Характерные особенности малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач
За 1992-1995 года число малых предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность, возросло почти в 20 раз. Но в 1996 году впервые за годы реформ зафиксировано снижение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Развитие малого предпринимательства
1.1. Характерные особенности малого предпринимательства. . . . . . . . . 4
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1. Государственная политика в области малого
предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4. Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Эконом теории.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Сегодня поддержку малому предпринимательству в России стремится  оказывать ряд предпринимательских  ассоциаций и объединений (в том  числе путем представления интересов  российского предпринимательства  в органах государственной власти).

 

Среди отечественных негосударственных  организаций, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, наиболее известны Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, Морозовский  проект, ассоциация «Технопарк» и  Торгово-промышленная палата РФ.

Морозовский проект - широкомасштабная программа развития предпринимательской  активности путем подготовки и переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым  стандартам; отбора наиболее перспективных  из них и поиска потенциальных  инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки  предпринимателей и инвесторов и  др. Реализуются цели и задачи Морозовского проекта через систему взаимодействия вузов - учредителей Академии менеджмента  и рынка и сети учебно-деловых  и опорных центров во многих регионах России.

Перспективная цель Морозовского проекта - создание системы поддержки  малого предпринимательства в регионах России.

Другой пример общественной организации, оказывающей всестороннюю поддержку отечественным предпринимателям - Торгово-промышленная палата РФ, свыше 80 % членской базы которой составляют малые и средние предприятия.

Среди конкретных примеров поддержки отечественного малого бизнеса  ТПП можно назвать участие  в подготовке федеральной и региональных программ развития малого бизнеса , в обсуждении Налогового кодекса и федерального бюджета. ТПП категорически возражает против отмены так называемых налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса, считает недопустимым тот факт, что в федеральном бюджете на 1998 год не предусмотрено было выделение средств на нужды малого предпринимательства и другое.

 

Нельзя не упомянуть о  различных международных программах поддержки российского предпринимательства. В роли «доноров» выступают правительства  зарубежных стран и международные  финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции  и развития). Поддержка оказывается  в виде консультаций, а также различных форм финансирования.

Так, по данным группы поддержки  программ Большой семерки в России со стороны стран и организаций-доноров  приходится примерно 2,6 млрд. долларов.

2.3.Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности малых предприятий

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства преследует цели развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; снижения налогового бремени  для данной категории налогоплательщиков; упрощения ведения бухгалтерского учета. Данная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает  добровольный порядок перехода на ее применение субъектами малого предпринимательства  вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

По состоянию на 1 января 2001 года упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности применяли  около 3 % малых предприятий и 4,2 % индивидуальных предпринимателей от общего числа поставленных на налоговый  учет. Ежегодное снижение числа индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объясняется введением  в действие региональных законов  о едином налоге на вмененый доход и переводом части индивидуальных предпринимателей по определенным видам деятельности на его уплату.

 

Нельзя не отметить положительные  стороны упрощенной системы налогообложения учета и отчетности:

В соответствии с Федеральным  законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия  с численностью работающих до 15 человек  и объемом выручки от реализации продукции не более 100 000 МРОТ имеют  право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме - в Книге учета доходов и расходов.

Кроме того, указанные предприятия  вместо множества налогов, предусмотренных  ст.19-21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации», уплачивают единый налог и ряд неналоговых платежей (таможенные платежи, госпошлину, лицензионные сборы, отчисления в государственные  социальные внебюджетные фонды).

Таким образом, субъектам  малого предпринимательства предоставлены  преимущества в виде сокращения издержек на ведение бухгалтерского учета  и составления налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности снимает необходимость  постоянно следить за изменениями  в налоговом законодательстве, что  оценивается бухгалтерами как неоспоримое  преимущество. В большей степени это относится к исчислению единого налога от валовой выручки, в меньшей - к исчислению единого налога от совокупного дохода.

В то же время применение упрощенной системы выявило и  ряд недостатков:

 

В целях применения Федерального закона № 222-ФЗ отсутствует определение  статуса субъекта малого предпринимательства.

В настоящее время единственным законодательным актом, определяющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14.06.95 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», который не относится  к законодательству Российской Федерации  о налогах и сборах.

Кроме того, действующая  норма об отнесении всех физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, к субъектам малого предпринимательства без каких-либо ограничений по численности наемных  работников в настоящее время  приводит к массовой перерегистрации  юридических лиц как индивидуальных предпринимателей и следовательно, к потерям бюджетов всех уровней.

2) В связи с тем,  что Правительством РФ до настоящего времени не

 определен орган государственной  власти, занимающийся

 регистрацией субъектов  малого предпринимательства. Данный

 пробел в законодательстве  затрудняет работу как налоговых

 органов, так и органов  государственной власти, занимающихся

 вопросами поддержки  и развития малого предпринимательства.

Федеральным законом №222-ФЗ не определенпорядок подтверждения налогоплательщиком статуса субъекта малого предпринимательства, т. е. неясно, в каком перпиде необходимо подтверждать данный статус - при сдаче квартального отчета или при получении нового патента.

В Федеральном законе № 222-ФЗ порядок перевода организаций-субъектов  малого предпринимательства на общеустановленную  систему налогообложения прописан не полностью. В настоящее время такой порядок определен только для случаев превышения установленной численности работающих, в то время как существует условие и по ограничению размера валовой выручки. Бесконтрольность за размером валовой выручки позволяет налогоплательщикам, принимающим данную систему налогообложения часть выручки, которую следует облагать налогами в общеустановленном порядке.

В упрощенной системе налогообложения  не соблюден принцип равенства налогообложения  в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, уплата индивидуальными предпринимателями  годовой стоимости патента не освобождает их от уплаты прочих налогов и сборов, как юридических лиц.

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности организациями не освобождает их, в частности, от уплаты страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды. Поэтому для организаций  по-прежнему оказывается невыгодным показывать в полной мере заработную плату своих работников. Работники  получают зарплату иным образом, минуя  предусмотренную из касс организаций.

 

Подводя итог, можно отметить, что действующая упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства  несовершенна и требует серьезной доработки.

Как показала практика, рассмотренная  система налогообложения целесообразна  для применения организациями, осуществляющими  не более одного вида деятельности при численности работников, не превышающей 5-7 человек, где не требуется ведение  бухгалтерского учета в полном объеме

2.4.Система законодательных  актов, направленных на развитие  и поддержку малого предпринимательства

Рассматривая законодательные  документы, необходимо отметить, что  регламентирование деятельности малых  предприятий осуществляется в хронологическом  порядке. Этапы более раннего  закрепления развития малого предпринимательства  отражены в приложении.

К более поздним нормативным  документам относятся:

Закон РФ «О предприятиях и  предпринимательской деятельности»

Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной  регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»

Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»

Гражданский кодекс РФ

Эти нормативные документы  составили правовое поле государственного регулирования предпринимательской  деятельности в РФ.

Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны  деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление  Правительства РФ «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления  их государственной поддержки.

Особую роль в развитии малых предприятий сыграл закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший основные позиции  Правительства в отношении малых  предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие.

Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что потенциал малого предпринимательства  реализуется пока лишь частично, а  его становление тормозится многочисленными  проблемами, от решения которых зависит  на только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Для того чтобы потенциал  российского малого предпринимательства  смог реализоваться, необходимо достичь  уже в ближайшие годы некоторой  критической массы 2,5 - 3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономикой развитых стран показывает, что современная структура народного  хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10 - 12 млн. малых  предприятий, работающих на предпринимательских  началах.

Существуют прогнозы, что  в России малые предприятия будут  создавать к концу первого  десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится  к 60 % как в развитых странах. При  этом число занятых в этом секторе  экономики может достигнуть более 50 млн. человек.

Малое предпринимательство  является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного  сектора и написания этой курсовой.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изм. и доп.).
  4. Постановление Совмина РСФСР от 18 июня 1991 г. № 406 «о мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
  5. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство (АООТ «Ростиздат»), 1997 год.
  6. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса М.: «Издательство Приор», 1998 год.
  7. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 год.
  8. Андреев В.. Государственная поддержка малого предпринимательства. - Российская юстиция, № 12 за 2000 год.
  9. Емельянова Л.В.. Две системы налогообложения. - Управление собственностью, № 3 за 2001 год.
  10. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (По материалам парламентских слушаний).- Управление собственностью, № 4 за 2000

Информация о работе Характерные особенности малого предпринимательства