Характеристика конкурентной среды на товарных рынках и государственное регулирование их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений главным стимулом развития производства, повышения качества товаров и услуг является конкурентная борьба производителей, рамки которой в отечественной экономике сужены чрезвычайной монополизацией. Монополизм как экономическое явление присущ любой экономической системе, что обуславливает необходимость корректирующего воздействия государства, осуществляющего защиту конкурентной среды рынка от экспансии отдельных хозяйствующих субъектов, обладающих значительной рыночной властью.

Содержание

Введение 4
Понятие конкурентной среды и ее параметры 6
Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности 8
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

К важнейшим задачам  в области государственного регулирования  торговой деятельности относятся:

1) формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;

2) защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, повышение доли товаров отечественных производителей путем упорядочения систем расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;

4) создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность страны;

5) определение концепции  развития различных видов и  типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание современных розничных и оптово-розничных цепей, основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вид предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

6) совершенствование  товародвижения и логистического обслуживания;

7) эффективный контроль  за торговыми предприятиями с  точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование  трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;

9) развитие механизма  корпоративного управления, защита  прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;

10) развитие разнообразной  торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.

Многообразие и сложность  поставленных задач требует своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними этажами государственной власти может быть достигнута высокая восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями.

Исходя из специфики  торговых предприятий, деятельность которых  в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование торговли ориентировано на четкое разграничение компетенции федеральных и территориальных органов власти.

На федеральном уровне госрегулирование должно сосредоточиться  на общих проблемах формирования государственной торговой политики с ориентацией на целевые программы, индикативное планирование, экономические нормативы, санкции, приоритетность развития отдельных элементов торговой инфраструктуры в общенациональных интересах.

Компетенция федеральных органов власти в сфере торговли состоит в установлении правовых основ единого рынка страны, т.е. включает налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионное и сертификационное нормирование, установление правил продажи отдельных товаров и оказания услуг, разработку индикативных программ развития торговли и оценку последствий их реализации.

На территориальном  уровне разрабатывается механизм реализации общегосударственной торговой политики с учетом особенностей регионального развития. На этом уровне должны решаться следующие задачи:

формирование региональной торговой политики и ее приоритетов, оказание избирательной поддержки торговым предприятиям, определяющим ситуацию на местном рынке или выполняющим конкретный социальный заказ населения данной территории, содействие развитию малых форм предпринимательства в торговле;

создание условий для  повышения предпринимательской  активности в торговой сфере через  инвестиционную политику, систему местных налогов, сборов и предоставленных льгот, условия кредитования, землепользования, аренды городского (районного) имущества;

обеспечение регистрации  и контроля за деятельностью всех участников торгового оборота, соблюдение ими финансовой, налоговой дисциплины, правил торговли, требований к качеству реализуемых товаров, уровню предоставляемых услуг с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям;

рациональное размещение торговых объектов на территории, выдача лицензии на оптовую и розничную торговлю с учетом соблюдения интересов населения и городского хозяйства;

исследование и прогнозирование  конъюнктуры рынка потребительских  товаров города (области, района) и  предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о состоянии рынка как на территориальном, так и на межрегиональном уровнях;

участие в создании системы  информационного обеспечения формирования и регулирования потребительского рынка страны, базирующейся на использовании современных технологий по сбору, хранению, передаче и обработке информации о производстве и предложении товаров и услуг, потребностях и спросе населения, динамике отпускных, оптовых и розничных цен.

В настоящее время  продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

 

Заключение

Процедура оценки состояния  конкурентной среды включает три  блока:

- оценку структуры  рынка: уровня концентрации и  возможности ограничивать монополистическую деятельность;

- определение рыночной  власти хозяйствующих субъектов;

- заключение о состоянии  конкурентной среды.

Структура рынка –  это число субъектов рынка, распределение  их долей и система отношений между ними, отражающая их экономические интересы и возможности. Экономическая наука выделяет четыре основные типа структуры рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Последние три структуры относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Данные типы структуры рынка хотя и не могут исчерпывающе представить все реально существующие рынки, являются аналитическими инструментами, позволяющими прогнозировать вероятное поведение хозяйствующих субъектов на рынке.

В практике российского  антимонопольного регулирования структура  рынка характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей.

К количественным показателям, характеризующим структуру рынка, относятся:

1) численность продавцов, действующих на данном товарном рынке. Данный показатель не позволяет сделать полные и достоверные выводы о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Полезна динамика численности тех или иных поставщиков за последние 3—5 лет.

2) доли, занимаемые продавцами на рынке. Ранжирование долей и последующий анализ равномерности их распределения между участниками рынка позволяет сделать предположительный вывод о последствиях рассматриваемой структуры рынка для конкуренции. На рынке может иметься большое количество хозяйствующих субъектов с равномерно сбалансированными долями, но на функционирование его механизма может оказывать влияние один доминирующий субъект. Рынок, на котором действует небольшое число равномерно сбалансированных хозяйствующих субъектов, может быть более конкурентным.

3) показатели рыночной концентрации.

 

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008. - 384с.

2. Курс экономической теории: Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной  экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040с.

3. Курс экономической теории: учебник  / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - 848с.

4. Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред.  Д.Д. Москвина. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 528с.

5. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В.И.  Видяпина, Г.П. Журавлёвой. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640с.




Информация о работе Характеристика конкурентной среды на товарных рынках и государственное регулирование их структуры