учреждение»1. Однако с этой точкой зрения нельзя согласиться. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется создавшим его собственником полностью или частично. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2 Закона о Центральном банке). Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Государство не отвечает по обязательствам Банка России (ст. 2 Закона о Центральном банке).

     Л. Г. Ефимова считает, что Банк России - государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения2. С данной точкой зрения нельзя согласиться хотя бы потому, что в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а Центральный банк РФ - некоммерческая организация.

     Гораздо ближе к истине точка зрения О. М. Олейник. Она считает, что применение цивилистического понятия юридического лица в данном случае невозможно, так как правовое положение Банка России включает в себя и публично-правовые компоненты3. Данную точку зрения поддерживают Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин и Е. Г. Хоменко, которые считают, что «Банк России является юридическим лицом особой организационно-правовой формы, не известной отечественному праву»4.

     Центральный Банк РФ действительно существует в виде особой организационно-правовой формы. Но никакого противоречия с законодательством нет. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Такой формой и является Центральный банк РФ. Как отмечает С. А. Голубев, «Центральный банк существует в форме Центрального банка. Род и вид в данном случае совпали»1.

2.2 Принцип  независимости Центрального банка  РФ

     В соответствии со ст. 1 Закона о Центральном банке РФ свои функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость Центрального банка РФ в принятии решений, отнесенных к его компетенции - характерная особенность его правового статуса. Подавляющее большинство центральных банков в той или иной степени также обладают независимостью от органов государственной власти своих стран. В таком положении дел заинтересовано и государство, и общество, и участники экономических отношений. Вот что по этому поводу пишет А. Г. Братко: «Общество объективно заинтересовано в том, чтобы государство считалось с независимостью Центрального банка... Кредитование бюджетного дефицита в принципе нежелательно. Соответственно в условиях независимости Центрального банка государство стимулирует к тому, чтобы разумно устанавливались и собирались налоги, разумно формировался, разумно расходовался и контролировался бюджет. Практически проблема сочетания интересов в государственном регулировании экономики в различных странах сводится подчас к тому, что выборная власть, исполнительные органы редко бывают озабочены успешным решением таких экономических вопросов, реальный результат которых наступит позже, чем сроки их переизбрания... В то же время решение финансовых и банковских проблем зачастую требует планомерных, последовательных и долгосрочных усилий»1.

Информация о работе Центральный банк: основные функции и операции. Роль ЦБ в экономике страны