Цели вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Затянувшиеся переговоры по присоединению России к странам участникам ВТО все больше и больше позволяют разрешить спорных вопросов, затрагивающих выгоду российской экономики. Однако при этом срок возможного присоединения откладывается все далее. В перспективе Россия должна войти в состав ВТО в третьем квартале 2008 года. Однако этот прогноз не является точным.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.
Таким образом, исследование перспектив российских предприятий от присоединения к ВТО в настоящее время обосновывают актуальность темы.

Содержание

1. Введение……………………………………………..………3-4
2. Предпосылки вступления…………………………………..4-8
3. Конкретные цели…………………………………..………..8-9
4. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику……………………………………………………9-11
5. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО…..11-20
6. Источники информации………………………………....…20

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

  - создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 

  - расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере; 

  - создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок; 

  - участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов; 

  - улучшение имиджа России  в мире как полноправного участника  международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Влияние вступления в ВТО  на российскую экономику.

В настоящее время достаточно распространено мнение, что российский бизнес не готов  к вступлению в ВТО и нужно  повысить уровень протекционизма, чтобы  дать бизнесу возможность подготовиться. Концепция, что бизнес сможет подготовиться базируется на так называемой теории «зарождающихся отраслей»: новые отрасли, в которых силен эффект «обучения в процессе производства», лучше и быстрее развиваются в том случае, когда у них есть большой рынок сбыта, позволяющий в полной мере использовать эффект отдачи от масштаба. Считается, что именно такая политика позволила Японии и странам Юго-Восточной Азии осуществить скачок в своем развитии. К сожалению, в большинстве стран, которые пытались повторить этот опыт (Латинская Америка, Индия), протекционистская политика не принесла желаемых результатов. В частности, попытка использовать тарифы, чтобы дать национальным предприятиям повысить свою конкурентоспособность в условиях ограничения международной конкуренции, была предпринята в России в конце XIX века. Тарифы были повышены в связи с неготовностью предприятий к функционированию в условиях свободной торговли. Но так как у предприятий не было стимулов совершенствовать свою конкурентоспособность, Россия не смогла преодолеть своей технологической отсталости от Запада с помощью политики протекционизма. Подобная картина наблюдалась и в 90х годах: десятилетний опыт закрытия банковского сектора в связи с его «неразвитостью» способствовал сохранению «недоразвитости» этого сектора.

В то время как протекционизм  позволяет увеличить спрос и  тем самым улучшить финансовые возможности  и воспользоваться преимуществами возрастающей отдачи от масштаба, он абсолютно  убивает стимулы к повышению  конкурентоспособности. В связи  с этим, в последнее время более  перспективной, с точки зрения ее влияния на экономический рост, считается  политика либерализации торговли.

Какой эффект либерализация торговли и конкуренция с иностранными товарами оказывают на российскую экономику? Это один из самых важных вопросов в связи с вступлением в  ВТО. Если перспективы дальнейшего  роста в экономике России связаны, в основном, с экономической либерализацией, а не с протекционизмом, то это  покажет, что Россия готова к существованию  в глобальной экономике, а если нет  – то она никогда не будет готова без проведения политики, направленной на интеграцию в глобальную экономику.

В ЦЭФИР был проведен анализ того, как различный уровень конкуренции  с иностранными товарами влияет на общую производительность факторов и другие характеристики российских предприятий. Все предприятия были разделены на 5 групп по принадлежности к отраслям: экспортоориентированные предприятия (принадлежащие отраслям, где доля экспорта в выпуске превосходит 30%, доля импорта меньше 30% и индекс внутриотраслевой торговли находится на низком уровне5), импортозамещающие предприятия, сталкивающиеся с высоким уровнем конкуренции с импортом (подгруппа предприятий, производство которых направлено на импортозамещение, из отраслей, где доля импорта более 80%), и предприятия из секторов с высоким уровнем внутриотраслевой торговли (индекс внутриотраслевой торговли больше 50%), а также предприятия, производящие неторгуемые на международном рынке товары (все остальные). В ходе исследования было выяснено, что импортозамещающие отрасли опережают все другие по показателям общей производительности факторов и капиталу. Таким образом, появилось доказательство плодотворного влияния конкуренции с импортом на реструктуризацию российских предприятий.

Затем был проведен более детальный  регрессионный анализ эффекта конкуренции  с иностранными предприятиями за ранние годы либерализации торговли (1993-96). Оценки общей производительности факторов проводились отдельно по следующим  группам отраслей: химическая, машиностроение (в разбивке на тяжелое машиностроение, приборостроение и электронику, и производство средств транспорта), бумажная, легкая, промышленность строительных материалов и пищевая. В результате, в среднем по обрабатывающей промышленности наблюдается положительный эффект со стороны импорта на производительность, причем есть эффект и за счет роста конкуренции и за счет роста качества комплектующих. Рост конкуренции является наиболее существенным фактором в деревообрабатывающей и пищевой промышленностях. В машиностроении, промышленности строительных материалов и в легкой промышленности наблюдается существенный положительный эффект от использования импортных комплектующих.

Итак, результаты показывают, что конкуренция  с импортом и использование импортируемых  компонент положительно влияют на общую  производительность факторов на российских предприятиях, а значит и на экономический  рост. Таким образом, скорее всего  в России наиболее благоприятной  для экономического роста окажется именно политика либерализации торговли, а не протекционистская политика. В этих условиях вхождение в ВТО, воздействуя на уровень потенциальной конкуренции, предоставляет мощный и по-своему уникальный инструмент давления на отечественные предприятия, подталкивая их к реструктуризации и выходу из бизнеса менее производительных предприятий.

О ходе переговоров по присоединению  России к ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Переговорный  процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован  на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического  режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией  первоначальных предложений по доступу  на рынок товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и  проект Списка изъятий из режима наибольшего  благоприятствования (РНБ). Начиная  с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На  современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно  установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО  в Женеве. Речь идет об официальных  и неофициальных заседаниях РГ, переговорах  по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения  российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа  иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми  членами Рабочей группы по присоединению  России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

Осталось  завершить переговоры с 3 странами-членами  РГ: с США, Австралией и Колумбией.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный  уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в  настоящее время, и в первый год  после присоединения России к  ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению  с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается  ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать  ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике.

Помимо  обсуждения тарифных аспектов, эти  переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного  сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г. Дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу на  рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Переговоры  по услугам продолжаются в настоящее  время с США и Австралией.

Наиболее  сложно переговоры продвигаются по "таким  чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для  ведущих стран-членов ВТО. Кроме  того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий  доступа на российский рынок поставщиков  услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По  итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных  классификацией ВТО. В некоторых  случаях позиция России предусматривает  более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг  на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством. Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие  российского законодательства и  правоприменительной практики положениям  ВТО. Основные обеспокоенности  членов РГ касаются применения  ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних  требований, предъявляемых к импортным  товарам в сфере нетарифных  мер (алкоголь, фармацевтика и  др.), а также в области применения  санитарных и фитосанитарных  мер, системы субсидирования промышленности  и т.д. Участники переговоров  требуют безусловного выполнения  этих “стандартных” положений  с момента присоединения России  к ВТО; 

Информация о работе Цели вступления России в ВТО