Французская модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

Цель работы – Изучение рыночного хозяйствования, развития рыночной экономики и дальнейшего экономического благополучия французской модели.
Задачи исследования:
1.Общая характеристика экономики Франции.
2.Основные черты французской экономической модели.

Вложенные файлы: 1 файл

В французская модель.docx

— 75.16 Кб (Скачать файл)

.

Рисунок 2. Доля иностранного капитала в экономике Франции в млрд. дол.США.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998—2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных. В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным франзуской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики. [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2.2. Особенности банковской системы Франции

Особенностью банковского права Франции является высокая степень законодательного регулирования отношений, складывающихся в ходе депозитных операций. Многие вопросы, которые в банковском праве Великобритании регулируются на уровне договора банка и клиента, во Франции регулируются на уровне законодательства, которое устанавливает правила о банковских вкладах, учитывающие разные категории банков (и более широко - организаций), принимающих вклады, разные категории вкладчиков, разные цели вкладов. Детальный анализ данных положений был бы излишен в данной работе, в то же время освещение данных вопросов на уровне Денежного и финансового кодекса представляется достаточным для адекватного представления о вопросе в рамках настоящего сравнительно-правового исследования. Наиболее традиционная для французского банковского права классификация банковских депозитов подразделяет их на регулируемые и  обычные.

Основной чертой регулируемых депозитов (или регулируемых счетов) являются, с одной стороны, более выгодные условия, но с другой - более жесткое регулирование, осуществляемое на основе полномочий, предоставленных компетентным органам Денежным и финансовым кодексом Франции.

Так, одним из наиболее популярных регулируемых депозитов является Livret A депозит. Проценты, получаемые по такому счету, не подлежат обложению налогом, при этом размер процентов может изменяться до четырех раз в год. Согласно Денежному и финансовому кодексу регулятивные положения должны предусматривать максимальный размер средств, которые можно разместить на таком счете кроме того, законом установлено, что одно физическое лицо может располагать только одним счетом такого типа. Достаточно сходные условия характерны для другого регулируемого счета – Livret Bleu. 

В настоящее время, по данным ведущего французского портала по собственности во Франции French-Property.com, этот лимит составляет 15300 евро. (Интернет-ресурс: http://www.french-property.com/guides/france/finance-taxation/banking/savings/regulated-savings-accounts.savings-accounts). 
Существует также счет для физических лиц в возрасте от 12 до 25 лет (Livret Jeune). Согласно Денежному и финансовому кодексу несовершеннолетние вправе самостоятельно открывать банковские счета и зачислять на них средства. Что касается снятия средств, то правила различны в зависимости от возраста вкладчика: в возрасте до 16 лет для снятия средств требуется согласие законного представителя, в возрасте от 16 до 18 лет снятие средств производится ими самостоятельно, если против этого не возражают их законные представители . Физическое лицо в возрасте от 12 до 25 лет может иметь только один счет указанного вида. При этом закон предоставляет Государственному совету право устанавливать особенности режима такого счета, включая условия его открытия и закрытия (в том числе по достижении вкладчиком возраста 25 лет), процентные ставки, правила надзора за соблюдением режима счета. Нарушение вкладчиком режима счета может повлечь для него санкции в виде лишения процентов .  
Еще одним распространенным во французском обороте видом банковского вклада является "народный сберегательный счет" (Livret d'Epargnepopulaire), который доступен для лиц с небольшими доходами. Критерием определения дохода является сумма уплачиваемых налогов - если эта сумма ниже установленного в соответствии с законодательством уровня, то такое физическое лицо (налогоплательщик) имеет право на открытие указанного счета. При этом счет может открываться только налоговым резидентам Франции, которые должны быть в состоянии предоставить доказательства того, что сумма уплаченных налогов (исчисленная с соблюдением определенных законодательством правил) не превышает установленного порога . Режим счета может определяться Государственным советом, который вправе устанавливать операции, разрешенные для такого счета, и условия, при выполнении которых банки вправе открывать такие счета, при этом операции по таким счетам должны быть открыты для проверки финансовой инспекции. Законодательство позволяет открыть один такой счет одному налогоплательщику и один - его супруге (супругу). Статья L221-13 Денежного и финансового кодекса Франции. Для 2013 г. указанный порог равнялся 769 евро.

Банковскому праву Франции известен также сберегательный счет для приобретения жилищной недвижимости (plan epargne logement). Этот счет используется для создания сбережений в целях приобретения, строительства, расширения, ремонта, улучшения жилищной недвижимости при условии, что такая недвижимость (даже если она имеет частично коммерческий характер) используется в качестве основного места проживания вкладчика, при этом Государственному совету предоставлено право установить иное целевое назначение данных средств, но  в рамках приобретения (улучшения) недвижимости.

В отношении практически всех депозитных счетов (включая стандартные) действуют также следующие правила:  
- права требования по банковским депозитным счетам нетрансферабельны (не подлежат передаче другим лицам) . 
Средства с депозитного счета могут быть выплачены по требованию добровольно, но обязанность выплаты возникает у банка по истечении двухнедельного срока с момента предъявления требования; вкладчик вправе перевести средства со своего депозитного счёта в одном банке на депозитный счёт в любом другом банке.

По истечении 30 лет со дня последней операции по счету средства с такого счета распределяются следующим образом: две пятых - между сберегательными банками, остальные перечисляются в Фонд национальной солидарности и совместных действий (если средства с депозитного счета переданы по завещанию при условии их неиспользования до определенной даты, тридцатилетний период исчисляется с такой даты.[13,408].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .3. Малое предпринимательство во Франции

Проблема налогообложения во Франции стоит достаточно остро. Высокие ставки по налогам и неподъемные отчисления на нужды социальных служб вынуждают бизнесменов всеми способами уклоняться от платежей в бюджет. Не секрет, что в стране проживает огромное количество незаконных эмигрантов, которым нужно где-то работать. Официально принять такого работника бизнесмен не может, а потому платит ему за работу «черным налом». Но контролирующие службы не дремлют. Проверки осуществляются государственными службами по трем направлениям, банковскому, уголовному и налоговому. Все юридические лица обязаны подавать в налоговые органы декларацию о доходах, а инспектора осуществляют их выборочную проверку. Частота проверок зависит от рода деятельности, например в выборку, попадает 160 фермерских хозяйств в год и 80 агентств по продаже недвижимости.

Поддержка малого бизнеса во Франции:

Помимо жесткого контроля над малым бизнесом, в стране существует и хорошо отлаженная система поддержки частного предпринимательства. При создании нового предприятия оно на 2 года освобождает от налогов. В регионах, признанных депрессивными в плане развития экономики, предприниматели имеют скидки на выплаты в социальные фонды и получают единовременное пособие.

Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще существеннее. Освобождение от налогов продлевается на три года вместо двух, предоставляются бесплатные консультации специалистов по бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим вопросам. Выдаются льготные кредиты и субсидии, чтобы купить готовый бизнес во Франции. Для предприятий, которым угрожает банкротство, разработана система мер по его предотвращению. Для этого даже создано специальное агентство, которое оказывает консультационные услуги бизнесменам, либо выкупает фирму в государственную собственность. В каждом регионе Франции расположены свободные экономические зоны, в которых условия для ведения бизнеса оптимальны. Кроме этого муниципальные и частные фонды занимаются всесторонней поддержкой малого предпринимательства, и получают за это льготы по уплате налогов.

Государственная программа, поддерживающая частный бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм. Более того, мелкий бизнес оказывает достаточно конкурентоспособные услуги, производство оснащено современным оборудованием, используются новейшие технологии и материалы. Для сравнения, еще 20-30 лет назад открыть свое дело могли единицы, при этом о покупке нового оборудования не шло речи. Максимум, что мог себе позволить владелец небольшого предприятия, это списанные устаревшие станки. Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Сейчас купить бизнес во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Авторитет хозяев мелких лавочек, автозаправок или парикмахерских столь высок, что они могут влиять на мнения и предпочтения жителей во время выборов.

Поэтому каждый политик, победивший выборную гонку, первым делом старается заявить о своей поддержке малого бизнеса. Свои права владельцы частного бизнеса отстаивают довольно решительно. Они объединены в Движение французских предпринимателей, которое включает в себя 500 отраслевых федераций. Движение организует забастовки, борется за снижение налогов и сборов в разнообразные государственные фонды, отстаивает права бизнесменов перед правительством. [12,222].

 

2.4.Социальная политика Франции

Последние два десятилетия во Франции были связаны с процессом пересмотра масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины были обусловлены изменениями макроэкономических, демографических и социальных условий: низкими темпами экономического развития, старением населения, увеличением нагрузки на трудоспособное население, а также значительной долей государственных расходов в ВВП на социальные программы

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения выявил настоятельную необходимость реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1995 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. Новая социальная политика предусматривала, прежде всего, снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости. Помимо общей для Европы проблемы кризиса правительство Франция решило заниматься социальной реформой.

В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 15—20 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

Финансирование основной системы пенсионного страхования осуществляется за счёт взносов работодателей (7,2 % фонда заработной платы) и наёмных работников (5,55 % заработной платы). Кроме того, часть средств, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения, составляют дотации из специального фонда солидарности, а также в случае необходимости бюджетные ассигнования. Пенсионные выплаты, как в рамках базовых схем, так и других режимов за вычетом необлагаемого налогом минимума подлежат подоходному налогообложению.

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др..

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 10 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей. Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие. Смотреть приложение 1 [3,251].

Информация о работе Французская модель