ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАНЫ И СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ УСКОРЕННОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:20, доклад

Краткое описание

Инвестиционный климат - это понятие выработано практикой международного инвестиционного предпринимательства. Его изучение позволяет инвестору получить ответ на вопрос, какова степень риска вложения его капитала в принимающем государстве и окажется ли вложение эффективным. При принятии решений иностранные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава-3.docx

— 66.16 Кб (Скачать файл)

ПОКАЗАТЕЛИ

ГОДЫ

ТЕМП РОСТА (в %)

 

2011 -2015

2015 к 2010

Объем инвестиций – Всего                            в т. ч.: -   из бюджета 

31294,9

140,0

-

- из собственных средств

6848,2

-

-из внешних источников

24446,7

110,7

Из них – прямые инвестиции

15400,0

112,8

- иностранные  кредиты

9046,7

-


 

Одним из основных экономических  факторов развития швейной промышленности, являются инвестиции в инновационную деятельность предприятий. Настоящая ситуация в республике характеризуется ослабленным вниманием государства к использованию научных разработок в швейной промышленности, что пагубно влияет как на сферу науки, так и на реальное производство швейной продукции.

Задачами привлечения  иностранных инвестиций в швейную  промышленность являются: создание новых  рабочих мест, освоение новых технологий, ноу-хау и методов организации  управления производством и инновационными процессами. Управление инновациями (нововведениями) связано с инвестиционными процессами. Чем лучше состояние управляемости и формирования нововведений, тем больше оценка привлекательности действующего проекта для потенциальных инвесторов. В рыночной экономике движущая силой инновационной деятельности яявляется конкуренция, которая заставляет швейные предприятия выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие сбыт продукции на рынке.

В развитых странах, зарубежные компании по производству швейных изделий  придают большое значение вложению средств в инновационную деятельность, которая дает хороший экономический эффект, особенно из-за повышения степени конкурентоспособности швейных изделий. И наши предприятия также активно включились в эту работу.

Перспективы развития ситуации в швейной промышленности связаны  с дальнейшей адаптацией предприятий  отрасли к новым экономическим условиям, то есть:

• необходима разработка стратегии  в области обновления технологического оборудования и выпуска качественной продукции широкого ассортимента;

• повышение эффективности  внутренних инвестиций.

Некоторые швейные предприятия (в основном в Согдийской области  и города Душанбе) имеют разработки, отличающиеся применением эффективных технологий, что позволяет им выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. Однако достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы широкого круга швейных предприятий в ближайшее время представляется проблематичным. Причин этому несколько:

  • ориентация швейных предприятий на краткосрочные результаты деятельности в ущерб среднесрочным и долгосрочным. Отсутствие на предприятии научно-обоснованных планов средне и долгосрочного характера, вследствие чего невозможно проводить планомерную подготовку производства к обновлению швейного ассортимента;
  • неготовность швейных предприятий к изменениям рыночного спроса, вследствие отсутствия четкой связи между результатами маркетинговых исследований и работами по обновлению швейной продукции. Это относится даже к тем предприятиям, которые достаточно хорошо ориентируются на рынке: осуществляют анализ текущего состояния рынка и конкурентов и располагают прогнозами на будущее;
  • неприспособленность систем планирования, учета и контроля к современным рыночным условиям хозяйствования предприятий швейной промышленности и, вследствие чего невозможность выпуска качественной швейной продукции.

Еще одним существенным фактором неэффективности производственной деятельности швейных предприятий является отсутствие научной обоснованности принимаемых в области обновления производства управленческих решений. Несоответствия действующих на предприятии управленческих технологий, часто даже при наличии средств, эффективность их вложения в обновление производства не оправдывают ожидания, связанных с развитием этих предприятий. Вследствие не финансирования инновационных проектов и увеличения периода освоения той или иной швейной продукции, происходит выпуск продукции в тот момент, когда она уже не нужна покупателю (потребителю), или спрос на это швейное изделие уже покрывается продукцией, выпускаемой конкурентами.

Наиболее распространенным видом инноваций на предприятиях швейной промышленности является технологическая деятельность. Однако уровень осваиваемых технологий и их новизна существенно уступают показателям развитых зарубежных стран.

Низкая инновационная  активность в швейной промышленности республики, объясняется главным образом, двумя причинами - тяжелым финансовым положением отрасли и отсутствием у многих швейных предприятий прочных традиций взаимодействия науки и производства. Основным источником инновационной деятельности швейных предприятий являются их собственные оборотные средства, которые отсутствуют.

Для создания устойчивой тенденции  активизации инновационной деятельности в швейной промышленности, необходима разработка и осуществление комплекса первоочередных мер, направленных на повышение восприимчивости швейных предприятий к научно- техническим достижениям.

Как известно, в мировой  экономике различают такие типы стратегий инновационного развития стран:

  • стратегия «переноса»;
  • стратегия «заимствования»;
  • стратегия «наращивание»

Не вдаваясь в глубокий анализ типов стратегий инновационного развития, следует отметить, что стратегия «переноса», основанная на переносе нововведений в собственную экономику и стратегия «наращивания», основанная на базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученных и специалистов, интегрирования фундаментальных и прикладных наук, в настоящее время для нашей страны находится только в начальной стадии.

Таким образом, на уровне страны выбор стратегии «заимствования»  инновационного развития можно рассматривать  как наиболее приемлемый вариант  научно-технического развития.

Выбор данной стратегии инновационного развития в стране диктуется следующими обстоятельствами:

во-первых, наличием дешевой  рабочей силы, имеющей достаточное  образование;

во-вторых, невостребованным собственным научно-технологическим  потенциалом;

 в-третьих возможностью постепенного наращивания собственного инженерно-технического обеспечения производства новых видов продукции;

в-четвертых, освоением производства продукции, производившейся в более развитых странах.

При этом особенно значительными  являются локальные предпосылки  международного научно-технологического обмена на уровне фирм, предприятий, организаций и компаний.

Это подтверждает и практика сегодняшней промышленной политики РТ, особенно в сфере её инвестиционной политики, которая и аккумулирует все вышеизложенные факторы инвестиционной стратегии «заимствования».

Следует отметить, что новая  инновационная сфера в Таджикистане только начинает создаваться и без  государственной поддержки её развитие невозможно.

В мировой экономике накоплен определений опыт стран, выбравших  инновационную модель развития экономики. В таких странах существуют мощные государственные программы поддержек  инновационного процесса. Кроме того, существуют рычаги косвенного регулирования инновационной деятельности в виде налоговых скидок с общей суммы инвестиций в активную часть основного капитала, сокращения (на 25%) налогооблагаемого дохода предприятий от ассигнований на исследования и разработки, изменения антимонопольного законодательства, облегчающий компаниям создание совместных исследовательских трестов, программ (консорциумов) и др.

Как результат реализации эффективной государственной политики сегодня, Германия, США и Япония в общем объёме обладают 48% объёма новейших технологий.

Развитию инновационной  деятельности в Таджикистане, необходима целенаправленная государственная  поддержка участников инновационных  проектов.

Финансовые механизмы  такой поддержки целесообразно  построить на базе специализированных инновационных фондов, развитии сектора  страховых услуг, межведомственных программ инновационной деятельности.

Основными условиями создания инновационного типа экономики предоставляется  следующее:

1. Инвентаризация и уточнение  научных и научно- технических  подразделений, предприятий и  отрасли на предмет развития  научного потенциала. При этом  целесообразно оценить конкурентоспособность  различных сфер экономики, уровень  технологий и основных видов  техники.

  1. Наличие эффективно работающей национальной инновационной системы, стимулирующей государственные и частные организации, предприятия научно-технологическою сектора экономики;
  2. Определение и утверждение приоритетных направлений инновационного развития и критически важных технологий для предприятий страны;
  3. Закрепление в экономической науке, массовом сознании и законодательстве нового содержания капитала. Его наиболее динамичная часть - нематериальные активы, включающие стоимость патентных и беспатентных лицензий на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, товарные и фирменные знаки, селекционные достижения, компьютерные программы, технологии интегральных схем, авторские права);
  4. Кардинальное изменение инновационной политики. Как известно, инновационная деятельность в стране во многом зависит от инвестиционного климата и поэтому необходимо пересмотреть структуру инвестиций с точки зрения их причастности к инновационным процессам, развивать венчурное инвестирование;
  5. Превращение предприятий, фирм, НИИ, КБ в эффективных собственников, заинтересованных и способных осуществлять нововведения;
  6. Повышение эффективности реализации инновационной политики на основе создания благоприятных условий развития финансово- кредитных институтов инновационной деятельности, совершенствования законодательного и нормативно-правовой; регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере институциональных преобразований в отраслях промышленности;
  7. Превращение инвестиций в человеческий капитал, в главную сферу долгосрочных вложений. Это также требует новых методов оценки страхования рисков и ответственности, привлечения личных средств кредитования и так далее;
  8. Равноправная и взаимовыгодная научно-техническая интеграция с партнерами по научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Механизмы государственного стимулирования инновационного развития во многом схожи с поддержкой других сфер или задач экономического развития. Они проявляются в форме налоговых льгот, прогрессивной амортизационной политики, льготного кредитования соответствующих проектов. Не останавливаясь детально на этих механизмах, можно выделить некоторые специфические меры по ускорению инновационного развития национальной экономики на данном этапе. В частности, сегодня в республике отсутствует такой важный механизм развития инновационных процессов, как венчурное финансирование. Специфика венчурного финансирования в значительной мере обусловлена своеобразием развития инновационного предпринимательства и воспроизводством вложенного в него капитала. В отличие от кредита, финансовые средства для венчурного предпринимательства предоставляются на основе условий, допускающих возможность неполучения ожидаемого результата инновационного процесса.

В развитых странах широкое  развитие получили венчурные фонды  и фирмы, которые играют существенную роль в продвижении на рынок новых технологий, новых методов организации производства и управления, ноу-хау. Как правило, венчурные фонды обладают значительными активами и во многих случаях представляют собой ответвления крупных финансовых структур.

Применительно к Таджикистану, где наблюдается недостаток крупных финансовых ресурсов и необходимость закупок зарубежных технологий, нужно стимулировать формирование венчурных фондов, ориентированных не столько на развитие новых технологий, сколько на закупку за рубежом оригинальных, относительно недорогих и быстро окупаемых организационно-экономических, управленческих решений, методов организации производства, ноу-хау. Благодаря венчурным фондам, эти нововведения и ноу-хау могут быть внедрены либо в форме создания новых производств, технологических линий, предприятий, либо будут передаваться уже существующим предприятиям. Здесь государственная поддержка развития венчурных фондов должна проявляться, прежде всего, в разработке соответствующей законодательно-нормативной базы венчурного финансирования.

Таким образом, оценка инновационного развития показывает, что только комплексный  подход к реструктуризации национальной инновационной системы и выработка стратегии инновационного развития с учетом требований новых реалий переходного периода позволит преодолеть трудности на пути инновационного развития экономики страны.

Работы по созданию и внедрению  образцов прогрессивной техники, инновационных  технологий, направленных на разработку современного ассортимента швейных  изделий, а также на создание энерго-ресурсосбрегающих  экологически чистых технологий, позволят в перспективе повысить конкурентоспособность отечественной продукции швейной промышленности, обеспечив спрос на неё на внутреннем и внешнем рынках.

Информация о работе ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАНЫ И СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ УСКОРЕННОГО