Финансовые промышленные группы и их роль в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений является стимулирование процесса концентрации и интеграции капитала различных сфер хозяйственной деятельности, проявившегося в возникновении новых организационно-хозяйственных структур - финансово-промышленных групп.
Методологические подходы к изучению природы, предпосылок и дальнейшей необходимости становления финансово-промышленных групп в переходной экономике исследовались многими отечественными и зарубежными учеными.

Содержание

ВВДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФПГ 4
1.2. Причины возникновения ФПГ 4
1.3. Особенности ФПГ 5
1.4.Направления и преимущества участников ФПГ 7
2. ФПГ различных стран. Модели ФПГ
2.1. Структурные элементы формирующихся российских ФПГ.
2.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.
2.3. Создание финансово-промышленных групп в отраслях оборонной промышленности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

образец.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

формирующихся российских ФПГ.

 

Чтобы выделить основные элементы конкретно отечественных финансово-промышленных групп, необходимо проследить, как формировались крупные частные капиталы, так как именно факт наличия капитала является основным в формировании ФПГ.

Слабость государственной  власти и законодательства, зачаточное состояние рыночных институтов, быстрые темпы приватизации и открытия экономики, неопытность населения создали благодатную обстановку для спонтанного формирования крупных частных капиталов. Быстрые темпы развития крупнейших финансовых структур в России - в подавляющем большинстве случаев результат их тесных связей с государственным сектором и многочисленных неявных льгот, которые им удается получить от правительства на индивидуальной основе. Государственный сектор стал своего рода инкубатором для частных фирм.

Льготный, привилегированный  доступ к государственным ресурсам стал необходимым условием успешного  развития крупного частного бизнеса.

Для банковского сектора  России характерен высокий темп рыночных преобразований. На протяжении 1988 - 1991 гг. он был открытым для входа на рынок новых участников. Требования к минимальному размеру уставного капитала были крайне низки, госпредприятия имели большие средства и становились учредителями “своих” банков.

Однако настоящий расцвет  банков связан с либерализацией в 1992 году. Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих интересах.

Постепенное ужесточение контроля в 1993 году со стороны ЦБ РФ, повышение минимальной величины уставного капитала способствовало централизации банковского капитала. Только за первые 8 месяцев 1993 г. 73 коммерческих банка (3,5% от их общего числа) были преобразованы в тделения или дочерние банки.

Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора, формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей нынешнего  этапа развития ФПГ. Банки идут на это, чтобы получить доступ к местным  денежным ресурсам, укрепить взаимоотношение с мелкими банками. Поглощение более мелкого банка расценивается руководством банка как более эффективные вложения, чем открытие филиала “на пустом месте”.

Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный  персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для роста уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, одним из важнейших элементов  формирующихся отечественных финансово-промышленных групп являются банки.

Вторая сфера  быстрого накопления капитала - торговля. Высокая прибыльность торгового  бизнеса в России связана с  огромными различиями в структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.

Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем финансовые, и выступали  материнскими компаниями по отношению к последним. Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления развития.

В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.

Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение новых рынков).

Кроме того, в  современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще два “типовых” элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд. В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).

Инвестиционные  фонды изначально использовались для  аккумуляции приватизационных чеков (по данным Госкомимущества, на начало 1994 года фонды собрали около 30% всех выпущенных чеков в России), а  впоследствии - для спекулятивной  игры ваучерами. Особенность российского законодательства потребовала от банков создания дочерних структур для внедрения на этот новый ранок. Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации. Здесь надо учесть, что российское законодательство ограничивает прямые банковские инвестиции в небанковские предприятия. Способ обхода закона - учреждение дочерних компаний, в первую очередь инвестиционных компаний и фондов.

В меньшей  степени в структуре современных  ФПГ распространены такие преобразования, как, например, фирмы по работе с  недвижимостью. Сравнительно новая  тенденция, которая будет усиливаться, - формирование частных пенсионных фондов.

Что касается промышленных предприятий, то фактически финансово-промышленная группа выбирает приоритетные направления инвестирования на основе сочетания следующих критериев:

 

1) уникальность предприятий, их  монопольное положение на российском рынке;

2) продукция предприятия является  основной для входящих в ФПГ  торговых компаний;

3) вложения в сектора, дополняющие  отраслевую структуру группы;

4) наличие личных связей в секторе,  готовность руководителей предприятий  к сотрудничеству с крупным банком;

5) крупная просроченная задолженность  предприятий банку: в этом случае  руководство ФПГ надеется совместными  усилиями нормализовать обстановку, так как не видит другого  способа вернуть выданные кредиты. 

 

На основании  всего выше сказанного можно сделать вывод, что участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица. Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в формировании и развитии финансово-промышленных групп.

 

 

2.2. Финансово-промышленные группы и

государственная поддержка.

 

Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ  государство должно оказывать  поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

Основной  вопрос взаимодействия государства  и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:

 

1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

2. Отмена для участников ФПГ  авансовых платежей по налогу  на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных участниками  ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

4. Разрешение продажи участниками  группы своей продукции другим  ее членам по ценам ниже  себестоимости.

5. Единовременное списание затрат  по закупке материальных ресурсов  на себестоимость продукции с  зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных  операций предприятиями-участниками  ФПГ без внесения залоговых  сумм на счета таможен (при  наличии гарантии банка-члена  ФПГ).

7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

8. Предоставление отсрочки до завершения  сделки по уплате таможенных  платежей при проведении экспортных  и импортных операций.

9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

10. Создание фондов ФПГ (медстраха,  соцстраха, занятости, НИОКР) с  направлением в них обязательных  отчислений.

11. Допущение отсрочки до конца  текущего финансового года по уплате налга на прибыль в части, направляемой на инвестиции вb отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

 

Если хотя бы некоторые меры будут воплощены  в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

 

2.3. Создание финансово-промышленных групп

в отраслях оборонной промышленности.

 

В результате резкого перехода на новые условия  хозяйствования предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и стихийностью приватизации на начальном этапе.

Средством для  преодоления существующих проблем отраслей оборонной промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск конкурентоспособной военной и гражданской продукции.

Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий  ООП:

 

1) повысит экономическую и финансовую  устойчивость предприятий - членов  ФПГ; 

2) расширит самостоятельность предприятий  ООП, они будут рассчитывать на свои силы и меньше опираться на поддержку государства;

3) будет способствовать модернизации  производства ООП за счет привлечения  банковского капитала;

4) снизит вероятность банкротства  предприятий и способствует их  выходу на прибыльную работу;

5) будет способствовать перераспределению управленческих функций. Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на себя ФПГ;

6) будет способствовать структурной  перестройке экономики ООП, развитию  производственно-финансовых отношений; 

7) предотвратит падение производства  в ООП, приостановит разрушение  крупных технологических комплексов.

 

При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их особенности, включая  необходимость сохранения научного, промышленного и кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и т.д.

В настоящее  время уже созданы и функционируют  ФПГ “Уральские заводы”, “Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые  компании - “Ленинец”, “Арсенал”, “Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, Ильюшин” и др. Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ.

Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд  преимуществ, таких как:

1) сохранение технологических и  производственных связей между  предприятиями после приватизации  и их научно-технического потенциала;

2) возможность привлечения внебюджетных  источников финансирования для  осуществления конверсии и диверсификации  производства;

3) обеспечение привлечения необходимых  финансовых и материальных ресурсов  для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции;

4) решение проблемы взаимных неплатежей  в рамках создания интегрированных  групп;

5) обеспечение гарантий сохранения  и поддержания мобилизационных  мощностей.

 

Наибольшие  трудности при формировании и  функционировании ФПГ в ООП обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок. Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в области накопления капитала.

Информация о работе Финансовые промышленные группы и их роль в развитых странах