Тнфляция и система антиинфляционных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта.
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инфляции: содержание и направления регулирования 4
1.1. Понятие инфляции, ее виды и причины 4
1.2. Монетарные инструменты антиинфляционной политики 7
1.3. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики 10
Глава 2. Антиинфляционная политика в Российской Федерации: 12
2.1. Развитие инфляции в России 12
2.2 .Инфляция в России в 2010 году превысила официальные прогнозы 15
2.3. Антиинфляционная политика в Российской федерации 15
2.4. Антиинфляционная политика на 2008 год 18
2.5. Антиинфляционная политика России 2010 20
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория доделан..docx

— 60.57 Кб (Скачать файл)

Задача  чрезвычайно серьезная, и ее надо решать. Вопрос: как? Есть две основные точки зрения. Первая - инфляция имеет  сугубо монетарные причины, и бороться c ней следует путем сдерживания  роста (стерилизации) денежной массы, для  чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая - главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего тарифов естественных монополий, что требует ужесточения антимонопольной политики.

В целях  выяснения вопроса, является ли причиной инфляции избыточная масса и есть ли необходимость в ее стерилизации (накопления) в виде неприкосновенного  запаса - Стабилизационного фонда, был  проведен комплексный анализ всех денежных агрегатов в различных их ракурсах и аспектах. Расчеты осуществлены на основе официальных данных Росстата и Банка России за соответствующие  годы и прокомментированы автором. Полученные данные сведены в шесть  основных таблиц, к которым прилагаются  детализирующие и наглядно их характеризующие  рисунки. Тем самым дается более  объемное представление о динамике процессов, происходивших в денежной сфере последних шести лет - в 2000 - 2005 гг., и расширяется база дальнейших исследований, что в свою очередь  позволит наметить и реализовать  конкретные меры по более эффективному ограничению монетарной составляющей инфляции.

Главная проблема российской экономики состоит  в том, что с немонетарными  причинами инфляции денежные власти борются исключительно монетарными  методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность  несырьевых отраслей экономики. Между  тем необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал  в интересах российской экономики  и благосостояния ее граждан.

Существенное  повышение уровня обновления основных производственных фондов (сейчас около 2% в год), строительства жилья (сегодня  менее 3% потребности) и решение других важнейших социально-экономических  задач не могут быть осуществлены без значительного (в несколько  раз) увеличения инвестиций в российскую экономику. Безусловно, можно и важно  привлекать для этого иностранные  инвестиции, но более разумно и  полезно использовать в этих целях  национальные денежные ресурсы.

Следует отметить, что результаты анализа  свидетельствуют не об избыточности денежной массы, а об ее излишнем изъятии  из экономики и накапливании в  Банке России и зарубежных активах. В целях ускорения экономического роста, сокращения инфляции необходимо реализовать ряд мер.

1. Стабилизационный  фонд (лучше его назвать Фондом  развития и разделить не две  части: Фонд будущих поколений  и Инвестиционный фонд), как специальный  бюджетный счет правительства,  следует формировать непосредственно  в иностранной валюте путем  изъятия части высокой ренты  на все экспортируемые сырьевые  товары (а не только нефть). В  этом случае значительная часть  валютных потоков в страну  не будет попадать на внутренний  рынок и не приведет к искусственному  укреплению рубля, и следовательно,  к росту импорта.

2. Фонд  развития (бывший стабилизационный  фонд), как и бюджетные средства  правительства (в отличии от  валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно  в интересах решения социально-экономических  задач и ни в коем случае  в качестве какого-либо резерва  (незачем клонировать государственные  резервы).

3. Половину  ежегодных поступлений в Фонд  развития следует сначала тратить  на возврат внешнего и внутреннего  государственных долгов до их  полного погашения, затем на  формирование Фонда будущих поколений,  а остальную часть - на инвестиции  и покрытие дефицитов бюджета  и внебюджетных государственных  фондов в законодательно установленных  размерах.

4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия  а структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные  инвестиции должны быть в значительной  степени замены инвестициями  в иностранной валюте из Инвестиционного  фонда на приобретение самых  современных зарубежных технологий  и оборудования. В этих целях  правомерным было бы создание  соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и  лизинговая компании).

Известно, что сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику  в несколько раз превышает  объем нынешнего Стабилизационного  фонда, но никто в правительстве  не говорит о том, что это приводит к инфляции.

5. Необходимо  прекратить практику изъятия  значительной денежной массы  из коммерческих банков и превращения  Банка России в суперрасчетный  банк некредитных организаций.

Проблема  состоит в том, что денежную массу  в экономике формируют банки  путем депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). При  низкой ликвидности банки не смогут кредитовать экономику, т. е. создавать  денежную массу, соответствующую ее потребностям. Вместе с тем, в чем  нельзя согласиться с А. Л. Кудриным, «банки являются институтом инвестирования, который качественнее, чем правительство». Учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка  и поэтому высокий уровень  их ликвидности не может приводить  к инфляции, нет необходимости  в массовом переводе денежных средств  на счета в Банке России (сейчас на счетах некредитных организаций  в Центральном банке находится  около 3 трлн. руб., а на корреспондентских  счетах коммерческих банков в Банке  России - лишь около 400 млрд. руб.)

6. Представляется  целесообразным и своевременным  переход в государственном масштабе  от политики сбережений к инвестиционной  политике.

Политика  сбережений государства в 2005 г. достигла своего апогея, в результате чего его  общие ресурсы (около 8 трлн. руб.) составляли 80% совокупных ресурсов населения, предприятий  и кредитных организаций, тогда  в 2001 г. их доля была всего лишь 25%. Это  означает трехкратный опережающий  рост ресурсов государства

7. Необходимо (и без существенных рисков  и напряжения возможно) значительно  увеличит денежную базу в экономике,  напротив в оборот через банковскую  систему и фондовый рынок на  кредитной основе около 3 - 4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов. Это  важно и потому, что дефицит  денежных средств, функционирующих  в реальной экономике (денежная  база в широком определении  и денежная масса), вызванный чрезмерным  уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости  денег и их дефицита, что также  провоцирует инфляционные процессы.

2.4. Антиинфляционная политика на 2008 год

В настоящее  время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи  со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую  модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. [12, 78 c]

13 декабря  был опубликован "План мероприятий  по снижению темпов роста потребительских  цен на 2007-2008 годы", подготовленный  Министерством экономического развития  и торговли. В нем представлены  разработки по борьбе с растущей  инфляцией. Несмотря на то, что  реальный уровень инфляции в  текущем году значительно превысил  прогнозируемый (реальные 12% против  предполагавшихся 7-8%), программа не  рассчитана на принятие каких-либо  срочных мер. Основные положения  плана были приведены в действие  во втором квартале 2008 года.

Одним из условий реализации этих важнейших  задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено  ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство  прогнозировало замедление роста цен  на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2008 г.; 4,8% в 2009 г.) Добиться этого предполагалось с помощью роста предложения  этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

Реформы коснулись и ЖКХ. В 2008 году ожидался значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство  пошло на частичную либерализацию  цен в данной области (некоторые  цены все же останутся под государственным  контролем). Суть этих мер состоит  в том, что правительство составило  список услуг, цены на которые устанавливаются  и регулируются государством.

Была  поставлена задача замедления роста  денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота  в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит  оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных  расходов инвестиционного характера  с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

Важную  роль играет проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание  плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной  политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные  возможные условия дальнейшего  социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий  может отличаться от предусмотренных  сценариев. На экономический рост в  последние годы заметное влияние  оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом  рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия  денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной  политики Банк России определил ограничение  прироста потребительских цен в  пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой  инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. [19]

Основные  инструменты курсовой политики остаются операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут  проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения  чрезмерного укрепления рубля. Своей  перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного  таргетирования.

Аналитики считают, что этот ход практически  не повлияет на инфляцию. Например, как  сообщает Росфинком, аналитик компании "Тройка-диалог" Антон Струченевский  предполагает, что значение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся по прежнему высокими. Более того, есть предположения о  том, что за либерализацией тарифов  последует их значительное повышение  по сравнению с нынешними показателями. «Коммерсант» приводит слова Александра Морозова: "Если конкуренция будет  развиваться медленно, то тарифы после  либерализации будут расти быстро, если они будут привлекательны для  создания частного бизнеса, то вскоре будут снижаться. Прежде чем проводить  либерализацию, необходимо создать  институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и  госмонополиях нет".

Помимо  основных краткосрочных и долгосрочных мер, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования уровня инфляции:

1. Выдавать  кредиты исключительно после  возврата старых. Однако это осуществимо  только в том случае, если при  невозможности возврата кредита  неотвратимо и эффективно начинает  действовать процедура банкротства.

2. Восстановление  доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение  кредитов Центрального банка  на покрытие дефицита бюджета  государственными краткосрочными  облигациями - существенный фактор  снижения инфляции.

3. Повышение  эффективности банковского сектора  путем снижения затрат, ранняя  санация и банкротство неэффективных  банков и консолидация банковского  капитала путем слияния и привлечения  новых акционеров. Снижение эмиссии  и инфляции снизит доходность  банковского сектора, что создаст  значительные проблемы с ликвидностью  у не слишком хорошо работающих  банков.

4. Центральному  банку очень важно удерживать  намеченную траекторию обменного  курса и инфляции. Ценообразование  предприятий ориентировано на  интуитивный обменный курс, который  будет, по их мнению, на момент  сделки. Тем самым предприятия  сами формируют некоторый «панический»  курс и в ценообразовании ориентируются  на него.

5. Поощрение  конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка.  Решительные сдвиги в создании  благоприятных условий для ведения  бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства  потребительских товаров и услуг.  Быстро растущий разрыв между  расходами населения на потребительские  товары и их производством  для отечественного рынка покрывается  импортными товарами, что усиливает  давление на валютный рынок  и вытесняет инвестиционные товары  из импорта.

6. Снижение  норм обязательных резервов и  их формирование в белорусских  рублях. В этом случае банки  не заинтересованы в спекулятивном  понижении курса белорусского  рубля, так как выигрыш на  курсовых спекуляциях будет съеден  необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит  разрыв между стоимостью ресурсов  и ставками кредитов. [10, 76 c]

Информация о работе Тнфляция и система антиинфляционных мер