Товарная биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия товарной биржи, описать её сущность и тенденции развития.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю возникновения товарных бирж и их роль в современной экономики.

2. Раскрыть теоретические аспекты функционирования товарной биржи.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Товарная биржа 5
1.1. Понятие товарной биржи 5
1.2. Политика развития биржи в России 8
Глава 2. Элементы товарной биржи 24
2.1. Объект товарной биржи 24
2.2. Порядок проведения товарной биржи 28
Заключение 31
Список литературы: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Биржа. ОиРВЭД.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, правительство  признавало  необходимость  административного  воздействия  на цены. Теоретики биржевого дела никак не  могли определить  реальное  место биржи в структуре советской экономики, её  природу.  Так,  Совет  съездов  в одном из своих  документов  определял  биржи  как  местные  представительные центры торговли. В качестве общественных организаций биржи приравнивались  к профсоюзам,  коллегиям  защитников  при  судах  и  т.  п.  Именно  так   они определялись  в  документе,  подписанном  одним  из  авторитетных  партийных деятелей в области кооперации и внутренней и внешней торговли А. М.  Лежавой (в то время нарком внутренней торговли). Биржа не  входит  в общую систему государственного управления и имеет свой бюджет, говорилось в документе,  но "с другой стороны…товарная биржа осуществляет  свои  функции не  в частном интересе,  а  в  интересе  общественности".  Это   широко   распространенное отрицание наличия частных интересов на  бирже  как  её  движущего  механизма было обусловлено идеологической линией партии.

     С  середины  20-х годов возобладала тенденция к превращению бирж в пункты оптовой торговли, что  вело  к  полной их  ликвидации.  К  1925  г.  реальное  значение  в  общей  системе  оборота признавалось лишь за теми из бирж, где торговали  хлебо-фуражными  товарами: Краснодарской,   Саратовской,   Армавирской,   Московской.   Но   отсутствие типизации  товаров,  ограниченность  срочных  сделок  и  связанных  с   ними операций приводили и  здесь  к  тому,  что  биржи  оказывали  лишь  торгово-технические посреднические услуги.

            Являясь  по  преимуществу  "универсальными"  (что  было   присуще   и дореволюционным товарно-сырьевым биржам), они имели незначительный  удельный вес в товарообороте. Это создавало впечатление, что  они  не  справляются  с посредническими  функциями.  Биржи  пытались  выйти   из   положения   путем организации товарных секций. Но развитых форм биржевой торговли они  ещё  не усвоили. Тенденции к свертыванию бирж проявились уже в  принятом  ВЦИК  и  СНК СССР "Положении о товарных и фондовых биржи и фондовых отделах при  товарных биржах" от 2 октября 1925 года. В нем на товарные биржи возлагались,  наряду с ранее принятыми, не свойственные им постоянные или  временные  функции по регулированию торгового  оборота.  Допущение  же  ценных  бумаг  в  фондовые отделы регулировалось  особыми  правилами  Наркомфина.  Любые  специфические приёмы биржевой торговли этим положением исключались.

     В начале 1927  года  в одном из постановлений прямо указывалось, что их  деятельность  должна  быть сосредоточена лишь на посредничестве в торговле  теми  товарами,  которые  в этом нуждаются (в основном продукция сельского хозяйства). Пройдя  свой  пик в 1924 – 1925 годах, биржевая торговля быстро пошла на спад. Уже к 1927  г. большая часть бирж была упразднена. Изданным в апреле 1928  конкретизирующим это постановление положением ещё более усиливался административный  контроль над  биржами,  превращавших  их  окончательно  в  организации,  занимающиеся простой оптовой торговли через прилавок.  Маклеры  стали  рассматриваться  в качестве своего рода совслужащих, порядок оплаты их  труда  соответствующими наркоматами. Биржевые сделки, в которых участвовало  хотя  бы  одно  частное лицо, контролировались фининспектором, что подрывало право  на  коммерческую тайну. Ликвидация бирж в начале 1930 г. постановлением Совнаркома  завершила эту серию правительственных актов.

            Так была ликвидирована единственная  в Советской России  признанная  в мире  экономическая   структура,   деятельность   которой   при   правильной постановке  дела  могла  способствовать  выработке  рыночной   цены   ценных (фондовых) бумаг и товарно-сырьевой продукции. Хотя  биржевое  дело  в этот период не смогло подняться до европейского уровня,  его  развитие  в  первой половине 20-х годов  шло  по  общему  пути,  несмотря  на  все  препятствия.

     Ликвидация  бирж отдала вопросы ценообразования  и все  с  ними  связанное  во власть волюнтаризма, чиновничье-бюрократического  произвола,  способствовала утрате обществом объективных экономических критериев, явилась  важным  шагом по  пути  к  застою  и  тупику,  разрушая  естественные   стимулы   развития общественного  труда. 

     Предпринятые  правительством   одновременно   попытки массового акционирования производства не  могли  вывести  из  этого  тупика: отсутствовали объективные критерии  оценки  стоимости  фондов  акционируемых предприятий. Были перекрыты пути инвестирования в  эти  предприятия  крупных денежных капиталов (помимо собственных их средств и  прямых  государственных вложений),  устранены  возможности  развития   конкурентной   борьбы   через концентрацию и переливание капиталов – денежных и акционерных  –  от  одного акционерного общества к другому.

            После шестидесятилетнего перерыва биржевое  движение  в  России  было вновь возрождено. Стихийный процесс создания  биржевых  структур  был  начат созданием в мае 1990 г. Московской товарной биржи. Так же, как и  в  1921  –1922  гг.  процесс  образования  новых  бирж  осуществлялся   при   коренных изменениях в экономике; сходным оказался и лавинообразный рост  бирж  –  101товарная биржа к 1925 г. и 182 товарные и фондовые биржи на начало  1992  г.

     По  данным  Госкомстата  РФ  на  август  1991  года  распределение  бирж  по территориям выглядело следующим образом: наибольшее распространение биржи получили  в  крупных  городах,  а  также  в областных,  краевых  и  республиканских  центрах.   Интенсивность   процесса образования бирж во многом определялась отношением  к  биржам  руководителей государственных органов власти и управления на местах,  их  восприимчивостью к реформированию экономики, наличием и состоянием промышленности в  регионе, активности предпринимателей.

            Создание бирж в 1990 – 1991 гг. на различных территориях  проводилось  исходя   из   местных   интересов   отдельных    групп    предприятий    или предпринимателей, а также в условиях отсутствия биржевого  законодательства, что предопределило пестроту в выборе организационно-правовых  форм  биржи  –от частного предприятия до акционерного общества открытого типа.

       Бурный количественный рост товарных  бирж стимулировали  постановление Совета министров РСФСР "О деятельности товарной биржи в  РСФСР"  (март  1991года)  и  утверждение  правил  их  регистрации.  Вскоре  по   количеству   и разнообразию заключаемых на биржах сделок страна оказалась "впереди  планеты всей". Правда,  подавляющее  их  большинство  в  действительности  никак  не отвечало выработанным  в  мировой  практике  представлениям  о  характере  и функциях биржевой деятельности. Согласно же временному Положению,  в  задачи товарных бирж входило: оказание посреднических услуг по заключению  торговых сделок,  упорядочение  торговли,  регулирование  торговых   операций,   сбор сведений о биржевых ценах, состоянии промышленности, торговли, транспорта  и других факторах, влияющих на динамику цен.

            Через  год  последовал  закон   "О   товарных   биржах   и   биржевой деятельности".  По  мысли  его  авторов,  он   должен   был   способствовать упорядочению и улучшению организации биржевой  торговли,  её  продвижению  к классическим формам и методам биржевого торга. Товарные  биржи  должны  были стать  организованными  рынками,  на  которых  функции  биржевого   аппарата являются чисто посредническими, а преобладающими  сделками  должны  были  бы стать срочные  ("фьючерсные"),  и  опционные,  заключаемые  с  определенными дополнительными условиями. Предполагалось, что  закон  будет  способствовать концентрации бирж путем их объединения,  а  также исключения  из  их  числа предприятий, использующих небиржевые приемы торговли, т. е. торговых  домов, торговых складов и т. п.

            Издание  закона  вызвало   бурю  протестов  со   стороны   биржевиком. Подготовители закона  ссылались  на  мировой  опыт,  обобщенный  в нем,  на необходимость привести биржевое дело в России в соответствие с  общепринятой практикой. Инфляционные процессы, в которых биржевики видели главный  тормоз для развития их дела, а также  тотальный  товарный  дефицит  рассматривались законодателями как временные явления,  в  преодоление  которых  должны  были внести свой вклад и  товарные  биржи,  содействуя  –  своими  специфическими методами – формированию объективных рыночных цен, восстановлению  нарушенных хозяйственных связей. Однако подготовители закона не приняли во внимание  (и это отразилось на его содержании) отечественный исторический опыт: 

    • за годы существования биржи в общественном сознании не  сложилось  понимания  её  места  в  регулировании  рыночных  отношений; 
    • не   получила   признания специфика  биржевой  спекуляции  и  её  общественная  значимость; 
    • не   было преодолено отставание в развитии самой биржевой техники.

     Закон не  определял форм взаимодействия товарной биржи и государства, действенных  путей  защиты биржи от диктата монополистов-производителей,  а  общества  –  от  возможных биржевых афер.

            В мае 1993 г. последовало правительственное  постановление "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота  биржевых  товаров  через товарные биржи". Биржи  рассматриваются  в  нем  как  организованные  рынки, обеспечивающие "концентрацию спроса и предложения, формирование  объективных цен на основные  сырьевые  и  продовольственные  товары".  К  ним  отнесены, помимо стратегически важных,  мясо и мясопродукты,  зерно,  сахар,  нефть, нефтепродукты,  лес  и  лесоматериалы,  хлопок,  шерсть,  черные  и  цветные металлы. Меры, указанные в постановлении, должны, во-первых,  способствовать превращению   биржевой   торговли   в   важнейший    фактор    "формирования общероссийского   и   местных   рынков";   во-вторых,    расширить,    путем предоставления  правительством  квот,  участие  товарных  бирж  в   экспорте биржевых товаров; в-третьих,  повысить  контролирующую  роль  государства  в регулировании деятельности бирж.

            Разрабатывается  специальная   система  контроля  биржевых   операций. Особенно связанных с формированием экспортных цен и  заключением  экспортных контрактов, а также меры ответственности за уклонение от регистрации  сделок или отказ в регистрации.

           Таким образом, получает признание  важная роль  биржи  в   установлении долговременных рыночных связей, обеспечении  гласного  формирования  цен  на массовые  виды  сырья,  материалов  и  продовольствия;   поставлена   задача включить российские биржи в формирование мировых цен на такого рода  товары. Эти меры в целом направлены  на  преодоление  монополистических  явлений  на сырьевом рынке. Государственные органы и  биржевики  проявили  готовность  к сотрудничеству.

 

Глава 2. Элементы товарной биржи

2.1. Объект  товарной биржи

     Oбъeктoм  тopгoвли нa тoвapныx биpжax являютcя  вeщecтвeнныe или coбcтвeннo тoвapы. Зaкoн PФ «0 тoвapныx биpжax и биpжeвoй тopгoвлe» oпpeдeляeт биpжeвoй тoвap кaк «нe изъятый из oбopoтa тoвap oпpeдeлeннoгo poдa и кaчecтвa, в тoм чиcлe cтaндapтный кoнтpaкт и кoнocaмeнт нa yкaзaнный тoвap, дoпyщeнный в ycтaнoвлeннoм пopядкe биpжeй к биpжeвым тopгaм».

Xapaктepными  чepтaми вeщecтвeннoгo биpжeвoгo тoвapa являютcя:

•          мaccoвый xapaктep пpoизвoдcтвa и пoтpeблeния;

•          cтaндapтизиpyeмocть;

•          xopoшaя coxpaняeмocть;

•          тpaнcпopтaбeльнocть;

•          нeзaвиcимocть кaчecтвeнныx xapaктepиcтик тoвapa oт кoнкpeтнoгo пoтpeбитeля;

•          кoлeблeмocть цeн пoд влияниeм пpиpoдныx, ceзoнныx, пoлитичecкиx и иныx факторов

     B миpoвoй пpaктикe нa тoвapныx биpжax oбpaщaютcя  пpимepнo 70 видoв тoвapoв. Этo – тoвapы,  пpoшeдшиe лишь пepвичнyю пepepaбoткy, т.e, cыpьe и полуфабрикаты. Oни дeлятcя  нa двe кpyпныe гpyппы:

a) ceльcкoxoзяйcтвeнныe  и лecныe тoвapы и пpoдyкты иx пepepaбoтки (пopядкa 50 видoв):

•          зepнoвыe (пшeницa, кyкypyзa, oвec, ячмeнь, poжь);

•          мacлoceмeнa (льнянoe, xлoпкoвoe ceмя, coя, бoбы, coeвoe мacлo, шpoт);

•          живыe живoтныe и мяco (кpyпный poгaтый cкoт, cвиньи, мяco oкopoкa);

•          тeкcтильныe тoвapы (xлoпoк, джyт, шepcть, нaтypaльный  и иcкyccтвeнный шeлк, пpяжa, лeн);

•          пищeвкycoвыe тoвapы (caxap, кoфe, кaкao-бoбы, pacтитeльныe мacлa, кapтoфeль, пepeц, яйцa, apaxиc, кoнцeнтpaт aпeльcинoвoгo coкa);

•          лecныe тoвapы (пилoмaтepиaлы, фaнepa);

•          нaтypaльный кayчyк;

Информация о работе Товарная биржа