Формирование и развитие ФПГ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.

Содержание

Введение 3
1 Становление ФПГ в России 4
1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России 4
1.2 Правовые условия формирования ФПГ 10
1.3 Регулирование деятельности ФПГ в России 12
2 Проблемы и тенденции развития ФПГ 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

57_Формирование и развитие финансово - промышленных групп (ФПГ) в России.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет: Гуманитарный

Кафедра: Экономики и менеджмента

 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ  ФИНАНСОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП (ФПГ) В РОССИИ

Курсовая работа по экономической теории

 

                          Руководитель: Белова Н. В.  

____________________________

(подпись)      (оценка, дата)  

                                                     Разработал: студент группы 71-1

    Харин В.А.     

____________________________

(подпись)  

 

 

 

 

Красноярск, 2013

 

 

Содержание


 

 

 

 
 Введение


В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.

Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных объединений отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что не только их автономное существование не представляется возможным, но и в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его.

Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

 Цель  данной работы - рассмотреть, что  представляют собой финансово-промышленные  группы, выявить их значение и  влияние на экономику страны. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.

Для достижения поставленной цели обозначим следующие задачи:

1) рассмотреть становление ФПГ в России;

2) обозначить проблемы и тенденции развития ФПГ.

 

 1 Становление ФПГ в России


 

1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России

 

Российская экономика уже долгое время находится в кризисе. Руководители промышленных предприятий, банков, страховых компаний и других организаций находятся в постоянном поиске способов увеличения объемов производства, повышения инвестиционной активности и снижения факторов риска. В этой ситуации не обойтись без институциональных преобразований, основными из которых являются:

- реформирование всего экономического механизма хозяйствования и переход на рыночные отношения;

- необходимость модернизации основных производственных фондов промышленных предприятий и др.

Ограниченность финансовых возможностей российского государства на этапе перехода к рыночной экономике требует поиска альтернативных путей сохранения накопленного потенциала. Решению этих проблем должна способствовать политика поддержки формирования высокоинтегрированных структур с участием крупных финансовых, торговых и инвестиционных организаций частного сектора, научных и промышленных предприятий России.

В этой связи формирование финансово-промышленных групп в России можно рассматривать с двух точек зрения: как механизм государственной поддержки и инструмент промышленной политики, с одной стороны, и в качестве естественного рыночного механизма повышения эффективности через концентрацию производства, кооперацию и специализацию в рамках более совершенной организационной структуры, с другой. Формирование финансово-промышленных групп имеет свои преимущества. К ним относятся[2]:

- снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера за счет объединения капитала;

- возможность создания мощной материально-финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;

- расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и в странах СНГ, развития социальной сферы;

- перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;


- стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижения инфляции;

- возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонный комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;

- концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции между несколькими ФПГ за государственные заказы;

- диверсификация предприятий и организаций оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы.

Образование новых институциональных форм после изменения формы собственности связано с двумя аспектами.

Процессу интеграции способствует необходимость создания новых и организационного оформления существующих, а также восстановления временно распавшихся в процессе территориального обособления кооперационных связей. С этой точки зрения наиболее важна тесная связь "наука - конструкторские разработки - инновации - производство". Сложность выпускаемой на промышленных предприятиях продукции базируется на развитой системе специализации по производству длинного шлейфа комплектующих и сборки их на одном предприятии. Таким образом, благополучие и перспективы роста каждого предприятия в значительной степени связаны с выживанием и эффективной деятельностью каждого звена кооперационной цепочки. Восстановление высокоинтегрированной структуры отвечает мировой практике и имеет давние традиции в отечественной истории производства.

Тяжелое финансовое положение практически всех промышленных предприятий, связанное с утратой государственного заказа и традиционных рынков экспорта, определяет стремление искать партнеров в сфере финансового капитала. Специфика наукоемких и ресурсоемких инвестиционных и производственных проектов, характерных для промышленного производства, требует от инвесторов долгосрочных и высоко рискованных вложений (высокий риск связан с неопределенностью в развитии рынков производимой предприятиями продукции, особенностями сложившегося производственного и организационно-управленческого уклада). Пойти на такой риск могут только крупные финансовые учреждения, занимающие прочные позиции в сфере инвестиционно-финансовых услуг и обеспечивающие стабильный рост активов и собственного капитала. При этом естественно желание этих учреждений минимизировать риск через получение права контролировать инвестиционно-технологический процесс и иметь возможность получать дополнительную прибыль в виде дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг долгосрочного инвестиционного проекта.

Интерес со стороны крупных финансово-кредитных организаций к проектам тяжелой промышленности связан с движением от краткосрочной спекулятивной прибыли к стабильно доходным, надежным вложениям прежде всего в проекты, обеспечивающие выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. Высокий научный, технологический и ресурсный потенциал многих промышленных предприятий позволяет наладить выпуск именно такой продукции.


Таким образом, создаются необходимые предпосылки для интеграции финансового капитала, высокотехнологичного производства и науки в рамках различных организационных структур: финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, объединений и др.

Основные принципы формирования ФПГ были определены Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. №2096, в котором были предусмотрены как меры государственной поддержки групп, так и определенные ограничения при их создании. В 1994 г. работа по становлению нормативно-правовой базы создания и функционирования отечественных ФПГ продолжалось. Принятыми к настоящему времени нормативно-правовыми актами устанавливается следующее:

  а) постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. №508 установлен порядок проведения экспертизы проектов создания ФПГ, создаваемых по решению Правительства РФ;

б) Федеральным Законом от 30 ноября 1995 №190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 27.10.95) обобщены правовые положения о создании и функционировании финансово-промышленных групп в России;

в) Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. №24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы" определены основные требования к консолидированной отчетности, представляемой управляющей компанией ФПГ в соответствующие государственные органы.

Базовым нормативно-правовым документом по созданию транснациональных (в рамках СНГ) ФПГ является "Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений", подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994 г. На основе этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания финансово-промышленных групп Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря 1994 г.); Узбекистана (17 марта 1995 г.); Казахстана (28 марта 1994 г.); Беларуси (6 января 1995 г.). В соглашениях определены совместные сферы деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также цели их создания.

Утвержденной Правительством РФ (постановление №48 от 16 января 1994 г.) Программой содействия формированию финансово-промышленных групп предусмотрено проведение скоординированной согласованной работы министерств и ведомств по исполнению Указа Президента РФ от 05 декабря 1993 г. №2096.[3]


Основное участие в создании высоко интегрированных структур принимают крупные банки. Эти банки, формируя вокруг себя сеть специализированных инвестиционно-финансовых и торгово-посреднических институтов, создают основу для функционирования Финансово-промышленной группы.

Специфика размещения целевых кредитов требует внедрения практики проектного финансирования. Специфика этой формы состоит в том, что финансовые ресурсы расходуются на реализацию конкретного инвестиционного проекта, создание производственных активов, приносящих доход в будущем. Кредит предоставляется для осуществления проекта самостоятельной экономической единицы. Займ погашается за счет потока денежных средств. Активы экономической единицы, создаваемый под проект выступают в качестве дополнительного обеспечения. Одной из отличительных черт проектного кредитования является возможность привлечения капитала в больших объемах. Это объясняется тем, что кредитующая структура становится участником проекта и имеет возможность непосредственного контроля. Риски при этом разделяются между участниками проекта. Другая особенность проектного кредитования состоит в возможности одновременного использования нескольких источников капитала.

Процесс проектного кредитования создает дополнительные предпосылки формирования ФПГ в промышленности на основе отраслевых банков. Через этот механизм отрабатываются долгосрочные инвестиционные связи между промышленными предприятиями и финансовыми организациями, создается совместная организационная структура.

Следовательно создаваемые в процессе проектного финансирования юридические лица, наряду с предприятиями-учредителями коммерческого банка и его дочерними организациями, становятся основой ФПГ. Совокупность инвестиционных проектов, реализуемых банком, формирует стратегию инвестиционной деятельности этой структуры.

Поскольку подавляющее большинство финансовых ресурсов, инициирующих эти проекты, имеют своим источником средства госбюджета, то предоставление государственного статуса ФПГ существующим и возникающим в процессе распределения этих средств интегрированным структурам является вполне естественным направлением реализации государственной институциональной и инвестиционной политики. Наиболее рациональный подход в этой ситуации – создание двух-трех конкурирующих групп в одной отрасли, которые в то же время, для более успешной конкуренции на мировом рынке могут иметь единый финансовый и сбытовой центр. Инвестиционная стратегия этих групп должна ориентироваться на переход с государственного на собственное финансирование.

Опыт создания первых ФПГ выявил определенные трудности и противоречия в процессах их создания, в том числе связанные с необработанностью имеющейся нормативной базы. К числу основных проблем в этой области относятся:


- наличие значительного числа ограничений, препятствующих формированию эффективных объединений финансового и промышленного капиталов, заставляющих инициаторов создания групп искать различного рода обходные пути для их преодоления;

Информация о работе Формирование и развитие ФПГ в России