Формы и виды монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание

Введение………………………………………………..2
Глава 1. Понятие монополии
1.1. Определение монополии и ее характерные черты……..….3-4
1.2. Источники монополии и монопольная цена………………..4-8
Глава 2 .Формы и виды монополий
2.1. Формы монополий
2.1.1. Естественная монополия…………………………………8-10
2.1.2. Административная монополия……………………………11
2.1.3. Государственные монополии…………………………..11-12
2.2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями…………………………………………12
2.3.Экономическая монополия……………………………………12-14

Заключе-ние…………………………………………………………………..14
Список использованной литерату-ры………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономической теории.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


15

 

                                                      

                                                      Содержание

                                                                                       

  Введение………………………………………………..2

  Глава 1. Понятие монополии                                                       

       1.1. Определение монополии и ее характерные черты……..….3-4

      1.2. Источники монополии и монопольная цена………………..4-8

Глава 2 .Формы и виды монополий

        2.1. Формы монополий

      2.1.1. Естественная монополия…………………………………8-10   

      2.1.2. Административная монополия……………………………11

       2.1.3. Государственные монополии…………………………..11-12

       2.2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными

    ресурсами, знаниями…………………………………………12

       2.3.Экономическая монополия……………………………………12-14

  Заключение…………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования?

Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия  монополии ее характерные черты и признаки. Затем виды монополии.

 

Глава 1. Понятие монополии

 

1.1 Определение монополии и ее характерные черты

   Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.                                                                                                                                                                При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова ,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне). Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.                                                                                                                                 Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.   

1.2 Источники монополии

Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. В этом случае у конкурентов не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

Однако, осуществление  исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, не гарантируют монополии постоянной власти. Для производства существую[1]щих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается с наименьшими затратами одной фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

3. Патенты.

              В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с ис­пользованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент дела­ет возможным осуществление очень большого числа изобретений, ко­торые без патента внедрять было нельзя.            Хотя некоторые изобрете­ния совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого эко­номического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопусти­мых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление про­изводства. Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.

4.  Государственные лицензии или привилегии

На многих рын­ках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на раз­ных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантиро­вать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ре­сторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по срав­нению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрез­вычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупате­ля лицензии устанавливать цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти на создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

В конечном счёте, наиболее важным из четырех факторов, кото­рые способствуют становлению монополии, является экономия, обу­словленная ростом масштаба производства. Производственные про­цессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный кон­троль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монопо­лии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного вре­мени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают пер­востепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в лю­бом случае.

 

Хотя правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска. 

Глава 2. Формы и виды монополий

 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать  на три основных:                                                                       1.естественная; 

2.административная;

3.экономическая;

2.1 Формы монополий

2.1.1 Естественная монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Информация о работе Формы и виды монополий