Трансакционные издержки. Теорема Коуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

В прошлом экономическая теория страдала оттого, что не могла отчетливо

сформулировать свои пред-посылки. Развивая теорию, экономисты часто

уклонялись от исследования основ, на которых она воздвигалась. Но такое

исследование существенно не только для предотвращения ложных толкований и

ненужных споров, возникающих при недостаточном знании исходных установок

теории, но также в силу крайней значимости для экономической теории разумного

суждения при выборе между соперничающими наборами теоретических пред-посылок.

Содержание

Введение.

1. Трансакционные затраты.

2. Понятие и виды трансакций.

3. Трансакционные издержки и их виды.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Трансакционные издержки.docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

интуицией Целью  их экономии обусловлены такие формы  деловой практики, как

гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,

     4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию

входят расходы  на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты

времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также

потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

     5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое

поведение" был  введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение,

нарушающее условия  сделки или нацеленное на получение  односторонних выгод в

ущерб партнеру. Под  эту рубрику попадают различные  случаи лжи, обмана,

бездельничанья  на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами.

Различают две  основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для

отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

     Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и

ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует

возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать

исходя из собственных  интересов, не обязательно совпадающих  с интересами

нанявшей его  фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают

сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

     Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из

агентов произведены  инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров

появляется возможность  претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в

противном случае разрывом отношений (с этой целью  они могут начать настаивать

на пересмотре цены получаемого продукта, повышении  его качества, увеличении

объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к

инвестированию  в специфические активы.

     6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки,

сопровождающие  принятие решений внутри организаций. Если участники наделены

равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем

голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы,

то вышестоящие  в одностороннем порядке принимают  решения, которые обязательны к

выполнению для  нижестоящих.

    

      Заключение

Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики,

определяющие сущность фирмы. Это - формирование сложной сети контрактов,

долговремен-ный характер деловых отношений, производство единой "командой",

инвестирование  в специфические активы, административный механизм координации

с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из

общего представления  о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек.

Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не

только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их

функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию

трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода  была подтверждена

при изучении гибридных  организационных форм, промежу-точных между рынком и

фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру

представ-лений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав,

что многие нетипичные формы дело-вой практики объясняются не погоней за

монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных

издержек.

Теория трансакционных издержек получила распространение и в нашей стране.

Современными представителями которой являются Малахов С., Кокорев В.,

Барсукова С.Ю., Шастико А.Е., Капелюшников Р.И. и др.

Так, например, Малахов  рассматривает роль трансакционных издержек в

российской экономике. Кокорев анализирует их динамику. Барсукова выделяет

трансакционные издержки на предприятиях малого бизнеса.

Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела

большую реалистич-ность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой

жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения

     Список литературы.

1. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория. М.: ЮРАЙТ, 2002

2. Валовой Д.В. Политическая экономия. М.: Проспект, 1999

3. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2001

4. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий

малого бизнеса // Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 1.

5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва ЮНИТИ, 2002

6. Мугалимов М.Г. Основы экономической теории. ООО «Интерпрессервис», УП

«ЭКОПЕРСПЕКТИВА», Минск, 2002

7. Малахов С.  Трансакционные издержки в российской   экономике //

Вопросы экономики - 1997.- № 7

8. Малахов С.  Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие

// Вопросы экономики.  –  1998. -№11.

9. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России:

анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. - 1996.-

№ 12.

10. http://ise.openlab.spb.ru

11. http://ie.boom.ru

12. http://www.libertarium.ru

    


Информация о работе Трансакционные издержки. Теорема Коуза