Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 655.38 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: экономическая теория

на тему: Фискальная политика государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011г.

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.  Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике

1.1.  Понятие и структура  фискальной политики …………….……………5

1.2 Инструменты фискальной  политики ……...……………….…………    13

1.3. Фискальная политика  и ее эффективность………..……………..……  16

Глава 2.  Формирование фискальной политики в  Российской Федерации

2.1 Налоговая система как  элемент фискальной политики………………   20

2.2.  Понятие «государственного  бюджета», его экономическая сущность  и функции………………………………………………………..………………26

2.3. Дефицит и профицит  бюджета………………………………………… 29

2.4. Основные показатели  бюджета Российской Федерации                              на  2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32

Заключение……………………………………………………………………34

Список использованной литературы………………………………………   36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Государство, как  общественный институт обязано  решать огромный комплекс стоящих  перед ним задач. Важнейшим государственным  инструментом является фискальная  политика.

   В современном  словаре иностранных слов она  определяется как «совокупность  финансовых мероприятий государства  по регулированию правительственных  расходов и доходов, один из  важнейших рычагов государственного  регулирования экономики». Фиск (от  латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов. Таким образом, основными целями финансовой политики являются мобилизация денежных средств, необходимая государству, их распределение и использование для решения социальных и экономических проблем страны.

   В любой стране  при любой общественно-политической  и социально-экономической системе  экономика в той или иной  степени регулируется государством  в лице государственных органов.

   Государственное  регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение  или даже на подавление нежелательных  для общества видов экономической  деятельности, таких, как производство  и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых  форм предпринимательства (фермерских  хозяйств, малых форм экономической  деятельности, видов благотворительной деятельности). А также государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

   Правильное построение  экономических рычагов управления  государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему  образу жизни всех субъектов  государства.

   Любое правительство  всегда проводит некоторую фискальную  политику, независимо от того, осознает  оно это или нет. Реальный вопрос  в том, будет ли эта политика  конструктивной или она будет  неосознанной и непоследовательной.

   Тема фискальной  политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Россия переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, «отсекая» ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

   Целью курсовой  работы является исследование  теоретических и практических  проявлений фискальной политики.

   В курсовой работе  выделяются две основные главы  – в первой дается общее  понятие и представления о  сути фискальной политики и  ее методах, во второй – формирование  фискальной политики и основные  показатели бюджета Российской  Федерации на 2008-2010 годы.

   Безусловно, невозможно  в одной работе досконально  рассмотреть фискальную политику  со всеми ее особенностями, пусть  даже на примере Российской  Федерации. Но, тем не менее, в  работе была сделана попытка  рассмотреть проблемы и особенности  осуществления фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фискальная политика  как инструмент в рыночной экономике

 

1.1. Понятие и структура фискальной политики

 

    Под  фискальной политикой государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в экономические процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

   Фискальная политика - совокупность  финансовых мероприятий  государства  по  регулированию  правительственных  расходов и  доходов для достижения определенных  социально-экономических целей. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики  усилилась особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы  государства стали играть значительную  роль в обеспечении  стабильного экономического  роста.

   Среди многочисленных  задач фискальной политики, образующих  так называемое дерево целей, основными являются:

  • устойчивый рост национального дохода,

  • умеренные темпы инфляции,

  • полная занятость,

  • сглаживание циклических колебаний экономики. 1

   Инструментарий фискальной  политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и  налоговых ставок, кроме того, трансфертные  платежи и другие виды государственных  расходов. Важнейшим комплексным  инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является  государственный бюджет, объединяющий  налоги и расходы в единый  механизм.

   Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют  один из компонентов совокупных  расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные  платежи. Они не включаются в  ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные  платежи косвенно влияют на  потребительский спрос, увеличивая  располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия  на совокупные расходы являются  налоги. Любые налоги означают  уменьшение размеров располагаемого  дохода. Уменьшение располагаемого  дохода в свою очередь ведет  к сокращению не только потребительских  расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов.

   В связи с этим  проводятся  два вида фискальной  политики: дискреционная политика  и политика, основанная на встроенных  (автоматических) стабилизаторах.

    При  дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).

   Фискальная  политика, основанная на встроенных  (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который  без участия государства  устраняет  неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты). Так, на фазе подъема  экономики,  когда растут доходы предприятий и работников  благодаря прогрессивному  налогообложению,  еще быстрее увеличиваются суммы налогов.  Одновременно  уменьшается безработица  и улучшается положение малообеспеченных  семей,  вследствие чего уменьшаются  выплаты пособий по безработице и ряд  социальных  выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса,  чем сдерживается  неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений  автоматически уменьшаются  (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а  социальные выплаты  (в т.ч. пособия по безработице) возрастают.  В результате  возрастает покупательная  способность населения, что способствует  выходу из  кризиса.

   Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

   Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

Такими автоматическими стабилизаторами являются:

  1. прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода  вследствие снижения налоговой ставки.

  1. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты  автоматически снижаются.

 

   Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг  его потенциального размера, а  только ограничивают размах этих  колебаний.  2

1.2. Инструменты фискальной  политики

 

   Основными инструментами  фискальной политики является  государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы  – это затраты на содержание  института государства, а также  правительственные закупки товаров  и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные  виды закупок, например, закупка государством атомных подводных лодок, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство. 3

   Как правило, государственные  закупки подразделяют на закупки  для собственного потребления  государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования  рынка. Эти расходы отражаются  в расходной части государственного  бюджета. В современном обществе  смешанной экономики роль государственных  расходов чрезвычайна важна. Поэтому  в перспективных экономических  программах развития общества  большое внимание уделяется регулирующей  роли государственных расходов  в обеспечении социально-экономического  развития, в формировании нового  качества экономического роста.

   В странах с  развитой рыночной экономикой  государство как покупатель обеспечивает  реализацию до 20% ВНП. Для этого  существует система государственного  заказа, привлекающая фирмы гарантированным  рынком сбыта, налоговыми и кредитными  льготами, отсутствием риска неплатежей  и т.д. Поэтому государственные  расходы и налоги – это важнейшие  инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, занятость населения. Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности. Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу. Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.

Информация о работе Фискальная политика государства