Централизованно-управляемая и рыночная экономическая система: сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей централизованно-управляемой и рыночной экономических систем. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
проанализировать понятие и содержание экономической системы;
изучить классификации экономических систем;
исследовать особенности рыночной экономической системы;
исследовать особенности централизованно-управляемой экономической системы;
провести сравнительный анализ этих двух систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
Сущность экономической системы……………………………….5
Понятие и содержание экономической системы………………....5
Классификация экономических систем……………………………8
Особенности рыночной и централизованно-управляемой экономических систем……………………………………………………11
Централизованно-управляемая экономическая система……..….11
Рыночная экономическая система……………………………….18
Сравнительный анализ этих систем………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Библиографический список…………………………………...………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 51.89 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Особенности рыночной и централизованно-управляемой экономических систем
    1. Централизованно-управляемая экономическая система

 

Централизованно управляемая экономика была исторически первой экономической системой, которую часто называют организованной иерархией или инструментальной экономикой. Она характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к составлению и осуществлению хозяйственных планов. 1

Простая централизованно управляемая экономика» или «обособленное хозяйство», которое занимает в истории столь важное место, решает проблему хозяйственного учета относительно просто. Но как обстоит дело с централизованно управляемым хозяйством, которому вследствие его величины необходим особый административный аппарат, т.е. с «централизованно-административной экономикой»?

Здесь размеры хозяйства и количество подлежащих оценке товаров не позволяют производить прямое количественное измерение ценности. В то время как в условиях меновой экономики редкость отдельных благ проявляется в ценах и меновых ценностях, централизованно-административная экономика не располагает каким-либо эффективным методом для точного измерения редкости отдельных средств производства и продуктов. Вследствие этого руководство оказывается не в состоянии использовать имеющиеся в наличии рабочую силу и средства производства в соответствии с их действительной редкостью. Однако в исторической реальности элементы централизованно-административной экономики в

большинстве случаев переплетаются с элементами меновой экономики. Например, по указаниям центральной администрации могут производиться и распределяться лишь отдельные сельскохозяйственные продукты. В таких случаях цены меновой экономики создают определенную основу для хозяйственного учета. Эта основа тем прочнее, чем слабее воздействие элементов централизованно-административной экономики и чем более они отступают перед явлениями меновой экономики. В других же случаях, как учит история, хозяйственный учет и, тем самым, вообще точное управление экономикой наталкиваются на величайшие трудности.

Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это - система «меновой экономики»2.

В странах с централизованно-управляемой системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Историческое исследование показывает, что система «централизованно управляемой экономики существовала и существует в двух формах: как «простая централизованно управляемая экономика» (обособленное хозяйство) или как «централизованно-административная экономика». Элементы этой экономической системы имели место не только в некоторых странах и в отдельные времена, например в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия - они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики. Эти две формы реализуются в трех вариантах.

Тотальная централизованно управляемая экономика.

Она характеризуется тем, что в ней вообще не допускается обмен. Использование производительных сил, распределение продуктов и их потребление осуществляется по указанию центрального руководства. Проявления этого варианта встречаются довольно часто: в семейных хозяйствах прошлого и настоящего; в крупных централизованно-административных хозяйствах, относящихся к разным культурам, а также, например, при административном регулировании распределения жилой площади, квартирной платы и охраны прав квартиросъемщиков в последние десятилетия.

В тотальном и в обоих других вариантах централизованно управляемой экономики центральная инстанция указывает каждому его профессию и его рабочее место. Рабочий не может реализовать собственную волю при выборе рабочего места и при выборе профессии. Рабство, государственное или частное, и крепостничество во многих его ипостасях составляют в совокупности первую важнейшую форму трудовых отношений в централизованно управляемой экономике. Ограничения на свободу передвижения, выбор профессии и смену места работы, существующие сегодня во многих странах, тоже относятся к этой системе и могут рассматриваться как вторая, более мягкая форма централизованного управления трудом. Третьей формой является экономическая зависимость молодого поколения от старшего, которая до сих пор сохраняется, например, в Китае, где профессия и род деятельности всех членов семейного хозяйства определяются старейшиной семьи. В централизованно управляемой экономике трудовые отношения не принимают форму трудового соглашения.

Централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления.

В чистом виде централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления, казалось бы, мало чем отличается от первого варианта. В действительности же различие между ними весьма существенное. Возникает принципиально новое обстоятельство: единоличное господство планирующего центра подрывается из-за того, что потребности и хозяйственные планы отдельных получателей предметов потребления также имеют возможность хотя бы отчасти заявить о себе. Здесь уже нет «монизма» в чистом виде, и возникает определенный «плюрализм» планов. При обмене образуются «меновые ценности». Определенное количество хлеба некто обменивает на определенное количество мяса, или сахара, или ткани, или сигарет. Если этот обмен предметами потребления не является случайной сделкой, а имеет долговременный характер, то образуются рынки и цены, начинает использоваться всеобщее средство обмена - деньги. Рынки, правда, играют абсолютно второстепенную роль по сравнению с центральным руководством и его решениями; хозяйственные планы отдельных индивидов строжайшим образом подчинены хозяйственному плану центрального руководства. Несмотря на это, возможность обмена чрезвычайно важна для получателя предметов потребления, потому что он может выменять те предметы, в которых остро нуждается, на выделенные ему предметы, в которых он нуждается меньше. В каждом обществе с тотальной централизованно управляемой экономикой возникает следующая проблема: центральная инстанция не располагает надежными средствами для того, чтобы выяснить потребности членов общества. Между потребностями получателей потребительских благ и хозяйственными решениями руководства нет координации. Но благодаря обмену предметами потребления между их получателями в этом втором варианте централизованно управляемой экономики могут быть компенсированы, по крайней мере, наиболее крупные ошибки в распределении благ, что имеет для потребителей важное практическое значение.

Централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором.

В чем состоит свободный выбор потребителя? Он существует тогда, когда отдельный человек покупает в пределах своего дохода то, что он хочет. Кажется, что такую ситуацию легко отличить от принудительного потребления, когда центральная инстанция сама определяет, что получит каждый человек. Но центральная инстанция может влиять на структуру потребления и другими средствами, помимо приказов и рационирования. Например, она может изменить вид сырья, идущего на изготовление потребительских товаров, как в случае замены шерсти, хлопка и шелка штапельным волокном и искусственным шелком. Управление потреблением происходит здесь без принуждения в отношении конечного потребителя, через замену сырья, которую потребитель чувствует не сразу из-за похожести новых текстильных товаров на прежние. Можно ли в данном случае сказать, что имеет место принуждение в сфере потребления? Нет! Отдельный человек все еще может сам решать, какие из предложенных потребительских товаров он хочет купить. Можно называть это состояние «ограниченно свободным потребительским выбором» в отличие от «неограниченного свободного потребительского выбора». Но принуждение в сфере потребления начинается только с того момента, когда возникает давление извне, когда потребитель вынужден получать или покупать определенные блага на основе приказа центральной инстанции или под давлением общественного мнения, то есть когда он не может реализовать собственную волю.

В государстве с централизованно управляемой экономикой при свободном потребительском выборе отдельные граждане могут доводить свои хозяйственные планы до центрального руководства через спрос. Сколько требуется обуви и какой, сколько и какой мебели - все это устанавливается исходя из размеров спроса на соответствующие товары.

Центральная инстанция может вести себя по отношению к индивидуальным хозяйственным планам двояким образом. Во-первых, она может попытаться исключить или уменьшить влияние индивидуальных планов на свой план. Для этого у нее хватает властных средств. В частности, она может, как единственный продавец всех потребительских товаров, подавить своей ценовой политикой воздействие индивидуальных хозяйственных планов на управление экономикой. Если, например, растет спрос на обувь при сохраняющемся уровне цен, то центральная инстанция может ответить на такое увеличение потребностей повышением цен на обувь. Это снизит до прежнего уровня количество обуви, на которое предъявляется платежеспособный спрос, сохранит стабильный уровень производства и избавит центральный хозяйственный план от влияния индивидуальных потребностей. Во-вторых, центральное руководство может попытаться использовать объем спроса как показатель потребностей населения. На ежегодное повышение спроса на обувь по определенной цене оно может ответить увеличением ее производства, благодаря чему потребности населения станут удовлетворяться лучше. Это означало бы, что центральное руководство стремится составить свой хозяйственный план с учетом хозяйственных планов граждан. Если оно действительно делает это, то его хозяйственный план зависит от множества хозяйственных планов тех, кто предъявляет спрос на блага. Этот второй случай третьего варианта можно отнести уже к меновой экономике: администрация-монополист, которая владеет всеми рынками, пытается снабжать потребителей по принципу «наилучшего обслуживания».

 

 

    1. Рыночная экономическая система

 

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

     Чтобы разобраться  в деталях функционирования рыночной  экономики, необходимо понять главную  особенность этой системы. Рыночная  экономика - это такая экономическая  система, в которой фундаментальные  экономические проблемы - что, как  и для кого производить - решаются  главным образом через рынок, в центре которого находится  конкурентный механизм формирования  цен на продукты и факторы  производства. Цены формируются  в результате взаимодействия  спроса на продукцию и предложения  продукции. Именно цены на рынке  указывают, что производить и  какие ресурсы использовать3.

Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности.

На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

 В качестве производителей  и потребителей на рынке могут  выступать различные экономические  агенты, или субъекты, рынка. Экономические  агенты - это участники рыночных  экономических отношений, обладающие  собственностью на факторы производства  и принимающие экономические  решения. Основными экономическими  агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение  каждого экономического агента  зависит от его собственности  на ресурсы. Например, если экономический  агент обладает лишь собственной  рабочей силой, то его возможности  влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки

ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.

В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и предприятиями формируется общий объем производства в экономике. Домашних хозяйств и фирм в экономике великое множество.

Информация о работе Централизованно-управляемая и рыночная экономическая система: сравнительная характеристика