Уровень жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Для оценки уровня жизни населения и для его сопоставления в различных социальных группах наиболее приемлемым является оценка фактического потребления материальных благ и услуг. Более или менее точной оценке подлежит удовлетворение физиологических и некоторых социальных потребностей. При этом значительная часть показателей, характеризующих уровень жизни, не может быть охвачена, поскольку потребности более высокого ранга не могут быть достаточно формализованы и однозначно количественно оценены.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……...3
1. Уровень жизни: основные теоретические положения………….……..…5
1.1. Основные понятия, подходы, концепции………………..……….……..….5
1.2. Система оценочных показателей…………………..………………..…..…..7
1.3. Факторы динамики…………………………….……………..…………..…12
2. Оценка состояния уровня жизни населения России. Показатели доходов в России…….………………………….....16
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………..……...16
2.2. Анализ занятости населения в России………………………….….……....21
2.3. Программы повышения уровня жизни населения……………..……....…26
Заключение…………………………………………..………………..……..….33
Список использованных источников…………….…………………..….…..34

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1111.docx

— 315.76 Кб (Скачать файл)
  • увеличены размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
  • предоставлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей.
  • введены выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
  • введены меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
  • введена ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования.
  • величина с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата.  Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских услуг, а также мнения матери ребенка.

Содействие снижению смертности, в  первую очередь от неестественных причин.

На снижение смертности от предотвратимых причин и профилактику наиболее распространенных заболеваний направлены мероприятия  приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В рамках данного направления предложено расширить приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения  и приступить к реализации мероприятий  по:

  • совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
  • совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Увеличение числа и повышение  качества социальных услуг, предоставляемых семье и детям, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение притока детей в учреждения интернатного типа требует проведения планомерной профилактической работы с семьей через разветвленную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, создания условий для их эффективного функционирования, совершенствования форм замещающей семьи и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках данной задачи решаются проблемы:

  • предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
  • социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе;
  • организации отдыха и оздоровления детей [2]. 

2. Цель – повышение благосостояния  населения, снижение бедности  и неравенства по денежным  доходам населения. 

Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).

Повышение благосостояния населения  в значительной степени связано  с ситуацией на рынке труда  и занятостью населения.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

  • содействие росту заработной платы;
  • содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
  • развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 

3. Цель – повышение качества  и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно  для малоимущих групп населения,  обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия. 

В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: 

  • повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
  • обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
  • улучшение состояния здоровья детей и матерей;
  • обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

Тактическими задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:

  • оптимизация системы оказания социальных услуг,
  • развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания;
  • повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
  • осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

5. Цель - содействие продуктивной  занятости населения, обеспечение  защиты прав граждан в области  труда.

  • создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной  поддержки безработных граждан;
  • повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.
  • обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;
  • модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
  • создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.

 

 В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:

  • содействие эффективной занятости населения; 
  • сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда;
  • обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
  • содействие развитию социального партнерства;
  • обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

             Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан.                                                                     

Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе.

Доходы населения  определяют социальное положение в  обществе, также уровень доходов  каждого человека зависит от экономики  страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

На основании  изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, с помощью  экономико-статистического анализа  можно изучать обеспеченность населения  социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для  поддержания высокого культурного  уровня населения России.

В-третьих, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения [16].

 

Список используемых источников

 

  1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / В.В Адамчук. - М.: Экономическое образование, 2010.- 274 с.
  2. Байгереев, М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета [Текст] / М.В. Байгереев // Человек и труд. - 2007. - №8-  С. 17.
  3. Биктимирова, З.А. Качество жизни: продовольственная безопасность [Текст] / З.А.  Биктимирова // Экономист. – 2005. - №2 – С.78.
  4. Болотин, Б. Разрыв в доходах населения: данные мировой статистики [Текст] / Б. Болотин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №7- с.19.
  5. Булатов, А.С. Экономика [Текст]:  учеб. пособие для вузов / А.С.  Булатов. - М.: Бек, 2006.-144 с.
  6. Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения [Текст]:  учеб. пособие / Н.А.  Горелов. - СПб.: Питер, 2003.-245 с.
  7. Грязнова, А.Г. Экономическая теория [Текст]:  учеб. пособие для вузов / А.Г. Грязнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.-176 с.
  8. Гусаров, В.М. Статистика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.М. Гусаров. - М.: Юнити-дана, 2005.-198 с.
  9. Дикарева, А.А.Социология труда [Текст]:  учеб. пособие для вузов/ А.А. Дикарева. - М.:- Высшая школа, 2011.-234 с.
  10. Емельянов, А.П. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления [Текст] / А.П. Емельянов // Экономист. – 2005. - №10 – С.78.
  11. Жеребин, В.М. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения [Текст] / В.М. Жеребин // Вопросы статистики. - 2007. - №6- С.34.
  12. Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие [Текст]:  учеб. пособие для вузов / Г. М. Зараковский. - Санкт-Петербург: Смысл, 2010.- 320 с.
  13. Камаев,В.Д. Экономическая теория [Текст]: учеб./ В.Д.Камаев.–8-е изд. – М.: Экономистъ,2009.-204 с.
  14. Капелюшников, Р.А.  Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности [Текст] / Р.А.Капелюшников // Вопросы экономики. – 2005. - №4 – С.66.
  15. Литвинов,  В. А. Прожиточный минимум. История, методика, анализ [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Литвинов. - Санкт-Петербург : Ленанд, 2010.- 278 с.
  16. Логвинов, С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование [Текст]:  учеб. пособие для вузов / С.А. Логвинов.– М.: ИНФРА – М, 2011.-154 с.
  17. Меликьяна, Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения [Текст]: учебник /  Г.Г. Меликьян. – М.:- Изд-во МГУ, 2011.-142 с.
  18. Рощин, С.Ю. Экономика труда [Текст]:  учеб. пособие для вузов /  С.Ю. Рощин.- Москва: ИНФРА-М, 2010.-267 с.
  19. Сайт федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
  20. Трунин, И. С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России [Текст] / И. С.Трунин // Вопросы экономики. – 2004. – №10 – С.77.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уровень жизни в России