Формирование доходов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной работы является «Формирование доходов в рыночной экономике».
Рыночная экономика – это та система, где полноправно властвуют законы рынка, ее еще называют чистым капитализмом. Законы рынка подразумевают наличие неравенства между различными субъектами экономических отношений. Одним из факторов неравенства в рыночной экономике является различие в уровне доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

formir_dokh_v_ryn_ek.doc

— 553.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой данной работы является «Формирование доходов в рыночной экономике».

Рыночная экономика – это та система, где полноправно властвуют законы рынка, ее еще называют чистым капитализмом. Законы рынка подразумевают наличие неравенства между различными субъектами экономических отношений. Одним из факторов неравенства в рыночной экономике является различие в уровне доходов.

На данный момент можно констатировать тот факт, что  экономика большинства стран  мира является смешанной. Экономические  системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной

экономикой. То есть правительство большинства стран имеет некие рычаги влияния на экономику страны, главным образом, для нивелирования неравенства между слоями населения по уровню доходов. Основная задача государства состоит как раз в перераспределении доходов, путем изъятия части доходов посредством налогов и распределения их на государственные нужды, в том числе и на нужды населения в целом и малообеспеченных их слоев.

Тема изучения доходов в рыночной системе весьма актуальна, поскольку понимание сил, влияющих на экономику страны, знание структуры экономики и направлений деятельности государства в экономической сфере – это базисные знания для экономики государства. А изучение классификации доходов и их формирования – это основа для экономики предприятия.

Задачи работы:

  1. Дать определение понятия рыночная экономика;
  2. Изучить понятие доход в рыночной экономике;
  3. Рассмотреть понятие и классификацию доходов предприятий;
  4. Проанализировать необходимость перераспределения доходов и рассмотреть роль государства в этом процессе;
  5. Изучить концепцию перераспределения доходов в РФ.

 

 

 

 

 

      1. Сущность доходов в рыночной экономике

    1. Понятие рыночной системы

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой. Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок.

Основным критерием  классификации современных социально-экономических  систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 1):

1) основанная  на механизме «невидимой руки»  классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном  государственном планировании командная  экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

                                                                                                                                          

                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  Таблица1

Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Основные характеристики

рыночная экономика

Командная экономика

смешанная экономика

Отношения собственности

Частная собственность

Государственная собственность

Плюрализм отношений  собственности при доминировании квазичастных форм

Субъекты экономики

Множество мелких производителей

Государство –  единственный производитель

Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур

Хозяйственный механизм

Рыночное саморегулирование

Централизованное  планирование

Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию


 

Классическая  рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих  этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Доход в рыночной экономике

Под «доходом»  в рыночной экономике понимаются любые виды регулярных или разовых денежных сумм, поступающих в распоряжение индивида в единицу времени (неделю, месяц, год). Рыночная система формирования доходов существенно отличается от централизованной системы, в которой не допускается, по крайне мере теоретически, иной способ формирования доходов, кроме как в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина. Такой социально справедливый подход абсолютно не свойственен рыночной системе. В ней признается нормальным и допустимым любой доход, полученный в итоге участия в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Иначе говоря, признаются равно справедливыми и приемлемыми и высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие доходы (а то и отсутствие таковых) тех, кто потерпел в ней неудачу. Причем низкий доход может быть следствием не недостаточных трудовых усилий производителей, а изменения рыночной конъюнктуры, которая мало зависит от рядового участника рыночной конкуренции.

Может показаться, что такой принцип формирования доходов касается не всех. Ведь есть большие категории людей, чьи  доходы носят фиксированный характер. Например, это лица, занятые в сфере фундаментальной науки, в государственном аппарате, работающие по найму и т.д. Однако при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что доходы и этих категорий работников все же в немалой степени зависят от конкуренции на рынке труда той или иной профессии, текущего состояния экономики, финансовых возможностей государства и т.п. В результате даже хорошо выполняющий свои профессиональные обязанности работник может потерять постоянный доход по совершенно независящим от него причинам. Отсюда следует вывод, что рыночный принцип формирования доходов сам по себе слабо связан с принципом социальной справедливости в том смысле, в каком его понимает массовое сознание. С другой стороны, невозможно отрицать, что в ХХI в. на современном, очень высоком уровне развития производительных сил каждый человек может рассчитывать на реализацию важнейшего социально-экономического права на известный минимальный стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

Современная экономическая  теория рассматривает формирование доходов в соответствии с функционирующими факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Труд как фактор производства приносит его владельцу доход в виде заработной платы, земля в виде ренты, капитал в виде процента, а предпринимательская деятельность в форме прибыли. При функциональном распределении дохода определяющим является аспект вознаграждения за пользование факторами производства. Если исходить из того, какие доли совокупного дохода приходятся на каждое индивидуальное домашнее хозяйство, можно говорить о персональном распределении доходов. Для отдельного взятого индивидуального домохозяйства особое значение имеет сумма, которой оно располагает для удовлетворения своего спроса в течение определенного периода времени. Эту сумму обозначают как располагаемый семейный доход, которая определяется следующим образом:

Первичное распределение  → 

- валовой доход  индивидуальных домашних хозяйств (доход от работы по найму,  от собственности) + доход по перечислениям  (например, на содержание детей).

Совокупный  валовой доход индивидуальных домашних хозяйств:

Вторичное распределение  → 

- прямые налоги (например, подоходный)

- взносы на  социальное страхование, вносимые  предпринимателями.

Располагаемый доход (личное потребление и сбережение).

Для оценки уровня и динамики доходов населения  используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 Средняя   начисленная заработная плата  работников по группам занятиий  и субъектам Российской Федерации 
за октябрь 2011 года

Всего по обследованным видам экономической деятельности

 

  Все формы собственности

               

Рублей

 

Руководители организаций и их 
структурных подразделений (служб)

Специалисты высшего уровня квалификации

Специалисты среднего уровня квалификации

Работники,  занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

Квалифициро-ванные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

Неквалифици-рованные рабочие

                 

Российская  Федерация

41581

24989

18960

14807

14554

23104

23477

10533

Центральный федеральный округ

48913

30443

21792

18860

16735

23786

23051

12589

Белгородская область

32515

17997

14430

13100

12220

20702

19795

10078

Брянская область

22402

14433

12149

9593

9483

15983

14812

7340

Владимирская область

27129

18586

12680

10600

10955

17529

16767

8003

Воронежская область

31890

17580

13770

10987

11920

18615

16705

8046

Ивановская область

28824

16763

11658

12488

11453

16339

18115

8073

Калужская область

35124

21018

15739

10501

12534

22035

20443

10463

Костромская область

25230

16240

10459

9398

10133

16871

16787

6867

Курская область

27779

16106

12017

9262

11043

18108

17786

8542

Липецкая область

27488

16310

11545

11983

12077

19454

20111

8024

Московская область

51211

32706

25999

21498

20486

27492

26508

14831

Орловская область

24495

14769

10872

9361

9736

16517

15290

8037

Рязанская область

29517

16280

13479

9958

12294

19583

18365

8017

Смоленская область

27330

17213

11183

11900

10227

18788

16974

7262

Тамбовская область

25016

14909

11201

9158

9142

15482

15112

7444

Тверская область

31665

18872

13602

10931

12449

19985

19246

8872

Тульская область

28572

18106

14212

11950

11863

19744

17985

8471

Ярославская область

32249

18313

16515

10935

12087

19661

19409

8340

г.Москва

71585

44326

35417

27506

23341

33022

33155

20946

Северо-Западный федеральный округ

48036

29118

24265

17722

17236

26749

27349

12586

Республика Карелия

37977

21923

21262

16139

14466

24342

27795

11081

Республика Коми

48618

30149

25073

18507

20036

35287

33589

11948

Архангельская область

41206

24221

20888

12945

15972

25312

27525

10153

в том числе 
Hенецкий авт.округ

88177

57142

54327

26083

30395

39662

46746

20204

Архангельская область  
без Hенецкого авт.округа

36678

22155

18998

12040

14654

24375

24629

9391

Вологодская область

38633

20522

17136

13058

12782

24859

24831

9176

Калининградская область

35732

22079

18848

15723

13573

20886

18666

11454

Ленинградская область

44396

27022

22505

14601

14127

25061

25036

11818

Мурманская область

48671

31760

27462

18332

19083

31332

33188

13288

Новгородская область

30073

19805

16800

12569

13560

20646

19488

10806

Псковская область

26773

16877

12957

12689

11705

18062

17321

8770

г.Санкт-Петербург

57149

33981

29769

21755

19760

29047

30162

15192

Южный федеральный округ

30644

17925

14368

11433

12010

19442

17751

8671

Республика Адыгея

24841

13556

11182

8909

11440

13431

13909

7287

Республика Калмыкия

19684

12865

10509

9707

7388

11599

13477

6625

Краснодарский край

31627

18660

15097

12002

12337

20592

18781

9364

Астраханская область

31111

17043

14422

12277

13398

19165

18791

7373

Волгоградская область

30712

17714

14771

10844

11233

18064

17391

8266

Ростовская область

30459

18326

13745

11179

11965

19546

16776

8623

Северо-Кавказский федеральный округ

24150

13436

10692

8262

10046

13653

13482

6962

Республика Дагестан

19903

11092

9944

6724

8664

12295

11801

5591

Республика Ингушетия

20298

12714

11094

7698

8297

9749

10605

6462

Кабардино-Балкарская Республика

20804

12521

9698

6855

8539

13103

10992

6646

Карачаево-Черкесская Республика

22106

11513

9186

7541

9037

13970

10799

6249

Республика Северная Осетия- Алания

20930

11646

11197

7442

8902

12573

12994

6138

Чеченская Республика

21931

12915

9553

9544

8899

10319

11412

5885

Ставропольский край

29761

16995

12448

9428

11735

15217

15512

9045

Приволжский федеральный округ

30878

18631

13749

10466

11291

18733

18375

8147

Республика Башкортостан

31557

19360

15343

10439

11760

19170

20203

8243

Республика Марий Эл

21870

14464

10729

8921

10149

15407

14677

6700

Республика Мордовия

21940

13546

13027

8559

9825

15571

16203

7901

Республика Татарстан

30324

19106

14113

10585

11784

19444

19400

8782

Удмуртская Республика

29597

18507

13464

8538

11414

17203

17057

7405

Чувашская Республика

26866

15298

12250

9031

10817

15888

14396

7131

Пермский край

37269

21742

13750

13481

11999

20950

21323

9368

Кировская область

25751

16040

12119

9591

10229

16721

16600

7638

Hижегородская  область

34777

21134

15047

11812

10280

18758

16756

8440

Оренбургская область

30011

17050

12934

8637

11432

17996

19219

6884

Пензенская область

25687

15696

11974

9688

10267

17543

15564

7960

Самарская область

33529

19965

14676

11894

12323

20843

19023

9046

Саратовская область

27877

17451

12093

10474

11335

17577

16770

7508

Ульяновская область

26519

16040

14110

9525

10018

16407

15630

7560

Уральский федеральный округ

47359

29604

23477

15681

18157

28482

30749

12041

Курганская область

24859

16060

11257

8657

10068

17839

15486

6797

Свердловская область

40480

25781

19668

13912

15368

23125

22740

10012

Тюменская область

65015

42935

35355

22351

26301

40048

41104

18133

в том числе: 
Ханты-Мансийский авт.округ

64668

44913

36289

24313

25447

39274

39075

18880

Ямало-Hенецкий  авт.округ

87351

58483

45553

34105

45671

52885

55659

23868

Тюменская область без  
Ханты-Мансийского авт. округа- 
Югры и Ямало-Ненецкого авт. Округа

47526

30633

26192

17297

14125

25049

27362

11910

Челябинская область

35196

20060

17207

11868

12733

21069

20943

8705

Сибирский федеральный округ

38177

22623

18043

13417

12755

23242

24080

9398

Республика Алтай

25345

16461

12411

8532

9357

13037

13407

6908

Республика Бурятия

37835

19884

19996

13085

12982

22161

22312

8700

Республика Тыва

30019

19602

15817

10512

9237

14080

15157

7612

Республика Хакасия

31460

18374

15125

11255

10497

21380

23565

8606

Алтайский край

25881

16013

13195

10194

10063

15728

15305

7516

Забайкальский край

39985

23618

21804

13142

10636

24387

26175

8483

Красноярский край

44209

25533

22432

14894

14601

28039

29419

10577

Иркутская область

42528

24688

19141

15420

13756

24542

26056

9830

Кемеровская область

36869

22333

16878

13908

12591

24169

24312

9342

Новосибирская область

39365

24132

18047

14592

13303

20804

21359

11011

Омская область

31328

19761

15238

11851

11996

20748

19523

8223

Томская область

46489

26341

19530

13685

14970

25492

27612

10413

Дальневосточный федеральный округ

53766

32156

26282

18220

17539

30406

32750

12660

Республика Саха (Якутия)

57798

32678

25179

17356

18131

37082

37916

14054

Камчатский край

65687

36759

31717

20586

23187

35560

34040

16731

Приморский край

42204

26522

23168

17146

16074

25487

26316

11160

Хабаровский край

48922

29209

28018

16894

18331

28367

30406

11685

Амурская область

42315

25775

19939

14514

12953

27968

32966

9490

Магаданская область

56249

36266

35891

20389

24485

38482

37478

15335

Сахалинская область

90333

59558

37971

26552

22624

36385

40162

17990

Еврейская автономная область

34396

22492

19679

14371

12869

27255

31396

8509

Чукотский авт.округ

88862

52845

42678

29211

27507

45205

47750

22400


 

 

1.3 Неравенство  в распределении денежных доходов  населения. Кривая Лоренца

Личное распределение  доходов характеризует, как распределяются все доходы общества между различными доходными группами. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств, семей: Личное (персональное) распределение доходов представляет собой их распределение между отдельными экономическими ячейками, которыми являются частные лица, семьи, домашние хозяйства. В распределении доходов существует значительное неравенство. Оно присуще всем государствам и имеет в каждой стране приблизительно одни и те же пропорции. Оценка экономического неравенства населения со­ставляет одну из основных задач социальной статистики и служит основанием для реализации государственной политики в области распределения доходов. Для оценки дифференциации населения по доходам используются следующие показатели: распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, коэффициенты дифференциации доходов населения, распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения, коэффициент концентрации доходов, численность населения с доходами ниже черты бедности.

Наиболее часто  при анализе распределения доходов  используют две меры: совокупный доход и рассеивание (отклонение) доходов. В рамках этих подходов пытаются определить, насколько велик доход и как он распределен между членами общества.

Здесь, в первую очередь, определяют величину среднего дохода, а затем рассматривают, насколько неравномерно распределены доходы вокруг него. Центр диапазона распределения может быть охарактеризован средними разных видов. В зависимости от характера среднего признака и имеющихся данных в экономическом анализе используются средняя арифметическая, медиана и мода. Показатель среднего дохода, исчисляемый как средняя арифметическая, достаточно чувствителен к повышению или понижению удельного веса высокодоходных или низкодоходных групп населения. В статистике большинства развитых стран для характеристики общего уровня доходов используется их медианный уровень, т. е. уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число работников. Медиана — величина признака у единицы, находящейся в середине ранжированного (упорядоченного) ряда распределения. Еще одной характеристикой, применяемой при исследовании доходов, является мода, представляющая собой наиболее распространенный уровень дохода. Мода — величина признака, чаще всего встречающаяся в определенной совокупности единиц. Средний доход, медиана и мода располагаются по убыванию следующим образом: мода меньше медианы, медиана меньше среднего. Следовательно, самый общий (распространенный) уровень дохода меньше, чем доход в середине распределения, который, в свою очередь, меньше, чем средний доход. Средний доход превышает и медианный, и модальный уровни дохода. Это превышение среднего дохода как над медианным, так и над модальным уровнем обусловлено значительной долей лиц, имеющих высокие и сверхвысокие доходы. Следовательно, использование среднего дохода в качестве показателя благосостояния населения приводит к значительному завышению уровня доходов основной массы людей. Модальный же доход стремится к нижним доходным группам и отклоняется от медианного в меньшую сторону. Следовательно, использование модального дохода в качестве показателя благосостояния приводит к занижению реального уровня доходов населения» Таким образом, наиболее достоверным является медианный доход.

Информация о работе Формирование доходов в рыночной экономике