Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Таким образом, фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность фискальной политики………………………………………..6
1.2. Компоненты фискальной политики государства………………………6
1.3. Разновидности фискальной политики государства……………………9
Глава 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В 2010-2012 ГОДАХ
2.1. Основные задачи бюджетной политики на 2010 г. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………………13
2.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы…………………………………………………………………..16
2.3. Бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………………21
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
3.1. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка
экономики ………………………………………………………………………..25
3.2. Антикризисные мероприятия субъекта РФ……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

      сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффект от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину реального дохода (ВВП). Государственные расходы так же, как и инвестиции, независят непосредственно  от производства и не влияют на функцию потребления. Увеличение государственных расходов сопровождаются бюджетным дефицитом. Такая фискальная политика фактически приводит к дефицитному финансированию. Если происходит сокращение налогов при сохранении прежних государственных расходов, то в этом случае также будет иметь место мультипликативное воздействие на размер национального производства, но в меньшей мере, чем при росте государственных расходов. Снижение налогов поступление как результат снижения налоговых ставок приведет к дефициту государственного бюджета

В условиях экономического подъема происходит «перегрев» экономики, наблюдается инфляционные процессы, возникает избыточный спрос. В таких условиях правительство вынуждено проводить сдерживающую, или рестриктивную политику, которая предполагает:

      уменьшение государственных расходов;

      увеличение налогов.

Дискреционная фискальная политика имеет ограничения, прежде всего ограничения во времени. Крупномасштабные государственные программы от момента их принятия до момента полной реализации охватывают длительное время, проводятся в условиях экономического спада и глубокой депрессии. Однако в современных условиях наблюдается модификация делового цикла. В частности сокращается в период спада, а депрессии вообще удается избежать. Принятая экспансионистская программа, например реализация проекта общественных работ, на которые государство выделяет значительные средства, может перейти из фазы экономического спада на период подъема экономики, усилив этим «перегрев» экономики. Подобные ограничения имеет манипулирование налогами.

Недискреционная фискальная политика основана на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от динамики ЧНП, которая отражает ход делового цикла. «Встроенные» стабилизаторы автоматически, без участия государства, реагируют на изменение рыночной ситуации. При этом величина встроенных стабилизаторов автоматически стабилизирует экономику.

Основные встроенные стабилизаторы: подоходные налоги, в том числе налог на прибыль; косвенные налоги ( в первую очередь налог на добавленную стоимость), пособие по безработице. Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятие специальных ращений для введения их в действие. Например, если в экономике действует прогрессивная система налогообложения, то в фазе подъема по мере увеличения объема производства налоговые поступления возрастают. При спаде налоговые поступления сокращаются, возрастает интенсивность потоков трансфертных платежей (пособии по безработице).

Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате многочисленных экономических и политических факторов, в том числе эффекта вытеснения.

 

 

Глава  2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  В 2010-2012 ГОДАХ

В 2009 году был значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан. Резкое падение государственных доходов в условиях мирового кризиса заставило  скорректировать бюджет на 2010 год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

 

 

 

2.1. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся  условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной  экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности  заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения  необязательных  в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочную государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ,  современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты труда работников соответствующих учреждений. Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управлений инвестиционными проектами. Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития  российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий. Необходимо определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.  

Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их  обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное  расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг,  в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения. Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

 

 

2.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.  Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать – умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

При формирования налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут – при прочих равных условиях – к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2009-2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы. Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования  для финансового положения организаций и определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта. При этом лица, занятые в этих секторах  экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год. С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

      увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

      установить временный специальный  порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

1.      в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

2.      разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов. При этом для нематериальных активов, по которым невозможно              определить срок полезного использования, целесообразно установить срок амортизации два года.

Информация о работе Фискальная политика государства