Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……................................................................................................................... 5
1.1 Сущность и значение налоговой политики………………………… 5
1.2 Критерии эффективности налоговой политики...………………… 10
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………….. 12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ..,............... 16
2.1 Налоговое планирование…………………………………………. 16
2.2 Налоговые реформы………………………………………………. 23
3. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ................................................................................................. 26
3.1 Основные итоги реализации налоговой политики......................... 26
3.2 Основные направления налоговой политики РФ на период 2010- 2012 гг................................................................................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_e_t_pechtat.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

Особенность роли юриста в налоговом планировании. Необходимость в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены , либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

Классификация методов (этапов) налогового планирования

По субъекту:

-корпоративное налоговое планирование;

-личное (частное) налоговое планирование;

-смешанное.

По объектам:

-внешнее (учредителями);

-внутреннее (исполнительными органами организации).

По юрисдикции (территории действия):

-международное;

-национальное (общегосударственное);

-местное (субъекта федерации или муниципального образования).

Этапы налогового планирования и их краткие характеристики

Внешнее планирование

1. Выбор места регистрации (территории  и юрисдикции).При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставок в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены рядов налогов и иногда допускается получение субсидий от других налогоплательщиков, в рамках их платежей в бюджеты соответствующих уровней. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

Следует обратить особое внимание. что налоговое планирование не применяется в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках с объекта обложения.

2. Выбор организационно-правовой  формы. Влияет на порядок использования  прибыли и возможность получения  льгот.

3. Определение состава учредителей  и долей акционерного капитала. В случае участия государства  более 25% ограничивает возможности  проведения реструктуризации, передачи  имущества и распределения полученных  доходов, а также участие в  создании аффинированных групп. Согласно налоговому и гражданскому  кодексу при наличии доли одного  из участников в размере более 25% возможно привлечение его к  солидарной ответственности по  налоговым обязательствам.

4. Выбор основных направлений  деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности  подготовки учредительных документов. Налоговый режим организации  осуществляется согласно ее статистическим  показателям. Первоначальные направления  деятельности определяются кодами  ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.

В учредительных документах указываются различные внутренние фонды и порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.

5. Определение стратегии развития  предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов). Используется для максимального  использования налоговых льгот (например малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.

Создание филиалов в юрисдикция с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным -- создает дополнительные возможности для налогового планирования.

6. Выбор порядка формирования  уставного капитала. Внесение имущества  в уставной капитал создает  первоначальные налоговые обязательства  в виде налога на имущество

Внутреннее планирование

1. Выбор учетной политики организации (один раз в финансовый год). Бухгалтерский учет в нашей  стране регулируется согласно  ст. 5 Закона “О бухгалтерском  учете” следующими нормативными  документами:

Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

планами счетов бухгалтерского учета и инструкциями по их применению;

положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету;

другими нормативными актами и методическими рекомендациями по вопросам бухгалтерского учета.

В п. 3 ст. 5 Закона определяет, что организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом, возможно изначальное создание поля доказательств, подтверждающих обоснованность и законность того или иного толкования нормативно-правовых актов и действий налогоплательщика.

2. Контрактные схемы. Позволяют  выбрать оптимальный налоговый  режим осуществления конкретной  сделки с учетом графика поступления  и расхода финансовых и товарных  потоков.

3. Льготы. Льготы по налогам занимают  важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов  для государства стимулировать  те направления деятельности  и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Льготы в значительной степени разнятся от вида налога по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Именно на него следует обращать самое серьезное внимание, так как в общей структуре налогообложения именно "местная" составляющая играет самую большую роль. Из 32 процентов налога на прибыль, только 10% идет в федеральный бюджет, а 22% в местный. Например в Москве в дополнение к федеральным льготам установлено более 70 льгот по налогу на прибыль и добавленную стоимость, однако ими умело пользуются не более 1-2 процентов предприятий[13].

 

 

 

2.2 Налоговая реформа

 

В основе формирования налоговой политики любого государства лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. Разумный паритет функций налогообложения и определяет эффективность всей налоговой политики в целом. Налоговая система, как область приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором принимаемых решений.

Налоговая политика формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой. Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Более того:

- налоговое законодательство противоречиво  и запутанно;

-абсолютно не соблюдается принцип  справедливости при распределении  налогового бремени;

- в недостаточной мере используется  стимулирующая функция налогов  в целях поощрения развития  производства;

- механизм исчисления и взимания  некоторых видов налогов крайне  сложен, что создает массу возможностей  для сокрытия доходов от налогообложения;

- искажение экономических приоритетов  в виде преувеличенного внимания  к льготам;

- действующее законодательство  содержит множество "белых пятен" , что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;

-существует нерациональная максимизация  прав и полномочий местных  органов власти в области нормотворчества;

- наблюдается низкий уровень  правовой информированности налогоплательщиков.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию; обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. В то же время, несмотря на сильный налоговый пресс, система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов.

В целом, ситуацию в стране можно охарактеризовать как критическую. Обычные меры бюджетной политики на этой стадии уже не могут дать результата, а возможности внешнего заимствования практически отсутствуют. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений что далее такое положение нетерпимо и перемены в налоговой системе неизбежны. Различия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки.

Причины необходимости реформ

1. Политические. К политическим  следует отнести следующие: принятие  новой Конституции, большая самостоятельность  региональных и местных властей  и связанной с этим перераспределение  доходов и расходов между бюджетами  разного уровня, необходимость демократический  преобразований в том числе и во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками.

2. Экономические. Дальнейшее развитие  рыночных отношений, появление финансового, фондового, рынка, рынка страховых  услуг, нарастание процесса интегрирования  российской экономики в мировую.

3. Правовые. Появление новых правовых институтов, изменение правовых отношений, избыток и частое несоответствие "налоговых" и "неналоговых" законов и подзаконных актов, отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность налоговых документов, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве, создающая возможности легального и нелегального ухода от налогообложения, практически полное отсутствие механизмов и процедур и, как следствие, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, чрезмерно жесткий подход к наказаниям за налоговые правонарушения при отсутствии четкого определения состава этих нарушений и т. д. Сущность реформ. Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям, В настоящее бремя налоговая система России уже содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Очевидно, налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

3.1 Основные итоги реализации  налоговой политики в прошедшем       

 периоде

 

"Основные направления налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол  от 2 марта 2007 г. №8), предусматривали  внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

3. Индексация ставок акцизов

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

- начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;

- налогоплательщики получили право  перейти на уплату налога по  фактически полученной прибыли;

- предельная величина процентов  по долговым обязательствам, которая  может быть учтена в расходах  для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки  рефинансирования Центрального  банка Российской Федерации, увеличенной  в 1,5 раза, - при оформлении долгового  обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам  в иностранной валюте;

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.

Информация о работе Фискальная политика