Формы интеграции организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Содержание

Введение.........................................................................................................2
1.Форма интеграции компании....................................................................3
1.1 Концерн....................................................................................................3
1.2 Холдинговая компания..........................................................................5
1.3 Дочерняя компания................................................................................7
1.4 Конгломераты ........................................................................................7
1.5 Картель....................................................................................................8
1.6 Консорциум............................................................................................8
1.7 Кластеры................................................................................................11
Заключение..................................................................................................13
Список используемой литературы............................................................14

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

К основным проблемам, возникающим при функционировании конгломератов, относятся:

-  чрезмерная диверсификация конгломератов, в результате которой происходит снижение конкурентоспособности выпускающих товаров и услуг;

-  в результате стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи конгломератов и стремления устанавливать более выгодную для себя трансфертную цену продукция на выходе становится дорогостоящей и не конкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной компанией конгломерата;

-  в случаях поглощения компании, смены собственника или превращения их из собственников в наемных работников снижение эффективности работы менеджеров и мотивации управленческого персонала компаний, участников конгломерата;

-  значительные финансовые ресурсы, требуемые для приобретения компании при ее поглощении, а также в отдельных случаях выплата премии акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией.

1.5 Картель

Картель – это горизонтальное договорное объединение коммерческих организаций, как правило, одной отрасли, которые, оставаясь юридически самостоятельными, отказываются от части своей хозяйственной самостоятельности в соответствии с картельным договором. Цель – ограничение или ликвидация риска конкуренции.

В зависимости от целей соглашений возможны различные виды картелей. Например, сбытовые картели (синдикаты), члены которых обязуются продавать свою продукцию через совместную сбытовую компанию (синдикат), картели по специализации производства, предметом которых является рационализация производственных процессов путем унификации и ограничения производственных или выпускаемой продукции и др.

1.6 Консорциум

Как форма интеграции консорциум  выступает в виде  временного союза хозяйственно независимых организаций для координационной экономической деятельности и совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Существенное значение имеет также разделение рисков по осуществляемому проекту.

Члены консорциума при заключении соглашения определяют долю каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта или мероприятия и иные условия деятельности консорциума. Кроме того, в соглашении оговариваются функции главы консорциума, который выбирается из членов объединения. Участвовать в консорциуме могут частные и государственные организации, а также отдельные государства. Участники консорциума сохраняют за собой свою экономическую самостоятельность в полной мере, им предоставляется право на участие одновременно в нескольких консорциумах.

В финансовой сфере типичными примерами являются консорциумы банков, кредитующих крупномасштабный инвестиционный проект, в промышленной – консорциумы компаний, совместно выполняющих большой военный заказ.

В последние десятилетия консорциумы находят все более широкое распространение и в сфере строительства. Это обусловлено, с одной стороны, появлением крупных, уникальных инженерных и промышленных объектов, а с другой – возрастанием уровня конкуренции на подрядном рынке, что требует от строительных компаний повышения экономической эффективности и надежности.

По степени интеграции участников консорциума можно разделить на три вида. В первом из них крупный объект (как правило, транспортного назначения) разбивается на несколько достаточно независимых строительных модулей, каждый из которых самостоятельно выполняется тем или иным подрядчиком – членом консорциума. Здесь может иметь место как сложение потенциала специализированных компаний (например, один подрядчик прокладывает железнодорожные пути, а другой осуществляет их электротехническое обустройство), так и «мирное» разделение большого однородного подряда между конкурирующими компаниями (например, встречное строительство тоннеля «Сейкан» в Японии проводили две крупные корпорации, между которыми существовала договоренность о разделении объемов работ). В консорциумах данного типа степень интеграции минимальна. Она обычно ограничивается созданием координационного совета по надзору за строительством.

Строительство комплексных «неразделимых» объектов (например, крупный нефтеперерабатывающий комбинат) требует более высокой степени кооперации и сотрудничества участников консорциума. Это совместная подготовка тендерной заявки; консолидированное обеспечение банковской гарантии подряда; совместное страхование объекта; тесное взаимодействие в ходе строительных работ; общая ответственность за дефекты интегрального характера (не связанные непосредственно с деятельностью того или иного подрядчика), за срыв сроков строительства; распределение премии в случае досрочной сдачи объекта. Именно такой тип консорциумов наиболее часто используется в российской практике. При этом существенное значение имеет объединение оборота участников консорциума, позволяющее пройти предквалификационные требования по крупным проектам (в том числе, финансируемым Мировым банком). Следует отметить, что интеграция в консорциумах второго типа носит ограниченный характер. Такие консорциумы организуются главным образом для того, чтобы выиграть тендер. Далее, в ходе строительства каждый подрядчик действует (в экономическом отношении) достаточно автономно, опираясь на собственные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Доходы консорциума распределяются между участниками соответственно объему стоимости выполненных строительно-монтажных работ.

В странах с развитой рыночной экономикой уровень экономической интеграции обычно носит более глубокий характер. Участники консорциума на время строительства объединяют парк оборудования (кроме специализированных механизмов), транспортно-складское и ремонтное хозяйство, трудовые ресурсы (вспомогательного назначения) и оборотные финансовые средства. Такой подход позволяет достигнуть максимальной интенсивности и экономической эффективности использования технического и трудового потенциала строительных компаний (в российских условиях немаловажное значение имеет возможность использовать наиболее передовое в техническом отношении оборудование, имеющееся у участников консорциума), снижения потребности в оборотных и кредитных средствах. В целом консорциум за счет экономической интеграции получает возможность существенно уменьшить себестоимость строительно-монтажных работ и, следовательно, повысить свою конкурентоспособность и рентабельность. Фактически, здесь имеет место создание временной совместной компании. Соответственно и доходы (прибыль) консорциума распределяются между его участниками пропорционально вкладу в общие расходы на выполнение подрядных работ. Консорциумы третьего типа  в процессе глубокой экономической интеграции получат широкое распространение и в российских условиях.

Создание консорциумов имеет следующие преимущества:

-  объединение авторитета участников консорциума, позволяющее преодолеть предквалификационный барьер;

-  повышение качества и обоснованности представляемой конкурсной заявки (проектная документация, метод и программа работ, сроки их выполнения, объемы и стоимость);

-  консолидация залоговых ресурсов участников консорциума при получении банковской гарантии подряда, повышение ответственности подрядных организаций;

-  возможность привлечения дешевых кредитных ресурсов за счет включения в консорциум финансовых структур;

-  возможность заключения выгодных ценовых соглашений за счет включения в консорциум поставщиков строительных материалов и конструкций;

-  распределение между участниками консорциума экономических рисков по проекту (совместное страхование объекта, совместная ответственность за интегральные дефекты, за срыв сроков строительства);

-  повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов строительных компаний за счет экономической интеграции, снижения себестоимости строительно-монтажных работ.

Следует отметить, что для субподрядных организаций создание консорциумов – это практически единственный путь прямого выхода на заказчика, то есть на первичный строительный рынок. Российские строительные консорциумы, в отличие от западных, как правило, имеют устойчивый, стабильный по составу характер. Во многих случаях проявляется тенденция к восстановлению разорванных при переходе к рыночной экономике производственных связей . Консорциум – это горизонтальное договорное объединение коммерческих организаций для осуществления единого капиталоемкого проекта.

1.7 Кластеры

Весьма большие выгоды дают предпринимательские союзы взаимодействующих и взаимодополняющих компаний, объединенных в кластеры (в переводе с английского — это «группа, скопление, концентрация, куст»).

Чаще всего предприятия, входящие в кластер, располагаются на определенной территории, которая предоставляет им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п.

В других случаях в основе формирования кластеров лежат следующие признаки:

  • горизонтальный (входят предприятия нескольких отраслей);

  • вертикальный (в кластере присутствуют предприятия, отражающие этапы определенного производственного процесса);

  • технологический (совокупность предприятий, использующих одну технологию;

фокусный (предприятия сосредоточены вокруг одного центра-фирмы).

Кластерные системы характеризуются следующим:

- инновационной ориентированностью;

- наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы.

Весьма известными системами кластерного типа являются кооперации компаний в области компьютерной техники и информационных технологий — в Силиконовой долине (США), связи и телекоммуникаций — в Хельсинки (Финляндия), кинопроизводства — в Голливуде (США).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2003.  
2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. - М., 2000.  
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2003.  
4. Иванов Н.Н., Нотаров М.В. Формирование организаций и основы внутрифирменного менеджмента. - СПб, 2001.  
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1997.  
6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М., 1999.  
7. Рогожин С.В. Теория организации. - М., 1998.  
8. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.  
9. Смирнов Э.А. Теория организаций в вопросах и ответах. - М., 2000.  
10. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. -М., 1997.

 

 


Информация о работе Формы интеграции организаций